Развитие интеллектуального потенциала в условиях ДОУ
статья по теме

Шафигуллина Алина Рафисовна

В статье описывается методическая работа, проводимая в ДОУ по развитию интеллектуального потенциала детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуального потенциала в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация: в статье описывается методическая работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по развитию интеллектуального потенциала детей.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие дошкольников, интеллектуальные мероприятия в ДОУ.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются такие психические функции, как мышление, внимание, память. Качество усвоения знаний в дальнейшем и успешное обучение в образовательных учреждениях во многом зависит от развития интеллектуальных способностей  человека. Чем раньше будет организован процесс развития составляющих интеллекта (мышление, внимание, память), развития логики, тем быстрее ребенок будет запоминать,  успешнее учится.

Современное образование требует не только заучивания и владения полученными  знаниями, но и  умения добывать информацию самому, осмысливать ее, оперировать ею.

Учитывая изменения, происходящие в образовании, и появление новых требований к уровню подготовки детей, образовательные учреждения создают условия для развития интеллектуальной личности.  Исходя из выше сказанного  интеллектуальное развитие ребенка на сегодняшний день занимает одно из первых мест и является одним из главных факторов в образовательном процессе.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, а также способствует формированию познавательных интересов, накоплению разнообразных знаний, умений и навыков.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника  в образовательной деятельности, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило дошкольнику стать настоящим Человеком.

В познавательной сфере выделяются три компонента:

  1. познавательные процессы: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.);
  2. информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития;
  3. отношение: рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

 Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Познавательно-интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Наиболее значима для дошкольников познавательная потребность. Развивая внутренний потенциал ребенка, дошкольные образовательные учреждения не должны ограничиваемся только рамками непосредственно-образовательной деятельности  по программе.

Педагог должен расширять круг познавательно-интеллектуальной деятельности всех дошкольников.

 Для того чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности детей в обучении и развитии,  в систему работы с дошкольниками, в образовательный процесс должны быть  включены такие  интеллектуальные мероприятия, которые способствуют развитию интеллектуально-познавательной активности ребенка  и побуждают его к активному  пополнению знаний об окружающем мире. В этих мероприятиях ребенку требуется  активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Приведу примеры интеллектуальных мероприятий из личного опыта работы в ЦО "Эврика".

Для предоставления равных стартовых возможностей всем дошкольникам старших и подготовительных групп проводится познавательно-интеллектуальная игра «Снегопад вопросов». Игра проводится в виде личного первенства. Она  позволяет каждому участнику без предварительного отбора попробовать  свои силы, показать свои знания в рамках образовательной программы.

Дошкольникам, показавшим лучшие результаты, дается возможность дальше проверить свои интеллектуально-познавательные способности   в «Интеллектуальном  марафоне», который проводится у нас ежегодно уже на протяжении шести лет.

Интеллектуальный марафон – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. «Интеллектуальный марафон» включает задания повышенной сложности по речевому развитию ребенка, развитию представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Победители «Интеллектуального марафона» не останавливаются на достигнутом, а двигаются вперед, к вершинам познания, проявляя свою познавательную активность и интеллектуальные способности в краевом «Интеллектуальном марафоне». Это соревнование дошкольников позволяет интеллектуально - одаренным детям проявить свои возможности на высоком уровне, соревнуясь со своими сверстниками из других образовательных учреждений.

В рамках подготовки ко Всемирному дню природы проводится  экологический КВН для старших дошкольников. Участвуя в игре, ребята смогут пополнить и проявить свои  знания в области окружающего мира; им  предоставляется возможность соревноваться в составе команды, развивая навыки сотрудничества в процессе коллективной мыслительной деятельности.

Интернет - ресурсы на сегодняшний день предлагают большие возможности заявить о себе и проявить себя, участвуя в конкурсах различного уровня.  Задача ОУ - предоставить своим воспитанникам такую возможность. Традицией нашего образовательного учреждения стало проводить для  воспитанников такие мероприятия, как дистанционный  марафон «Веселая  математика»,  Международная  Интернет -олимпиада «Сократ», "Турнир для дошкольников",   цель которых - выявить и поддержать личностные способности каждого участника. Выполнение заданий конкурсов можно сравнить с испытанием, каждое испытание является кирпичиком в развитии сильной, творчески одаренной и успешной личности. Участие в интеллектуальных соревнованиях – это возможность проявить себя, проверить свои знания и умения.

Подводя итог, необходимо отметить, что участие в мероприятиях не только внутри дошкольного образовательного учреждения, но  и в городских, краевых, всероссийских конкурсах стимулирует познавательную деятельность дошкольников. У дошкольников не появляется страха перед учебой. Придя в школу, ребенок с интересом участвует во всевозможных интеллектуальных мероприятиях, показывая высокие результаты.

В начальной школе им уже знакомы такие мероприятия, как Краевой интеллектуальный марафон для младших школьников, участие во всероссийских дистанционных олимпиадах не вызывают страха ни у ребенка, ни у родителей.

Мы должны помнить, что, помогая ребенку развиваться, мы – педагоги - сами развиваемся, приобретаем опыт.

1. «Ваш маленький гений: 500 лучших заданий для развития интеллекта» составители О. Федина, С. Федин.;

2. «Логика» составители С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина.;

3. « Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет» составитель  Ю. Соколова;

4. «Развиваем внимание и воображение: для детей от 5 лет»;

«500 головоломок»;  

5. «Развиваем интеллект: Задачи. Тесты. Упражнения» составитель  Г. П. Шалаева.;

Н. В. Микляева «Развиваем способности дошкольников»;

6. «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет» составитель Л. М. Граб;

7. «Правильно решаем задачи: Азы математики. Игры-задания» составитель В. В. Маркевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...

Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны...

Статья "АСПЕКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА"

В статье я подробно освещаю аспекты положительного влияния средств музыкотерапии (слушания лучших образцов мирового музыкального наследия, а также детской музыки) на развитие различных сфер личности р...

Презентация "Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника"

Презентация опыта работы "Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника"...

2022г. Развитие интеллектуального потенциала детей на физической культуре.

Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они н...