Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Сказкотерапия"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По определению Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.
На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи обучающихся осуществляется по следующим направлениям: 1.Активность : от потребности в эмоциональной разрядке через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. 2.Самостоятельность : от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи - доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении .
3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма , музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции. 4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению "неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре - драматизации. 6 . Связная речь: от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительного динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.
Т.Д.Зинкевич -Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия. 1. Ритуал «входа» в сказку(настрой на совместную работу, любое «сплачивающее» упражнение). 2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие). 3. Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки). 4. Закрепление(приобретение нового опыта; игры; символические путешествия). 5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью). 6. Резюмирование(обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). 7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.
Таким образом, сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования функционально - ролевых отношений в группе детей с нарушенным интеллектом: во-первых , потому что ребенку с интеллектуальным дефектом довольно трудно построить «сценарий», выделить и распределить роли, а сказка помогает ему в этом; во-вторых , межличностные отношения также даны в готовом виде, но даже ребенок с нарушенным интеллектом, перенося их на себя в большей или меньшей степени изменяет их, что способствует развитию адекватного отношения его к окружающим.
Р.М. Ткач структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи. Сказки для гиперактивных детей. Сказки для агрессивных детей. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: Художественных Народных Психокоррекционных Психотерапевтических Дидактических
Художественные сказки - к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. в художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный , и психотерапевтический аспекты. 2. Народные сказки - древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. в них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.
3. Психокоррекционные сказки - это сказки, в которых нежелательное поведение ребенка замещается желательным. в таких сказках разрабатываются другие способы реагирования на ситуации или поведение, которые ребенку не присущи. через такие сказки можно показать, что неэффективный стиль поведения ребенка можно заменить на более эффективный, и показать цепочку «что и почему». 4. Психотерапевтические сказки - это сказки для более взрослых. они не всегда приятные, не всегда легки для понимания, но очень глубоки психологически. такие сказки используют специалисты для решения различных сложных ситуаций, так как через них можно увидеть ситуацию со стороны и решить ее наиболее эффективно.
5. Дидактические сказки - это сказки созданные педагогами для объяснения сложного материала для детей и его легкому пониманию и усвоению. так например, через дидактические сказки можно освоить с ребенком числа, знаки, привить интерес к знаниям, показав, что человек, который знает, может что-то добиться. в этих сказках неодушевленные знаки и объекты становятся живыми.
О сновные методы сказкотерапии По мнению Е.В. Чех можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: Рассказывание сказки. Рисование сказки. Сказкотерапевтическая диагностика. Сочинение сказки. Изготовление кукол. Постановка сказки.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями"
Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многофункциональную инфраструктуру....
Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровьяФорма занятия: групповоеВозрастная группа (класс): средний дошкольный возрастПродолжительность занятия: 20 минутТема...
Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Музыкотерапия"
Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...
Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Метод песочной терапии"
Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...
Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей кэлементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверс...
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровьядля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Легко л...