Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Легко ли быть не таким, как все»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №10 «Легко ли быть не таким, как все»
Подготовила воспитатель: Шевченко М.И.
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ.
Социально-коммуникативное развитие
- развивать у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
- развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- развивать у детей способность к сопереживанию, желанию прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;
-формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
-развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие.
-воспитывать в детях чувство гуманного и толерантного отношения к детям;
Речевое развитие
-познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
-закреплять умение детей вести беседу, поддерживать диалог в ситуации творческого и игрового общения.
Познавательное развитие :
- познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей;
- развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ;
-познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
- воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей;
Художественно – эстетическое развитие:
- формировать сенсорные эталоны и способности.
«Физическое развитие»:
-способствовать развитию ориентировочного навыка, развитию координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики;
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз;
Интеграция образовательных направлений:
«Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое», «Познавательное».
Оборудование: ноутбук, презентация, видеозапись с плачем и смехом ребенка, лента, , подарочные открытки «сердце».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель спрашивает у детей, почему люди при встрече здороваются, говорят именно эти слова? Что значит слово « Здравствуйте»?
Вы правы, мы желаем друг другу здоровья, ведь для человека здоровье самое главное.
2. Основная часть
Воспитатель: Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно беречь и уважать этот дар. Но, несмотря на то, что мы всегда желаем здоровья, нас окружают разные люди, в том числе и нездоровые, больные, особые.
Ребята, я прошу вас быстро назвать ассоциации, которые у вас возникают со словом ИНВАЛИД
А теперь, разбившись на пары, попробуйте, пожалуйста, сформулировать: кого называют инвалидом?
Воспитатель: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах?
Воспитатель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Такое название более уважительно, более ясно отражает то, в чем эти люди нуждают
Включается запись плача ребенка.
Воспитатель Ребята, как вы думаете, почему дети плачут?
Ответы детей: (от боли, болеют, от обиды)
А что вы думаете, что чувствуете, когда слышите плач человека? Ответы детей: (жалко, тоже хотелось заплакать, хотелось пожалеть, погладить).
Воспитатель Значит вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.
Со – чувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами, а кто-то рождается инвалидом.
Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с вами. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, могут ходить прихрамывая, глухонемые (это те люди которые не могут произносить слова, т. е. разговаривать и не могут слышать) или не могут передвигаться без коляски, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить. Это такая особенность, но во всем остальном это обычные люди, поэтому их не нужно бояться, а наоборот, поддерживать их, сочувствовать и дружить с ними. Ведь «они» как никто другой нуждаются в нашей дружбе и в нашей поддержке.
Вы уже знакомы с некоторыми из них (слепые, люди на колясках) а я хочу рассказать вам о людях которых называют глухонемые. Ребята, вы знаете что ни будь о них?
Ответы детей.
Да, это люди которые не слышат и не могут говорить.
Итак, давайте попытаемся представить как это, быть глухонемым? Что чувствует такой человек? С какими трудностями он сталкивается? И как мы можем ему помочь. Давайте поиграем.
Игра «Угадай желание»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
Ребенку дается задание: «Без слов объяснить что он хочет пить, есть, болит голова, хочется спать, болит живот, мне грустно и т. д.».
Остальные должны отгадать его желания.
Обсуждение происходящего (дети делают вывод, что таким людям будет легче, если мы им будем помогать)
А как вы думаете, как общаются глухонемые люди? (Ответы детей)
(глухонемые люди общаются с помощью жестов).
Некоторые из них с помощью слухового аппарата немного слышат (смотрим презентацию).
У глухонемых есть азбука (смотрим презентацию).
Некоторые из этих жестов мы используем в своей жизни (дети перечисляют).
Давайте попробуем пообщаться на их языке (смотрим презентацию, общаемся с помощью жестов)
А еще есть специальные мультфильмы для них (смотрим отрывок)
Ребята, я однажды шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, который был глухонемым. У меня на глазах появились слезы. Как вы думаете, почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? (злыми, жестокими, плохими). Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно. Надо ли пристально смотреть на таких детей или взрослых и показывать пальцем?
Поэтому если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернётся!
Вчера вы смотрели мультфильм, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик». Я хочу напомнить вам окончание этой сказки.
- Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.
Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Витя. А тебя как?
Женя. Давай играть в салки?
Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже нравишься, и я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Воспитатель Ребята, правильно поступила Женя? (ответы детей).
Но ведь такой волшебный цветик-семицветик бывает только в сказке, а такой мальчик может жить рядом с нами.
Как вы могли бы помочь ему? (поиграть с ним в настольные игры, порисовать, посмотреть книги, мультфильмы и др.).
Молодцы! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.
Воспитатель Как люди становятся инвалидами? Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
Воспитатель: Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.
Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Воспитатель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Воспитатель: Инвалиды – это особые люди, но они такие, же люди. Поэтому относиться к ним, принимать их надо такими, какие они есть.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Воспитатель: Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми.
С 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью.
Воспитатель: Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для неходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, параолимпийцами.
Воспитатель: Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать, то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
- Что испытывали? Что хотелось сделать?
Видеоролик «Доступная среда»
А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы.
1 группа - будут градостроители
Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.
2 группа – выбирают карточки, на которых написано действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам.
Дети выполняют задание (в это время звучит релаксационная музыка). Затем дети озвучивают, что у них получилось.
3. Заключительная часть. Рефлексия
- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно запомнилось?
Воспитатель: Молодцы! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.
Человек хранит свои добрые чувства в душе, а душа у человека живет в сердце. Дети покажите где ваша душа? Я очень хочу, чтобы в вашей душе сегодня поселилось сопереживание, добро и любовь, чтобы вы запомнили это, рассказали своим родным и близким, о том, что вы поняли сегодня. Я вам дарю эти сердечки на память. И закончить наше занятие я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»
(видеозапись детского смеха.) Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»
Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...
Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Музыкотерапия"
Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...
Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...
Цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе «Готовлюсь к школе»
Материал представляет собой цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе...
Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей кэлементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверс...
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ для детей подготовительной к школе группы ности №10 «Легко ли быть не таким, как все»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со свер...