Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Метод песочной терапии"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.pptx | 782.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод песочной терапии Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей.
Терапия песком (или как ее еще называют sandplay ) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции , где основной акцент делается на творческом самовыражении . Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице .
В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Плюсы песочной терапии: 1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. 2.Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. 3.Гармонично и интенсивно развивает все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление) 4.Развивает речь, закрепляет навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму. 5.Совершенствует развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка. 6. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
Песочная терапия как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ограниченными возможностями. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем : - различные формы нарушений поведения; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы ; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками.
Преимущества песочной терапии: помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков); освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) адаптация в школе и детском саду.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...
Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:- развить более позитивную Я-концепцию;- стат...
Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Музыкотерапия"
Презентация по психокоррекционной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья...
Психокоррекционная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья "Сказкотерапия"
Презентация...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...