Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шевченко Алина Сергеевна

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к

элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МЦЕНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 11»

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: «Открой свое сердце» в старшей группе

(в рамках проведения Всероссийской недели инклюзивного образования)

                   

                                                         

Воспитатель:

  Шевченко А.С.

2022 г.

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ.  

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

- развивать у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру;

- развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- развивать у детей способность к сопереживанию, желанию прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;

-формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

-развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие.

-воспитывать  в детях чувство гуманного и толерантного отношения к детям;

Речевое развитие

-познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

-закреплять умение детей вести беседу, поддерживать диалог в ситуации творческого и игрового общения.

Познавательное развитие:

- познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей;

- развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ;

-познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

- воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей;

«Физическое развитие»:

-способствовать развитию ориентировочного навыка, развитию координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики;

- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель спрашивает у детей: почему люди при встрече здороваются, говорят именно эти слова? Что значит слово « Здравствуйте»?

-Вы правы, мы желаем друг другу здоровья, ведь для человека здоровье самое главное.

2. Основная часть

Воспитатель: Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно беречь и уважать этот дар. Но, несмотря на то, что мы всегда желаем здоровья, нас окружают разные люди, в том числе и нездоровые, больные, особые.

Ребята, я прошу вас быстро назвать ассоциации, которые у вас возникают со словом ИНВАЛИД

А теперь, разбившись на пары, попробуйте, пожалуйста, сформулировать: кого называют инвалидом?

Воспитатель: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах?

Воспитатель: Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Такое название более уважительно, более ясно отражает то, в чем эти люди нуждаются.

Включается запись плача ребенка.

  Воспитатель Ребята, как вы думаете, почему дети плачут?

Ответы детей: (от боли, болеют, от обиды)

А что вы думаете, что чувствуете, когда слышите плач человека? Ответы детей: (жалко, тоже хотелось заплакать, хотелось пожалеть, погладить).

  Воспитатель: Значит вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.

Со – чувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами, а кто-то рождается инвалидом.

Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с вами. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, могут ходить прихрамывая, глухонемые (это те люди, которые не могут произносить слова, т. е. разговаривать и не могут слышать) или не могут передвигаться без коляски, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить. Это такая особенность, но во всем остальном это обычные люди, поэтому их не нужно бояться, а наоборот, поддерживать их, сочувствовать и дружить с ними. Ведь «они» как никто другой нуждаются в нашей дружбе и в нашей поддержке.

Вы уже знакомы с некоторыми из них (слепые, люди на колясках) а я хочу рассказать вам о людях, которых называют глухонемые. Ребята, вы знаете что ни будь о них?

Ответы детей.

Да, это люди, которые не слышат и не могут говорить.

Итак, давайте попытаемся представить как это, быть глухонемым? Что чувствует такой человек? С какими трудностями он сталкивается? И как мы можем ему помочь. Давайте поиграем.

Игра «Угадай желание»

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе.

Ребенку дается задание: «Без слов объяснить, что он хочет пить, есть, болит голова, хочется спать, болит живот, мне грустно и т. д.».

Остальные должны отгадать его желания.

Обсуждение происходящего (дети делают вывод, что таким людям будет легче, если мы им будем помогать)

А как вы думаете, как общаются глухонемые люди? (Ответы детей)

 (глухонемые люди общаются с помощью жестов).

Некоторые из этих жестов мы используем в своей жизни.

Давайте попробуем пообщаться на их языке, с помощью жестов.

(Игра: «Общение жестами»)

Ребята, я однажды шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, который был глухонемым. У меня на глазах появились слезы. Как вы думаете, почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? (злыми, жестокими, плохими). Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно. Надо ли пристально смотреть на таких детей или взрослых и показывать пальцем?

Поэтому если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернётся!

Сейчас я вам прочту отрывок из замечательной сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

- Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.

Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела своё лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Витя. А тебя как?

Женя. Давай играть в салки?

Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже нравишься, и я бы с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Воспитатель Ребята, правильно поступила Женя? (ответы детей).

Но ведь такой волшебный цветик-семицветик бывает только в сказке, а такой мальчик может жить рядом с нами.

Как вы могли бы помочь ему? (поиграть с ним в настольные игры, порисовать, посмотреть книги, мультфильмы и др.).

Молодцы! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.

Воспитатель: Как люди становятся инвалидами? Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

Воспитатель: Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.

Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

Воспитатель: И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Воспитатель: Инвалиды – это особые люди, но они такие, же люди. Поэтому относиться к ним, принимать их надо такими, какие они есть. 

Физминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Воспитатель: Нам с вами следует помнить, что только постоянное внимание, поддержка и взаимопомощь помогут людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми. Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для неходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, параолимпийцами.

Воспитатель: Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать, то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

- Что испытывали? Что хотелось сделать? (Игра: «Параолимпийцы»)

3. Заключительная часть. Рефлексия

О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Что вам особенно запомнилось?

Воспитатель: Молодцы! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.

Человек хранит свои добрые чувства в душе, а душа у человека живет в сердце. Дети покажите где ваша душа? Я очень хочу, чтобы в вашей душе сегодня поселилось сопереживание, добро и любовь, чтобы вы запомнили это, рассказали своим родным и близким, о том, что вы поняли сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...

Цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе «Готовлюсь к школе»

Материал представляет собой цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет к обучению в школе...

Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровьядля детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Легко л...

Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ для детей подготовительной к школе группы ности №10 «Легко ли быть не таким, как все»

Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со свер...