Программа педагога-психолога по адаптации детей (1,5 - 3 года)
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №1 «Улыбка»
«Программа адаптационного периода в дошкольном образовательном учреждении»
(1,5 – 3 года)
педагога-психолога
Южаковой Светланы Александровны
пгт. Смирных
2017г.
Пояснительная записка
Актуальность программы. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Адаптационный период - серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Программа предназначена для детей раннего возраста (от 1,5 года до 3 лет) занятия проводятся в группе, 2 – 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия 10 минут. Каждое из занятий может повторятся несколько раз. Т.к. дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Возможно музыкальное сопровождение.
Блоки программы: программа состоит из 2-х блоков. 1-й блок – это сближение детей друг с другом и воспитателем. 2-й блок – это освоение окружающей среды, т.е. групповых помещений.
Принципы программы:
- Принцип единства коррекции и диагностики.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип программированности (т.е. четкость и конкретность используемых техник)
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
- Принцип учета эмоциональной сложности материала.
По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируется не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 – 10 минут (СанПиН 2.4.11249-03)
Намеченные целевые ориентиры для перехода на следующий блок и для завершения всей программы: усвоение детьми предложенного материала, общий эмоциональный фон, активность ребенка в игровой и познавательной деятельности, инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации. В ходе диагностического наблюдения заполняется таблица (см. Таблицу 1.)
Таблица 1.
Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению
Лист психологической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления _________________________________________
Индивидуальные особенности ________________________________________
Привычки _________________________________________________________
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | |||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | ||||||||||||||
Социальные контакты | с детьми | ||||||||||||||
со взрослыми | |||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | |||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ____________________
Оценка адаптационного периода: ____________________________________
Педагог-психолог _____________
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
Ф.И. ребёнка | Возраст | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||
Активен | Активен при поддержке | Пассивен | Инициативен | Принимает инициативу | Уход от взаимоотношений | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке | Пассивен/ реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | |||||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Баллы набранные ребенком суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями: 2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). 1,6-2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. 1-1,5 балла – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность.
Общее время необходимое на реализацию программы не имеет четких границ (от 5 часов 10 минут)
Рекомендации по проведению занятий:
- не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии, вполне достаточно, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе;
- не следует добиваться единственно правильного на ваш взгляд действия или ответа (любая активность малыша, уже показатель его вовлеченности в процесс, что и является приоритетом в данном случае);
- в процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Дошкольное учреждение работает по программе Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е. От рождения до школы основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В соответствии с которой необходимо адаптировать детей к условиям детского сада. Знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка).
Тематический план
№ | Содержание | Время | Общее время | ||
1. | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению наблюдение. | 60 мин. | 60 мин. | ||
2. | Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения», информационные стенды | 60 мин. | 60 мин. | ||
3. | Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам | неограниченно | неограниченно | ||
4. | Индивидуальное общение с вновь-поступающими детьми | по необходимости | по необходимости | ||
Блок 1. Сближение детей друг с другом и воспитателем. | |||||
4. | Занятие 1.
| 5 мин. 5 мин. | 10 мин. | ||
5. | Занятие 2.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин | 10 мин. | ||
6. | Занятие 3.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
7. | Занятие 4.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
8. | Занятие 5.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
9. | Занятие 6.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
Блок 2. Освоение окружающей среды (групповых помещений) | |||||
10. | Занятие 7.
| 1 мин. 3 мин. 6 мин. | 10 мин. | ||
11. | Занятие 8.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
12. | Занятие 9.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
13. | Занятие 10.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. | ||
14. | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | 60 мин. | 60 мин. | ||
Итого | 5 часов 10 мин. |
Основное содержание
Сближение детей друг с другом и воспитателем
Занятие 1.
Как меня зовут
Оборудование: надувной мяч
Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку)
Раздувайся пузырь
Ход: Дети с воспитателем и психологом делают тесный кружок – это сдутый пузырь. Все начинают его “надувать”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом “вдувании” делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. А затем все берутся за руки и идут по кругу со словами:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой
Оставайся такой, да не лопайся
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий говорит: “Хлоп!” – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга. (Упражнение повторяется 2-3 раза)
Занятие 2.
Давайте познакомимся
(см. занятие 1.)
Листопад
Ход: Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети изображая полет листьев плавно движутся (можно под музыку), повторяют действия стихотворения.
Листопад, листопад листья желтые летят Под ногой шуршат, шуршат, Скоро станет голым сад. | Кружатся, изображая листья Ходят по листьям Ложатся на пол и слушают музыку |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Змейка
Ход: Ведущий становится во главе “змейки” которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий идет по причудливой траектории, делая повороты и закручивая “змейку”
Занятие 3.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Упражнение “Мы ногами топ!”
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп По дорожке мы шагаем И в ладоши ударяем. Топ-топ, ножки, топ! Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Ай да малыши! | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. Высоко поднимая ладоши, хлопают. Идут за психологом (воспитателем.) Хлопают в ладоши. Стоя на месте, топают ногами. Хлопают руками. Руки на пояс – кружатся. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Змейка
(см. занятие 2.)
Занятие 4.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Упражнение “Зайка серенький сидит!”
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Зайке холодно сидеть, Зайке холодно стоять, Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! | Взрослый садится. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. Взрослый и дети прыгают и повторяют две последние строчки. Взрослый рычит! Дети разбегаются врассыпную. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
Ход: Собираются игрушки принесенные детьми из дома и что-то из вещей воспитателя, младшего воспитателя и по очереди показывают детям. Дети должны назвать имя хозяина.
Занятие 5.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
“Карусели”.
Еле-еле, еле-еле А потом, потом, потом Тише, тише Карусель остановите. Стоп. | Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу по часовой стрелке. Идут быстро, еще быстрее, затем бегут. Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу. Медленная ходьба. Остановиться и присесть на корточки. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Занятие 6.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Игра “Пляшут наши детки! ”
Где же, где же наши ручки? Где же наши ручки? Нету наших ручек! Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки! Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? Нету наших ножек! Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки! Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки! Где же, где же наши детки? Где же наши детки? Вот, вот наши детки! Вот наши детки! Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки! | Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга. Прячут руки за спину Выставляют руки вперёд. Поворачивают ладошки вверх-вниз. Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Обхватывают ноги руками Ритмично хлопают ладошками по ногам. Ритмично топают ногами. Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Закрывают лицо ладошами Встают в полный рост, разводят руки в стороны. Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Освоение окружающей среды
Занятие 7.
Как меня зовут
Оборудование: надувной мяч
Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут и имя того, кому передает мяч (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку).
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Найди игрушку
Ход: Ведущий (сначала психолог потом возможно кто – то из детей) прячет игрушку в группе, после чего предлагает остальным найти ее. На первом этапе игрушка прячется на глазах у детей. На втором этапе без детей, но дается словесное описание (например: на подоконнике), которое постепенно усложняется (в спальне, на кроватке у Нади под подушкой и т.д.).
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала.
Занятие 8.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Мяч
Ход: Психолог читает стихотворение, а дети выполняют действия стихотворения и прячутся. Ведущий ищет детей.
Мой веселый звонкий мяч Ты куда пустился в скач Красный, синий, голубой Не угнаться за тобой | Дети прыгают Дети разбегаются и прячутся |
Найденный ребенок должен сказать где он прятался (за ширмой, за стулом и др.)
Занятие 9.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Догонялки
Ход: Один ребенок (сначала взрослый) сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
При слове “пять” все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Занятие 10.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Прятки
Ход: Один ребенок прячется в групповой комнате. Взрослый с остальными детьми его ищут. Повторить с несколькими детьми.
Список используемой литературы:
- Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 64 с.
- Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р. Калинина. – Псков: ПОИУУ, 1997 г. – 133 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова -Ярославль, Издательство «Академия развития», 1996 год. – 240 с.
- Севостьянова, Е.О. “Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ”/ Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г.
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних каникул и т.д. Адаптация – это трудный период в жизни ребенка связанный с сильными стрессовыми переживаниями.
Приведя ребенка в детский сад, нужно помнить о том, что в детском саду ребенка ждут новые социальные отношения. Т.е. отношения с новыми людьми: взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем и специалистами) и сверстниками. И разбираться во всех тонкостях этих отношений, налаживать контакты ребенку придется уже без помощи папы и мамы. Такое с ним случилось в-первые в жизни, ребенок начинает самостоятельно представлять себя во “внешнем мире”, отличном от привычного домашнего мира. У детей в возрасте до 3-х лет обычно еще плохо развита речь, ему трудно выразить словами свои чувства и желания, нет навыков общения со сверстниками. Это влечет за собой эмоциональное неудовлетворение. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка, ему необходима ваша помощь.
Вы боитесь за него, и это естественно, однако ваше настроение мгновенно передается ребенку. Поэтом если вы будете излучать уверенность в том, что ребенку в группе будет хорошо, эта уверенность передастся ребенку. Расскажите ребенку о том, как хорошо детям в детском саду, зачем они туда приходят, чем занимаются.
В период адаптации у некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается, или например, более примитивной становится речь. Не стыдите и не ругайте своего малыша, пройдет 1 – 2 недели и все навыки восстановятся.
Хочу предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Все это может вызвать бурные реакции. Помните, что оставляя ребенка в детском саду он психологически считает себя брошенным и сильно переживает по этому поводу. Объясните ему зачем необходимо ходить в детский сад, что его там ждут дети, игрушки. Обязательно расскажите малышу о том, что вы скоро придете за ним, или расскажите о том, кто за ним придет и когда. Чаще напоминайте о том, что вы его любите.
Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить ее» переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал. Таким образом, вы сможете узнать, как ваш малыш себя чувствовал в детском саду.
Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: сначала нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, сверстниками. Затем несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна, а в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время может постепенно увеличиваться.
Дети раннего возраста, сильно устают в детском саду. И наиболее распространенной причиной усталости является присутствие большого числа людей вокруг и необходимость сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому, забрав ребенка постарайтесь не слишком спешить домой. Сделав небольшой круг по окрестным дворам вы позволите своему малышу перейти на вечерний режим и перестроиться на домашнюю обстановку. Будет лучше, если вы не станете сопровождать эту прогулку беседой с кем – либо из своих знакомых, а пообщаетесь со своим малышом.
Помните, что ребенок соскучился по вам, поэтому придя домой не бросайтесь сразу же к выполнению хозяйственных дел. Пусть малыш посидит рядом с вами, расслабится от ваших прикосновений. Поиграйте с ним, поговорите. Дайте малышу самому выбрать, во что вы будете играть. А при необходимости сами предложите какую-нибудь спокойную игру.
Кроме того, и особенно в этот период, нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями. Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду. Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.
Очень важно, чтобы между вами и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить режим дня ребенка к детсадовскому, упражняйте его в самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...
Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта
В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...
Алгоритм действий педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
Выступление на РМО педагогов-психологов...
Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря индивидуальному сопровождению ребенка «...
Рабочая программа педагога – психолога в адаптационный период детей
- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.- оказание помощи (содействие) ребенку ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...
Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
Алгоритм работы...