Алгоритм действий педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
консультация
Выступление на РМО педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burhanova.doc | 37 КБ |
prezentatsiya_burhanovoy.ppt | 173.5 КБ |
ankety_dlya_roditeley.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
- Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса».
Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители.
Предлагаю рассмотреть содержание работы психолога с каждым из участников.
Работа с администрацией ДОУ
Начинается наша работа с обсуждения с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:
- Какое количество новых детей будет приходить в группу?
- В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:
- Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
- Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение". Данные анкеты помогут нам в работе с ребёнком во время адаптации.
- Работа с воспитателями адаптационных групп
Работа с воспитателями- важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:
- помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
- дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья.
Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы подскажем воспитателю, что эти данные можно получить из беседы с родителями.
Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду , т. е. Рабочие дни ( не календарные!). Если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад.
Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
- организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации. Так,за день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями или анкеты. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.
- подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период. Помним, что затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.
- оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.
- Работа с родителями. Формы работы
Работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И это нужно объяснить родителям до их прихода в детский сад. Это возможно сделать на этапе подготовки к поступлению в ДОУ во время консультации или университета для родителей, в рамках работы консультационного центра с родителями будущих воспитанников. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания.,
В качестве форм работы с родителями можно использовать:
- Стендовую информацию, папку-передвижку с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
- информационные листы, памятки, буклеты с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
- Психологические встречи.
- Выступления на родительских собраниях.
- Анкетирование.
Психологические встречи
Более подробно хочу остановиться на такой форме работы, как психологические встречи. Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.
Участие в психологических встречах позволяет родителям:
- отреагировать актуальные эмоции, чувства;
- снять напряжение;
- поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыт других родителей.
Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.
- Работа с детьми в период адаптации
Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:
- наблюдение за адаптационным процессом.
- организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
- индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.
4. контроль за НПР , заполнение карт нервно-психического развития- это следующая форма работы.
Я осуществляю контроль при помощи Методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.
На 3 году контроль за динамикой развития детей осуществляется нами по представленным показателям развития 1 pаз в полугодие -в дни, близкие к дню рождения ребенка. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.
Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Задержка не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста и требует особого внимания со стороны педагогов.
Поэтому все полученные результаты обсуждаются на МПС и определяются направления работы педагога-психолога, воспитателя с ребенком.
5. фронтальные занятия .
Хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем более проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, например программа адаптации Роньжиной, но работать лучше исходя из ситуации. Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными. Всегда инициатором игры выступает взрослый.
Медико-педагогическое совещание
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка на основании данных полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сопровождение адаптационного процесса - Обсуждение вопроса адаптации с администрацией ДОУ; Работа с воспитателями адаптационных групп; Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду; Работа с детьми в период адаптации к ДОУ
Работа с администрацией ДОУ Обсудить вопросы: 1)Какое количество новых детей будет приходить в группу? 2)В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг). Подготовить : Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики. Анкеты (Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение").
Работа с воспитателями адаптационных групп: - помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению; - дать общие рекомендации по ведению документации; -организовать психологическую поддержку в период адаптации; - подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период ; - оказывать помощь педагогам в режимных моментах.
Работа с родителями .Формы работы: - стендовая информация, памятки, информационные листовки, папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад»; - информационные листы-памятки; -психологические встречи; -выступления на родительских собраниях; -анкетирование.
Психологические встречи . Первичная диагностика характеристика родителями состояния своих детей в семье; - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада; оценка психологом психоэмоционального состояния детей . Контрольная диагностика - по окончании периода адаптации определяется уровень адаптированности детей к условиям детского сада ; - анкетирование родителей по окончании адаптационного периода Задачи: отреагировать актуальные эмоции, чувства; снять напряжение; поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыты других родителей.
Работа с детьми в период адаптации к ДОУ: -наблюдение за адаптационным процессом; - организация игровых ситуаций в течение недели; - индивидуальная работа с детьми; - контроль за НПР , заполнение карт нервно-психического развития; -фронтальные занятия с детьми.
Методы контроля за НПР 1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития). 2. Метод наблюдения в группе за поведением детей (основной). 3. Метод диагностики психического развития ребенка.
Основные группы развития: По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая и пятая группа встречаются редко и составляют примерно 1,25 % детей). В п е р в о й группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок. Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, В ч е т в е р т у ю — дети с задержкой на три эпикризных срока. В пятую - Отставание в развитии на 4 и более эпикризных сроков В первой группе опережение на один эпикризисный срок — это ускоренное развитие; на два эпикризисных срока — это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития ( в зависимости от количества несформированных навыков — линий задержки ): I степень — 1—2, II — 3—4, III— 5—7 линий.
Рекомендации по проведению занятий Психолог – непосредственный участник занятия. Не настаивать на активном участии всех детей в занятии. Не следует добиваться точного действия или ответа. В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Медико-педагогическом совещание: - анализ степени адаптации; - обсуждение результатов проделанной работы; - анализ итогов; - коррекция планов организации адаптации; - планирование дальнейшей работы.
Предварительный просмотр:
Родительская анкета
Уважаемые родители!
Для создания более точной и подробной картины психологического состояния Вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим Вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию.
1. Фамилия, имя ребенка:______________________________________________________
2. Дата рождения ребенка:_____________________________________________________
3. Мать/Ф.И.О., возраст, образование, место работы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Отец/ФИО, возраст, образование, место работы: ____________________________________________________________________
5. Жилищные условия:_____________________________________________________________
6. Количество детей в семье:____________________________________________________
7. Каким ребенком в семье является Ваш малыш: а) младшим, б) средним, в) старшим.
8. Есть ли еще какие-либо родственники, проживающие совместно с Вашей семьей и принимающие участие в воспитании ребенка? Если да, то кто?_________________________________________________________
9. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть__________,стоять________, ходить______________?
10. Возраста появления первых слов _________, предложений__________, когда начал говорить достаточно свободно_________?_________________________________________
11. Во сколько месяцев ребенок стал самостоятельно заниматься предметной деятельностью:
а) 6 месяцев б) 9 месяцев в) 1 год г) больше года?________________________
12. Чем Ваш ребенок любит заниматься больше всего?____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Насколько сформированы основные навыки на данный момент: одевание,умывание, прием пищи, помощь родителям?____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
14. Были ли резкие перемены в обстановке дома, семьи, где рос ребенок: переезд, разлука, смерть, тяжелая болезнь, развод и т.п.________________________________________________________________
15. Соответствует ли режим жизни Вашего ребенка дома режиму в дошкольном учреждении/время кормления, сна (ночной, дневной), игры, прогулки ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Часто ли Ваша семья ходит в гости к друзьям или принимает их у себя? ____________________________________________________________________
17. Общается ли Ваш малыш во время прогулки со сверстниками?____________
18. Часто ли Ваша семья общается с природой/ походы, дача, закаливающие процедуры?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
19. Каков Ваш ребенок: эмоциональный, гневливый, капризный, вялый, подвижный, неуверенный, спокойный, медлительный ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
20. О каких особенностях Вашего ребенка Вам бы хотелось рассказать?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Привычный способ укладывания спать (любит, чтобы качали на руках, поглаживали голову, держали руку, похлопывали по спинке, пели песенку и т.п)
____________________________________________________________________
22.Что ест без удовольствия?__________________________________________
23.Какими игрушками любит играть?___________________________________
24.В какие игры Вы играете вместе с ребенком?__________________________
__________________________________________________________________
25..Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера наиболее действенна?
__________________________________________________________________
26.Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него?_________________________________________________
27.Знает ли цвета?__________________________________________________
28.Есть ли любимая книга, сказка?_____________________________________
29.Знает ли стихи? Как вы их учите? __________________________________
Большое спасибо
за оказанную помощь!!!
Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению
в дошкольное образовательное учреждение"
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10 Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов;
условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога-психолога по сопровождению периода адаптации детей в ДОУ
Система работы педагога-психолога в период адаптации (май-октябрь)....
Конспект занятия педагога-психолога из программы по адаптации детей 2-3 лет к детскому саду
Здесь представлено одно из занятий программы по адаптации малышей к ДОУ. Всего в данной программе 18 занятий, составленных на основе программы Ронжиной А.С....
План работы педагога-психолога МБДОУ в период адаптации детей к условиям ДОУ
Создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям ДОУ...
Перспективный план работы педагога – психолога по сопровождению периода адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в 2017-2018 учебном году
Информация для психологов ДОУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период
Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это админис...
Консультация педагога-психолога с воспитателями по адаптации детей к ДОУ
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду...