Алгоритм действий педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
консультация

Бурханова Елена Федоровна

Выступление на РМО педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burhanova.doc37 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_burhanovoy.ppt173.5 КБ
Microsoft Office document icon ankety_dlya_roditeley.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ

        Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса».

          Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители.

        Предлагаю рассмотреть содержание  работы психолога с каждым из участников.

Работа с администрацией ДОУ

        Начинается наша работа с  обсуждения  с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:

  1. Какое количество новых детей будет приходить в группу?
  2. В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).

Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить  следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:

  • Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
  • Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение". Данные анкеты помогут нам в работе с ребёнком во время адаптации.

  1. Работа с воспитателями адаптационных групп

        Работа с воспитателями- важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:

  1. помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации  детей раннего возраста к дошкольному учреждению.  
  2. дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья. 

        Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы подскажем воспитателю, что эти данные  можно получить из беседы с родителями.

    Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду , т. е. Рабочие дни ( не календарные!). Если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад.

     Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте  нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

  1.  организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации. Так,за день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями или анкеты. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.
  2.  подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период. Помним, что затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.
  3. оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.
  1. Работа с родителями. Формы работы

    Работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И это нужно объяснить родителям до их прихода в детский сад. Это возможно сделать на этапе подготовки к поступлению в ДОУ во время консультации или университета для родителей, в рамках работы консультационного центра с родителями будущих воспитанников. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания.,

 В качестве форм работы с родителями можно использовать:

  1. Стендовую информацию, папку-передвижку с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
  2. информационные листы, памятки, буклеты с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
  3. Психологические встречи.
  4. Выступления на родительских собраниях.
  5. Анкетирование.

Психологические встречи

        Более подробно хочу остановиться на такой форме работы, как психологические встречи. Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.

Участие в психологических встречах позволяет родителям:

  • отреагировать актуальные эмоции, чувства;
  • снять напряжение;
  • поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыт других родителей.

Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.

  1. Работа с детьми в период адаптации

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  1. наблюдение за адаптационным процессом.
  2. организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
  3. индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности.  Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.

4. контроль за НПР , заполнение карт нервно-психического развития- это следующая форма работы.

     Я осуществляю контроль  при помощи Методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной  Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.
На 3 году контроль за динамикой развития детей  осуществляется нами по представленным показателям развития 1 pаз в полугодие -в дни, близкие к дню рождения ребенка. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

      Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Задержка не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста и требует особого внимания со стороны педагогов.
        Поэтому все полученные результаты обсуждаются на МПС и определяются направления работы педагога-психолога, воспитателя  с ребенком.

5. фронтальные занятия .

      Хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем более проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, например программа адаптации Роньжиной, но работать лучше исходя из ситуации. Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными. Всегда инициатором игры выступает взрослый.

          Медико-педагогическое совещание

                 По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка на основании данных полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ центр развития ребёнка детский сад № 17 «Журавушка» «Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ» Педагог-психолог Бурханова Елена Федоровна

Слайд 2

Сопровождение адаптационного процесса - Обсуждение вопроса адаптации с администрацией ДОУ; Работа с воспитателями адаптационных групп; Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду; Работа с детьми в период адаптации к ДОУ

Слайд 3

Работа с администрацией ДОУ Обсудить вопросы: 1)Какое количество новых детей будет приходить в группу? 2)В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг). Подготовить : Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики. Анкеты (Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение").

Слайд 4

Работа с воспитателями адаптационных групп: - помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению; - дать общие рекомендации по ведению документации; -организовать психологическую поддержку в период адаптации; - подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период ; - оказывать помощь педагогам в режимных моментах.

Слайд 5

Работа с родителями .Формы работы: - стендовая информация, памятки, информационные листовки, папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад»; - информационные листы-памятки; -психологические встречи; -выступления на родительских собраниях; -анкетирование.

Слайд 6

Психологические встречи . Первичная диагностика характеристика родителями состояния своих детей в семье; - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада; оценка психологом психоэмоционального состояния детей . Контрольная диагностика - по окончании периода адаптации определяется уровень адаптированности детей к условиям детского сада ; - анкетирование родителей по окончании адаптационного периода Задачи: отреагировать актуальные эмоции, чувства; снять напряжение; поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыты других родителей.

Слайд 7

Работа с детьми в период адаптации к ДОУ: -наблюдение за адаптационным процессом; - организация игровых ситуаций в течение недели; - индивидуальная работа с детьми; - контроль за НПР , заполнение карт нервно-психического развития; -фронтальные занятия с детьми.

Слайд 8

Методы контроля за НПР 1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития). 2. Метод наблюдения в группе за поведением детей (основной). 3. Метод диагностики психического развития ребенка.

Слайд 9

Основные группы развития: По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая и пятая группа встречаются редко и составляют примерно 1,25 % детей). В п е р в о й группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во в т о р у ю группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок. Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока, В ч е т в е р т у ю — дети с задержкой на три эпикризных срока. В пятую - Отставание в развитии на 4 и более эпикризных сроков В первой группе опережение на один эпикризисный срок — это ускоренное развитие; на два эпикризисных срока — это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития ( в зависимости от количества несформированных навыков — линий задержки ): I степень — 1—2, II — 3—4, III— 5—7 линий.

Слайд 10

Рекомендации по проведению занятий Психолог – непосредственный участник занятия. Не настаивать на активном участии всех детей в занятии. Не следует добиваться точного действия или ответа. В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Слайд 11

Медико-педагогическом совещание: - анализ степени адаптации; - обсуждение результатов проделанной работы; - анализ итогов; - коррекция планов организации адаптации; - планирование дальнейшей работы.



Предварительный просмотр:

Родительская анкета

Уважаемые родители!

Для создания более точной и подробной картины психологического состояния Вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим Вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию.

1. Фамилия, имя ребенка:______________________________________________________

2. Дата рождения ребенка:_____________________________________________________

3. Мать/Ф.И.О., возраст, образование, место работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отец/ФИО, возраст, образование, место работы: ____________________________________________________________________

5. Жилищные условия:_____________________________________________________________

6. Количество детей в семье:____________________________________________________

7. Каким ребенком в семье является Ваш малыш: а) младшим, б) средним, в) старшим.

8. Есть ли еще какие-либо родственники, проживающие совместно с Вашей семьей и принимающие участие в воспитании ребенка? Если да, то кто?_________________________________________________________

9. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть__________,стоять________, ходить______________?

10. Возраста появления первых слов _________, предложений__________, когда начал говорить достаточно свободно_________?_________________________________________

11. Во сколько месяцев ребенок стал самостоятельно заниматься предметной деятельностью:

а) 6 месяцев б) 9 месяцев в) 1 год г) больше года?________________________

12. Чем Ваш ребенок любит заниматься больше всего?____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Насколько сформированы основные навыки на данный момент: одевание,умывание, прием пищи, помощь родителям?____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

14. Были ли резкие перемены в обстановке дома, семьи, где рос ребенок: переезд, разлука, смерть, тяжелая болезнь, развод и т.п.________________________________________________________________

15. Соответствует ли режим жизни Вашего ребенка дома режиму в дошкольном учреждении/время кормления, сна (ночной, дневной), игры, прогулки ________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16. Часто ли Ваша семья ходит в гости к друзьям или принимает их у себя? ____________________________________________________________________

17. Общается ли Ваш малыш во время прогулки со сверстниками?____________

18. Часто ли Ваша семья общается с природой/ походы, дача, закаливающие процедуры?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

19. Каков Ваш ребенок: эмоциональный, гневливый, капризный, вялый, подвижный, неуверенный, спокойный, медлительный ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

20. О каких особенностях Вашего ребенка Вам бы хотелось рассказать?

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Привычный способ укладывания спать (любит, чтобы качали на руках, поглаживали голову, держали руку, похлопывали по спинке, пели песенку и т.п)

____________________________________________________________________

22.Что ест без удовольствия?__________________________________________

23.Какими игрушками любит играть?___________________________________

24.В какие игры Вы играете вместе с ребенком?__________________________

__________________________________________________________________

25..Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера наиболее действенна?

__________________________________________________________________

26.Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него?_________________________________________________

27.Знает ли цвета?__________________________________________________

28.Есть ли любимая книга, сказка?_____________________________________

29.Знает ли стихи? Как вы их учите? __________________________________

Большое спасибо

за оказанную помощь!!!

Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению

в дошкольное образовательное учреждение"

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10 Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога по сопровождению периода адаптации детей в ДОУ

Система работы педагога-психолога в период адаптации (май-октябрь)....

Конспект занятия педагога-психолога из программы по адаптации детей 2-3 лет к детскому саду

Здесь представлено одно из занятий программы по адаптации малышей к ДОУ. Всего в данной программе 18 занятий, составленных на основе программы Ронжиной А.С....

План работы педагога-психолога МБДОУ в период адаптации детей к условиям ДОУ

Создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период

Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это админис...

Консультация педагога-психолога с воспитателями по адаптации детей к ДОУ

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду...