Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста с помощью автоских мнемотаблиц
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

В статье даются рекомендации по развитию памяти и речи у дошкольников с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка47 КБ

Предварительный просмотр:

Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста  с помощью автоских мнемотаблиц

… Дети удивительно остро воспринимают

яркие, трепещущие игрой красок,

оттенков и звуков образы

и глубоко хранят их в памяти.

В.А. Сухомлинский

Дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи 1-2 уровня, алалия, задержка речевого развития) – имеют часто схожие проблемы: недоразвитие всех сторон речи, низкую речевую активность, маленький словарный запас, нарушение памяти, внимания, иногда мышления.

Развитие внимания, памяти и речи - взаимосвязано. Так как развитие памяти начинается в самом раннем возрасте, при возникновении первых условных рефлексов (поиск соска матери, когда ребенка берут на руки, раскрытие рта и повороты головы), и  примерно на четвертом месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов, то использование мнемотаблиц в коррекционной работе с такими детьми можно считать обоснованным.

В преддошкольном и раннем дошкольном возрасте память является непреднамеренной, непроизвольной. Можно сказать, что они запоминают «само собой» и то, что включено в игру, и то, что интересно, эмоционально или поразило их. Именно это и служит основой запоминания на этом периоде жизни ребенка.

В дошкольном возрасте растет познавательная активность, и процессы памяти меняются. Увеличивается скорость заучивания, увеличивается объем памяти, меняется и качество запоминания. Происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам производить запоминания и припоминания. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Учитывая эти особенности, мнемотаблицы лучше использовать с яркими цветными картинками с четким контуром и достаточно крупным размером. Количество предметов или знаков для запоминания увеличивается постепенно.

Так, в 3 года объем запоминания равен 3 карточкам. У 4 - летнего ребенка – 4 карточкам. У 5 летнего возраста – 6-7 карточек, у 8 летнего – 8 карточкам. Но эти данные верны, если ребенка не обучать специальным приемам запоминания. А начинать работу по развитию памяти, расширению и обогащению словарного запаса необходимо с натуральных предметов и игрушек (муляжей).

Успех запоминания зависит от ситуации, от деятельности, от мотива. В процессе игры показатели возрастают. Но ребенок в дошкольном возрасте не владеет специальными приемами (способностями) запоминания.

        Ребенка надо обучить этим приемам.

Совершенно очевидно, что в целях подготовки ребенка к школе, требующей достаточного запоминания, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте произвольную память, использовать с этой целью практическую и игровую деятельность, а также занятия по развитию памяти.

В процессе специального систематического обучения дети 5-6 лет могут овладеть умениями смысловой группировки (классификации) запоминания материала (ряда картинок, слов),  прикладывать усилия, чтобы  запомнить или осваивают  процесс смыслового соотнесения (запоминания ряда слов с опорой на соответствующую картинку).

        По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать…Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти»

Сохранение заученного материала обеспечивается:

- осмысленностью и прочностью запоминания;

- повторением.

Как гласит народная мудрость: «Повторение - мать учения!»

        Предлагаем использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста авторские мнемотаблицы с математическим содержанием:

- для усвоение понятий (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять);

- для развития зрительной, смысловой и словесно-логической памяти;

- для развития моторики рук (воспроизведение запомнившихся образов на листе бумаги);

- для развития умения ориентироваться на листе, точно размещать объекты;

- развитие речи за счет обогащения словарного запаса.

Рекомендации по формированию и развитию памяти:

- чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится;

- нужно тренировать все виды памяти;

- чередовать способы работы (молча, читая вслух, проговаривая);

- установка (мне надо это запомнить);

- хорошо запоминаются эмоции (удивило, привлекло, огорчило, обрадовало) или над чем пришлось потрудиться;

- понять то, что нужно запомнить;

- зарисовка образов;

- проговаривание вслух (речедвигательная память);

- в начале запоминать самое трудное, затем то, что полегче;

- при запоминании, в котором преобладают механические связи, применять мнемотехнические приемы;

- проводить аналогии при запоминании трудных названий с хорошо уже известными;

- запоминание опорных слов, с которыми увязываются вновь заученные слова.

Небольшой экскурс в психологию.

Понятие о памяти.

Память – сложный психофизический процесс, тесно связанный с восприятием, эмоциями, мышлением, речью и особенно с вниманием. Где внимание больше сосредоточено, то больше и запоминается. Всякое явление, событие, предмет оставляет свой след, слепок.

Ассоциация – обозначает связь. Есть три основных видов ассоциаций:

- по контрасту;

- по сходству;

- по смежности (пространственной близости).

Механизм ассоциаций и есть механизм развития памяти. Любая новая информация должна вступить в связь с той информацией, которой мы обладаем, которая нам близка.

К сложным ассоциациям относятся: ассоциации причинно-следственного и смыслового характера.

Есть и другие теории, объясняющие механизм работы памяти. К ним относится:

- молекулярная теория (молекулы, входящие в состав клетки, меняются; клетка запоминает биохимический состав и возвращается к нему, если что-то вспоминаешь);

- биоэлектрическая (изменения биопотенциалов с проходящей информации);

- кибернетическая (механизмы получения и выдачи информации пытаются объяснить, снимая электрические импульсы с головного мозга).

До сих пор не все механизмы памяти открыты и единой теории нет. Ученые продолжают поиск в этом направлении.

Процессы памяти.

Память состоит из трех достаточно самостоятельных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения.

Запоминание – процесс ввода информации в память. Оно особенно зависит от внимания человека, от способности сосредоточится, удержать внимание на необходимое время.

Запоминание, связанное с сильным эмоциональным напряжением называется – импринтинг. Чаще свойственен людям в детском возрасте.

Импринтинг – мгновенное и точное запечатление. Психика должна быть чрезвычайно чувствительна, что свойственно детям и животным.

Запоминание возникает:

- при многократном повторении или восприятии информации;

- при возникновении интереса, новизне, яркости, необычности.

Таким образом, это непроизвольное запоминание (без цели, без усилий воли)

Может быть запоминание – и произвольным (когда ставим цель и пролагаем усилия).

Произвольное запоминание происходит:

- при заучивании (механическое запоминание);

- при смысловом запоминании.

Смысловое запоминание построено на освоении информации, выделении главного, значимого. Это запоминание более экономно и не требует больших затрат времени. При этом активно включается мышление, и память от этого только улучшается.

Чем больше видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная) включено в процесс запоминания, тем лучше результат. Это надо помнить, занимаясь с детьми.

Сохранение - удержание информации в памяти, воспроизведение материала. Оно бывает длительным и кратковременным. Срок зависит от поставленной цели, от значимости материала, от системы повторений. Если эти условия отсутствуют, то сохранение переходит в обратный процесс – забывание.

Воспроизведение информации – это воспоминание того, что было воспринято раннее. Воспроизведение бывает произвольное и непроизвольное. По форме может быть узнаванием или припоминанием. Узнавание легче, чем припоминание. Качественное воспроизведение невозможно без прочного запоминания и сохранения.

По преобладающему виду запоминания, сохранения и воспроизводства материала память может быть:

- двигательная;

- зрительная;

- слуховая;

- словесно – логическая;

- эмоциональная (связанная с переживаниями);

- осязательная;

- обонятельная;

- вкусовая.

        У человека может преобладать один из видов памяти. Так, кто-то лучше воспринимает и запоминает материал зрительно, а другой – на слух.

По скорости запоминания память бывает:

- оперативная (короткий срок сохранения);

- кратковременная (на короткий определенный срок);

- долговременная.

Словарь.

Амнезия – отсутствие памяти.

Дословное заучивание – точное воспроизведение материала, в тех словах и предложениях, как он написан.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения раннее закрепленного в памяти.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.

Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Мне способы – такие способы, которые используются для лучшего запоминания.

Мобилизационная готовность памяти -  умение припомнить нужный материал в данный момент.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнилось.

Представление – образ раннее воспринятого.

Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Профессиональная память – вид памяти, который формируется в процессе деятельности человека.

Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым или временное забывание из-за перегрузки памяти.

Смысловое заучивание – сохранение в памяти основных положений текста и связей.

Узнавание – проявление памяти, как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого.

Использованная литература

  1. Киселев П.А. Как развить память ребенка. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. СПб., «Светлячок»; 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.

Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...

Требования к работе по исправлению недостатков произношения у детей

Независимо от причин и характера дислалии у детей при формировании правильного звукопроизношения должны соблюдаться определённые требования. В данной публикации вы найдёте чёткую последовательнос...

Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В консультации даются рекомендации родителям  по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций

Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....

ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"

Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...