Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста с помощью автоских мнемотаблиц
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье даются рекомендации по развитию памяти и речи у дошкольников с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста с помощью автоских мнемотаблиц
… Дети удивительно остро воспринимают
яркие, трепещущие игрой красок,
оттенков и звуков образы
и глубоко хранят их в памяти.
В.А. Сухомлинский
Дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи 1-2 уровня, алалия, задержка речевого развития) – имеют часто схожие проблемы: недоразвитие всех сторон речи, низкую речевую активность, маленький словарный запас, нарушение памяти, внимания, иногда мышления.
Развитие внимания, памяти и речи - взаимосвязано. Так как развитие памяти начинается в самом раннем возрасте, при возникновении первых условных рефлексов (поиск соска матери, когда ребенка берут на руки, раскрытие рта и повороты головы), и примерно на четвертом месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов, то использование мнемотаблиц в коррекционной работе с такими детьми можно считать обоснованным.
В преддошкольном и раннем дошкольном возрасте память является непреднамеренной, непроизвольной. Можно сказать, что они запоминают «само собой» и то, что включено в игру, и то, что интересно, эмоционально или поразило их. Именно это и служит основой запоминания на этом периоде жизни ребенка.
В дошкольном возрасте растет познавательная активность, и процессы памяти меняются. Увеличивается скорость заучивания, увеличивается объем памяти, меняется и качество запоминания. Происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам производить запоминания и припоминания. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Учитывая эти особенности, мнемотаблицы лучше использовать с яркими цветными картинками с четким контуром и достаточно крупным размером. Количество предметов или знаков для запоминания увеличивается постепенно.
Так, в 3 года объем запоминания равен 3 карточкам. У 4 - летнего ребенка – 4 карточкам. У 5 летнего возраста – 6-7 карточек, у 8 летнего – 8 карточкам. Но эти данные верны, если ребенка не обучать специальным приемам запоминания. А начинать работу по развитию памяти, расширению и обогащению словарного запаса необходимо с натуральных предметов и игрушек (муляжей).
Успех запоминания зависит от ситуации, от деятельности, от мотива. В процессе игры показатели возрастают. Но ребенок в дошкольном возрасте не владеет специальными приемами (способностями) запоминания.
Ребенка надо обучить этим приемам.
Совершенно очевидно, что в целях подготовки ребенка к школе, требующей достаточного запоминания, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте произвольную память, использовать с этой целью практическую и игровую деятельность, а также занятия по развитию памяти.
В процессе специального систематического обучения дети 5-6 лет могут овладеть умениями смысловой группировки (классификации) запоминания материала (ряда картинок, слов), прикладывать усилия, чтобы запомнить или осваивают процесс смыслового соотнесения (запоминания ряда слов с опорой на соответствующую картинку).
По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать…Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти»
Сохранение заученного материала обеспечивается:
- осмысленностью и прочностью запоминания;
- повторением.
Как гласит народная мудрость: «Повторение - мать учения!»
Предлагаем использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста авторские мнемотаблицы с математическим содержанием:
- для усвоение понятий (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять);
- для развития зрительной, смысловой и словесно-логической памяти;
- для развития моторики рук (воспроизведение запомнившихся образов на листе бумаги);
- для развития умения ориентироваться на листе, точно размещать объекты;
- развитие речи за счет обогащения словарного запаса.
Рекомендации по формированию и развитию памяти:
- чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится;
- нужно тренировать все виды памяти;
- чередовать способы работы (молча, читая вслух, проговаривая);
- установка (мне надо это запомнить);
- хорошо запоминаются эмоции (удивило, привлекло, огорчило, обрадовало) или над чем пришлось потрудиться;
- понять то, что нужно запомнить;
- зарисовка образов;
- проговаривание вслух (речедвигательная память);
- в начале запоминать самое трудное, затем то, что полегче;
- при запоминании, в котором преобладают механические связи, применять мнемотехнические приемы;
- проводить аналогии при запоминании трудных названий с хорошо уже известными;
- запоминание опорных слов, с которыми увязываются вновь заученные слова.
Небольшой экскурс в психологию.
Понятие о памяти.
Память – сложный психофизический процесс, тесно связанный с восприятием, эмоциями, мышлением, речью и особенно с вниманием. Где внимание больше сосредоточено, то больше и запоминается. Всякое явление, событие, предмет оставляет свой след, слепок.
Ассоциация – обозначает связь. Есть три основных видов ассоциаций:
- по контрасту;
- по сходству;
- по смежности (пространственной близости).
Механизм ассоциаций и есть механизм развития памяти. Любая новая информация должна вступить в связь с той информацией, которой мы обладаем, которая нам близка.
К сложным ассоциациям относятся: ассоциации причинно-следственного и смыслового характера.
Есть и другие теории, объясняющие механизм работы памяти. К ним относится:
- молекулярная теория (молекулы, входящие в состав клетки, меняются; клетка запоминает биохимический состав и возвращается к нему, если что-то вспоминаешь);
- биоэлектрическая (изменения биопотенциалов с проходящей информации);
- кибернетическая (механизмы получения и выдачи информации пытаются объяснить, снимая электрические импульсы с головного мозга).
До сих пор не все механизмы памяти открыты и единой теории нет. Ученые продолжают поиск в этом направлении.
Процессы памяти.
Память состоит из трех достаточно самостоятельных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения.
Запоминание – процесс ввода информации в память. Оно особенно зависит от внимания человека, от способности сосредоточится, удержать внимание на необходимое время.
Запоминание, связанное с сильным эмоциональным напряжением называется – импринтинг. Чаще свойственен людям в детском возрасте.
Импринтинг – мгновенное и точное запечатление. Психика должна быть чрезвычайно чувствительна, что свойственно детям и животным.
Запоминание возникает:
- при многократном повторении или восприятии информации;
- при возникновении интереса, новизне, яркости, необычности.
Таким образом, это непроизвольное запоминание (без цели, без усилий воли)
Может быть запоминание – и произвольным (когда ставим цель и пролагаем усилия).
Произвольное запоминание происходит:
- при заучивании (механическое запоминание);
- при смысловом запоминании.
Смысловое запоминание построено на освоении информации, выделении главного, значимого. Это запоминание более экономно и не требует больших затрат времени. При этом активно включается мышление, и память от этого только улучшается.
Чем больше видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная) включено в процесс запоминания, тем лучше результат. Это надо помнить, занимаясь с детьми.
Сохранение - удержание информации в памяти, воспроизведение материала. Оно бывает длительным и кратковременным. Срок зависит от поставленной цели, от значимости материала, от системы повторений. Если эти условия отсутствуют, то сохранение переходит в обратный процесс – забывание.
Воспроизведение информации – это воспоминание того, что было воспринято раннее. Воспроизведение бывает произвольное и непроизвольное. По форме может быть узнаванием или припоминанием. Узнавание легче, чем припоминание. Качественное воспроизведение невозможно без прочного запоминания и сохранения.
По преобладающему виду запоминания, сохранения и воспроизводства материала память может быть:
- двигательная;
- зрительная;
- слуховая;
- словесно – логическая;
- эмоциональная (связанная с переживаниями);
- осязательная;
- обонятельная;
- вкусовая.
У человека может преобладать один из видов памяти. Так, кто-то лучше воспринимает и запоминает материал зрительно, а другой – на слух.
По скорости запоминания память бывает:
- оперативная (короткий срок сохранения);
- кратковременная (на короткий определенный срок);
- долговременная.
Словарь.
Амнезия – отсутствие памяти.
Дословное заучивание – точное воспроизведение материала, в тех словах и предложениях, как он написан.
Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения раннее закрепленного в памяти.
Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.
Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.
Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Мне способы – такие способы, которые используются для лучшего запоминания.
Мобилизационная готовность памяти - умение припомнить нужный материал в данный момент.
Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнилось.
Представление – образ раннее воспринятого.
Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Профессиональная память – вид памяти, который формируется в процессе деятельности человека.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым или временное забывание из-за перегрузки памяти.
Смысловое заучивание – сохранение в памяти основных положений текста и связей.
Узнавание – проявление памяти, как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого.
Использованная литература
- Киселев П.А. Как развить память ребенка. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986.
- Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 1981.
- Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. СПб., «Светлячок»; 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...
Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.
Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...
Требования к работе по исправлению недостатков произношения у детей
Независимо от причин и характера дислалии у детей при формировании правильного звукопроизношения должны соблюдаться определённые требования. В данной публикации вы найдёте чёткую последовательнос...
Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
В консультации даются рекомендации родителям по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....
«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»
Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении сдерживают становление произвольности – ...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....
ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"
Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...