НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
методическая разработка (средняя группа) по теме
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на материале народных сказок будет более успешным, если в своей работе использовать – мнемотаблицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ,
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»
- писал К. Д. Ушинский
Одним из приоритетных направлений современной педагогики является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей его формирования. Исследования психологов (Л. С. Выгодский, С. Ф. Козлов, и др.) и педагогов (Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, и д.р) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирования единого творческого познания, реализуемая в различных деятельностях. Среди творческих проявлений особое место занимает словесное творчество, как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Создания речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов – представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отображая содержания образов.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывает, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства.
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка. Однако исследователи отмечают, что соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного взаимодействия на развития словесного детского творчества. Типичные трудности связаны как с содержанием, так и с формальной стороной высказывания, что объясняется отсутствием у детей представление о сюжетно – композиционном и стилистическом своеобразии сказки и способов ее создания. Значительную часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно – выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей.
Использования народной сказки как средство развития речевого творчества не является новым. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения.
Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на материале народных сказок будет более успешным, если в своей работе использовать – мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения и одновременно решают задачи направленные на:
- Развитие основных психических процессов.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом восприятии.
Пользование мнемотаблицами происходит в несколько этапов.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести как сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более позднем этапе), или пересказать вместе с воспитателем (на более раннем этапе).
- Делается зарисовки мнемотаблицы.
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Задаются вопросы (какая сказка спряталась?).
Примечание: для детей младшего и среднего возраста необходимо использовать в работе цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыпленок – желтый.
Что является опорным в таблице: опорным является изображение главного героя, через которого происходит осознания происходящего, понимание самой сказки, содержания.
Что можно изобразить в таблице: можно схематически изобразить персонаже
персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно нарисовать то, что вы посчитаете отразить нужным в данной таблице. Но изобразить так, чтобы это было понятно детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-895810-1487343647.jpg)
Русские народные сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Русские народные сказки...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Использование марийской народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
В статье предлагается классификация марийских народных сказок по темам, используемых в познавательном и художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста....
План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-607506-1426268372.jpg)
Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208625-1579443396.jpg)
Статья на тему: «Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Роль сказки в воспитании дошкольников...