Поддержка и сопровождения детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Ресурсное обеспечение поддержки и сопровождения детей с ОВЗ, методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие условия, формы и методы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_ovz.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка и сопровождения детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тушевская Ольга Валентиновна
"В каждом человеке солнце, только дай ему светить"
Сократ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.
Сопровождение детей с ОВЗ, что для этого необходимо:
- Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.
- Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др.
- Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. В Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 7 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
функционирует 11 групп, из них 4 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития), которые начали свою деятельность с сентября 2017 года.
Целью организации комбинированных групп было создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка с ОВЗ, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Реализация системы комплексного психолого - социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
В ДОУ разработана общая стратегия, которая соединяет, «состыковывает» основные блоки образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Ресурсное обеспечение поддержки и сопровождения детей с ОВЗ:
Кадровое обеспечение: учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Методическое обеспечение:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей 5 -7 лет с тяжелыми нарушениями речи
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей 5 -7 лет с задержкой психического развития
- Рабочая программа педагога-психолога с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития
- «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей 5-7 лет с задержкой психического развития»
- Диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования (Е.А. Петрова, Г.Г. Козлова) (приложение 1)
- Системно-векторный мониторинг
Материально-техническое обеспечение:
- оснащенные кабинеты специалистов – учителей-логопедов, педагога-психолога, учителя-дефектолога;
- интерактивные доски, экраны, ноутбуки, принтер черно-белый и цветной;
- световой стол для рисования песком;
- набор для познавательного развития «Интошка»;
- игровые деревянные панели;
- интерактивный пол;
- спортивные тренажеры.
- Игры на речевое дыхание
- Кинезиологические упражнения (они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
- Развитие слухового внимания (барабанные палочки)
Физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие условия:
Развитие координации, правильное движение рук и ног
- Лестница координации
- Коврик «Ладошки-стопы»
- Балансеры
Оздоровительные и познавательные задания
- Тематическая дорожка здоровья «Времена года» (приложение 4)
Познавательное развитие, сенсорное восприятие:
- Интерактивный пол (игры на внимание, на закрепление материала, для познавательной деятельности)
- Игры с камешками Марблс (развитие внимания, памяти, развитие мелкой моторики; развитие восприятия, наглядно-образное мышления, логическое мышления, пространственного воображения; формирование умения сравнивать и анализировать; формирование познавательного интереса; развитие умения ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество; развитие воображения;
- Набор для познавательного развития «Интошка» (сенсорное восприятие, математическое развитие, мелкая моторика)
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование на морских камешках (совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое)
- Рисование песком на световом столе
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Формы и методы работы с родителями: анкетирование, консультирование, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях. Проведение совместных праздников. Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. Использование информационных стендов для родителей. Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик». Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке. Организация выставок книг и игрушек. Размещение информации на сайте учреждения; разработка памяток с рекомендациями.
Конечным итогом деятельности каждого специалиста должна стать не только оценка эффективности собственной деятельности, но и конкретные рекомендации, а по возможности и непосредственное включение собственной профессиональной деятельности, ее элементов во фронтальную или индивидуально ориентированную деятельность с детьми по воспитанию и социализации включенного ребенка.
Согласно выстроенной модели нашей работы мы ожидаем следующие результаты:
- Повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
- Положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения.
- Создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Чем тщательнее продуман процесс сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, тем больше вероятность того, что данный процесс будет успешен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.
В статье рассказывается о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ....
проект по стажировочной площадке Инновационная модель выявления, поддержки и сопровождения талантливых сельских детей (4-7 лет) в целостном образовательном пространстве
авторская разработка проекта...
Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного комплекса.
Модель коррекционно – развивающей деятельности....
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС.
Методический материал...
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ...
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ присопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...