Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при
сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_ovz_-_kopiya.docx | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Одуванчик» комбинированного вида города Дивногорска
Методическая разработка
Тема разработки: «Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при
сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС ».
Форма проведения: семинары
Адресат: педагоги и специалисты ДОУ
Разработчик: Грек Татьяна Владимировна
педагог-психолог МБДОУ №7
Содержание
- Введение 3
- Включение педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода. Анализ изученной информации по организации психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС
в ДОУ. Выделение проблемной ситуации 3
- Высказывания педагогов по проблеме психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ 4
- Организация образовательного процесса педагогов при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, детей с РАС с опорой на проблемно-поисковый
метод. 5
- Включение детей с РАС в общеобразовательную среду 7
- Выбор целей и стратегий обучения в инклюзивной среде 7
- Стратегии и методы включения ребёнка с РАС в общеобразовательную
среду 8
- Роль участников сопровождения ребёнка с РАС 10
- Подготовка педагогов - участников сопровождения 10
- Организация сопровождения семьи ребёнка с РАС 10
- Заключение 11
- Список используемой литературы 12
1.Введение
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики гарантирует равные права на получение образования и доступность общего образования, для всех детей. Для полноценного включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий.
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС является одним из необходимых условий в развитии инклюзивной практики. Включение педагогов в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, способствует появлению видения проблемы, сотрудничества педагогов т. е. осознанию, того что совместные усилия более важны, чем индивидуальный опыт каждого.
Работа педагога-психолога на первых порах включения ДОУ в инклюзивное пространство была подготовительной: совместно с администрацией ДОУ приняли решение о возможности инклюзивного образования. Мною была разработан методический материал по включению педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, и включению детей ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в общеобразовательную среду.
Цель: Создание подхода, позволяющего решить актуальные проблемы, повысить качество образовательного процесса при создании психолого- педагогических условий для детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ.
Задачи:
- Формирование отношений педагогов к содержанию образования, как динамической развивающейся структуре, в которой они приобретают опыт дополнения и обновления знаний, личностную причастность и
ответственность за него.
- Установление особых отношений сотрудничества между участниками образовательного процесса.
- Объединение усилий для разрешения проблемной ситуации в образовательном процессе.
Включение педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода.
Анализ изученной информации по организации психолого-
педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС в ДОУ. Выделение проблемной ситуации
Так как существует необходимость по созданию психолого- педагогического сопровождения для детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС, мною был проведён анализ изученной информации по направлениям:
- «Организации психолого-педагогического сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»,
- «Особенности организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста»,
- «Организационное консультирование и психология управлением персоналом».
В результате были выявлены отрицательные и положительные стороны направлений, которые рассмотрим подробнее:
- Положительной стороной организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования было выделено появление возможности включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Отрицательная сторона заключается в том, что на данном переходном этапе существуют трудности по созданию условий. Например, такие как, нет материального обеспечения, нет обобщения теоретического и практического опыта.
- Во-втором направлении положительной стороной является создание адаптированной образовательной программы, в которой появится возможность выделить важные моменты в развитии детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС. У родителей появится понимание индивидуальных особенностей своих детей и возможность взаимодействия и сотрудничества с педагогами ДОУ. С отрицательной стороны встаёт вопрос о повышении компетентности педагогов. Например, в ДОУ педагоги не имеют достаточных знаний по проблемам развития детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС, нет кураторов инклюзии, тьюторов, нет своей модели сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС.
- В третьем направлении положительной стороной является попытка создания команды специалистов, педагогов-единомышленников, что позволит преследовать общие цели, подходы к совместной деятельности, принимать ответственность за результат, учитывать опыт, идеи каждого участника команды. А отрицательной стороной является невозможность реализовать требования, предъявляемые к инновационному развитию в ДОУ в условиях традиционного управления. Например, авторитарным приоритетом руководителя, локализацией функций каждого члена образовательного процесса.
У Гёте есть утверждение: «Принято считать, что между двумя крайними точками зрения лежит истина, ничего подобного, там лежит проблема». Осознание невозможности решить сложившиеся противоречия, возникшие по созданию условий для детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС средствами наличного знания, опыта, способствует поиску способа их решения.
Высказывания педагогов по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ
На подготовительном этапе для создания системы консультаций, получению более глубокого знания по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС способствуют высказывания педагогов: свои надежды, опасения, отношение. Важно помочь педагогам сформулировать свое отношение, запросы по данной проблеме. В результате дальнейшая работа планируется с использованием вопросов, которые определяют направления инклюзивного образования в ДОУ:
- Как сделать так, чтобы присутствие ребёнка с ОВЗ положительно сказывалось на воспитании, развитии остальных детей, и способствовало развитию толерантности?
- Как выбрать приоритетные направления в развитии ребёнка с ОВЗ?
- Как взаимодействовать с родителями, чтобы они стали участниками сопровождения ребёнка?
- Что интересно ребёнку?
- Как взаимодействовать с ребёнком продуктивно?
Организация образовательного процесса педагогов при сопровождении детей ОВЗ, в том числе, и детей с РАС с опорой на проблемно-поисковый метод работы – дискуссия, а именно игра
«Дебаты».
Адаптированный вариант игры «Дебаты»
Для активизации группового обсуждения спорного вопроса, посредством предложения двух противоположных путей решения проблемы, и подведения итогов является диалог. В игре «Дебаты» происходит диалог, с помощью которого смысл лежит среди людей, и появляется возможность создать чего-то новое, где выигрывают все.
«Дебаты»
Для работы в группах предоставлен материал об условиях обучения и воспитания детей с РАС в детском саду, реализующем инклюзивную практику (детского сада №1921). В Игру «Дебаты» входят: подготовка игры, игра, анализ игры.
Условия игры: Участники 2-х команд (правительство и оппозиция) выдвигают утверждения и отрицания тезиса. Необходимо убедить судей, что их аргументы убедительней, чем аргументы оппонента.
- Подготовка игры: необходимо изучить информацию, составить систему аргументов, контраргументов (стратегия отрицания), выбрать Лидера оппозиции, Вице-президента правительства.
- Игра: выступление участников в определённом порядке и времени.
- Анализ игры: ответить на вопросы
Тезис: Создание условий для включения детей с РАС в общеобразовательную среду ДОУ является необходимым элементом.
В подготовительный этап входит:
Работа с информацией по теме:
-активизация знаний участников (групповой мозговой штурм)
-поиск информации с использованием различных источников;
-систематизация полученного материала;
-составление системы аргументов утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов;
-формулирование и обоснование аргументов;
-построение отрицательной стратегии стороны;
-умение правильно формулировать вопросы.
Во время игры Вице-президент и Лидер оппозиции: произносят речь по изученному содержанию предлагаемой темы (с системой аргументов для утверждающей, отрицающей стороны, стратегией отрицания) в определённое время.
Проработать содержание темы, дать определение понятиям в тезисе, составить систему аргументов утверждающей, отрицающей стороны, стратегия отрицания (контраргументы) на возможные аргументы противоречий, и подготовить вопросы способствующие обнаружению противоречий противоположной стороны.
В анализ игры входят вопросы:
Какое новое знание получено в ходе дискуссии?
По каким позициям взгляды участников дискуссии совпадают в наибольшей степени?
По каким позициям обнаружено максимальное расхождение во взглядах участников дискуссии?
Какие новые вопросы поставили перед собой участники?
Судейство: отслеживает эффективность выбранных аргументов и контраргументов.
Судья следит за временем выступающих и фиксирует вопросы, аргументы выступающих команд в международном протоколе. В данном случае судьёй является педагог-психолог. Судья может задавать дополнительные вопросы, способствующие уточнению излагаемого материала.
Международный протокол
№ | Порядок выступлений | Затраченное время | Содержание выступления |
1 | Вице- президент | 6 мин. | -представление команды; -формулировка темы; -определение ключевых понятий (корректно); -выдвижение критерия (цель команды); -представление аргументов |
2 | Команда оппозиции | 4 мин. | Вопросы: 1. 2. 3. |
3 | Лидер оппозиции | 6 мин. | Представление команды; Формулировка темы; Определение ключевых понятий (корректно); Выдвижение критерия (цель команды); Представление аргументов |
4 | Команда правительства | 4 мин. | Вопросы: 1. 2. 3. |
Подведение итогов игры
Включение детей с РАС в общеобразовательную среду.
Включение детей с РАС в массовую образовательную систему в дошкольном возрасте может внести большой вклад в их развитие, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня.
Для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, многим детям с РАС требуется специализированная помощь.
Инклюзивная среда обучения - это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка могут не найти поддержки. Большое количество дошкольников в группах и маленькие пространства могут только усилить желание аутичного ребенка избежать прикосновений, и даже случайное прикосновение одноклассника может восприниматься как нападение, и вызвать агрессивную реакцию.
Многие аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться.
Выбор целей и стратегий обучения в инклюзивной среде.
Оценка начальных навыков
Осознание и понимание специфических особенностей, характеризующих детей с расстройством аутистического спектра, является первым и ключевым этапом при процессе включения их в среду нормативно развивающихся сверстников.
Оценка навыков происходит в нескольких областях:
Навык обращения и общения. Может ли ребенок обращаться с
просьбами к окружающим? Интересуется ли ребенок только конкретными и одиночными стимулами, или социально-значимыми стимулами - вниманием сверстников, социальное одобрение, информация, и т.д.?
Навык понимания речи. Насколько ребенок понимает обращенную к нему речь? Понимает ли он инструкции только в контексте ситуации, или может ориентироваться на словесные стимулы и вне контекста? Умеет ли ребенок реагировать на обращения сверстников, или только взрослых? Должны ли инструкции быть обращены напрямую к нему, или он может понять и выполнить инструкции, обращенные к группе?
Навык диалогической речи. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы, или он повторяет фразы сказанные другим человеком? Может ли ребенок спонтанно комментировать различные события? Может ли он включиться в разговор на определенную тему? Может ли поддерживать тему разговора или всегда переводит разговор на тему, которая интересует только его?
Навыки игры. В какие игры умеет играть ребенок - настольные, подвижные, сюжетные? Может ли он играть совместно со сверстниками, или параллельно, не взаимодействуя? Может ли он в свободное время занять себя игрой или занимается самостимуляциями?
Академические навыки. Насколько уровень навыков соответствует уровню знаний сверстников?
Навыки обучения. Обучался только в индивидуальном формате? Проблематичное поведение. Присутствует ли у ребёнка проблематичное поведение и в какой форме оно проявляется? В каких ситуациях может возникнуть нежелательное поведение и какова его функция?
Оценка развития навыков самостоятельности - может ли ребенок выполнять самостоятельно инструкции, как быстро он приспосабливается к изменениям в окружающей среде?
Обобщению обученных навыков, скорость приобретения им новых навыков и потребность в сопровождении взрослым.
Стратегии и методы включения ребёнка с РАС в общеобразовательную среду
В инклюзии детей с аутизмом применяются несколько разнообразных методических подходов.
Организация развивающей среды.
- Визуальное расписание.
Визуальное расписание Переключение с одного вида деятельности на другой часто бывает проблематичным для некоторых детей с аутизмом, и может вызвать протест в форме агрессии или неадекватного поведения.
Когда ребенок знает изначально что ему нужно сделать, какие задания он будет выполнять, и в какой последовательности, ( легкие и мотивационные задания следуют засложными).
Прайминг (Priming)
Прайминг - это предварительное обучение необходимым навыкам, которые в ближайшем будущем понадобятся ребенку в общении со сверстниками или в процессе развития по образовательной программе. Опытный педагог или, может заранее предугадать, в каких ситуациях у ребенка могут возникнуть трудности. Это могут быть трудности с пониманием речи, либо сложности в соблюдении социальных правил. Для этого необходимо развивать навыки, которые ребёнок со временем будет использовать.
"Поведенческий момент"
Процедура использования "Поведенческого момента" позволяет уменьшить нежелательное поведение, функцией которого является избегание заданий и требований, и является стратегией повышения способности реагировать на запросы среди лиц с ОВЗ.
Процедура происходит следующим образом:
- Педагог предлагает ребенку выполнить инструкции, которые являются приятными и мотивационными для ребенка.
- Как только ребенок начинает выполнять эти инструкции и сотрудничает, педагог включает какое-либо низко-мотивационное требование.
- Если ребенок выполняет данное требование, то учитель поощряет ребенка, и возвращается к мотивационным заданиям.
Использование подсказок
Стратегии подсказок способствуют увеличению скорости приобретения навыков у детей с РАС.
Чаще всего используются:
- Вербальные (словесные подсказки), с помощью которых ребенку напоминают, что нужно сделать в той или иной ситуации, и как отреагировать,
- Визуальные подсказки (карточки, символы, иконки), которые помогают ребенку понять абстрактные речевые понятия,
- Моделирование (показ необходимого действия ребенку), которое помогает ребенку повторить нужное действие в нужной ситуации,
- Применение подсказок требует определенного опыта и умения, основной частью которого являются стратегии постепенного уменьшения подсказок.
Использование поощрений
Частое использование поощрений в процессе обучения является одним из компонентов поведенческой теории научения.
Включение посредством сверстников
Привлечение сверстников для помощи в развитии детей, страдающих аутизмом, дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, действовать более независимо.
2.3 Роль участников сопровождения ребёнка с РАС
Сопровождение ребенка педагогом может стать основным компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии.
Однако роль педагога не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Задача - взаимодействии между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, педагогом и родителями ребенка. Все участники работают над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды.
С одной стороны, важно помочь ребенку приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.
Подготовка педагогов - участников сопровождения
Процесс подготовки педагогов включает в себя: предоставление письменное руководства и вербальных инструкций, индивидуальное сопровождение и тренинг, ролевые игры и предоставление обратной связи.
Целью подготовки является обучение педагогов применять стратегии инклюзии в разной степени интенсивности и уровня сопровождения. Выстроить внешнюю систему поощрений, если у ребенка отсутствует инициатива для социального взаимодействия, необходимым образом организовывать окружающую среду.
Также необходимо умение включать других детей в процесс работы с аутичным ребенком, и в последствие осуществлять инклюзию посредством сверстников. Для этого у педагога должна присутствовать определенная харизма, а также навык применения поведенческих стратегий не только в работе с аутичным ребенком, но и с его сверстниками. В то время, как педагог использует подсказки и поощрения, для того, чтобы научить аутичного ребенка реагировать на инструкции, он должен использовать подсказки и поощрения, для того, чтобы научить сверстника обращаться к аутичному ребенку с инструкциями и поощрять его. А также обучить сопровождаемого ребенка смотреть на сверстника, и реагировать на его обращения. Постепенный переход от сопровождения взрослым к сопровождению сверстников и самостоятельному управлению собственной деятельностью, позволяет аутичному ребенку приобрести необходимые навыки и быть успешным в инклюзии.
Организация сопровождения семьи ребёнка с РАС
Организация психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится через:
- включении родителей в образовательный процесс воспитания и обучения ребёнка;
- консультировании родителей (законных представителей);
-создании атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности.
3. Заключение
Необходимость включения педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, способствует появлению видения проблемы, сотрудничества педагогов через осознание того, что совместные усилия более важны, чем индивидуальный опыт каждого. Использование дискуссионной формы работы с образовательной программой по проблемной ситуации позволяет получить более глубокие знания по сопровождению детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ. А также способствует созданию команды специалистов, педагогов-единомышленников, позволяющей преследовать общие цели, подходы к совместной деятельности, принимать ответственность за результат, учитывать опыт, идеи каждого участника команды.
Что в дальнейшем позволит наметить стратегию сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ, и включить детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС и их родителей в общеобразовательную среду.
Список используемой литературы
- Большакова А.Н., Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие/ А.Н. Большакова - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - с. 304.
- Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии
командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 320 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф, Грабенко Т.М., «Технология создания команды», Речь, 2004 г.
- Е.И. Казакова, Т.Г.Галактионова, В.Е. Пугач Основные приёмы и технологии в работе тьютора: Учебное-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2009. – 64с.
- Инклюзивное образование. Выпуск 4.Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010 – 240 с.
- Ньюстром Д.В., Основы организационного поведения: поведение человека в процессе труда/ Д.В. Ньюструм, К. Дэвис - Питер: «Питер-Юг», 2008. - с. 448.
- Профессия тьютор/ Е. В,. Самсонов, Е. В. Кузьмина, И. В. Карпенкова. - М.: Информационно-методический бюллетень ИПИО МГППУ, 2013.-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС.
Методический материал...
Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)
Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...
Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...
Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...
Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»
Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...