Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Грек Татьяна Владимировна

Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при

сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_ovz_-_kopiya.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Одуванчик» комбинированного вида города Дивногорска

Методическая разработка

Тема разработки: «Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при

сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС ».

Форма проведения: семинары

Адресат: педагоги и специалисты ДОУ

Разработчик: Грек Татьяна Владимировна

педагог-психолог МБДОУ №7

Содержание

  1. Введение         3
  1. Включение педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода. Анализ изученной информации по организации психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС

в ДОУ. Выделение проблемной ситуации         3

  1. Высказывания педагогов по проблеме психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей  с РАС в ДОУ         4

  1. Организация образовательного процесса педагогов при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, детей с РАС с опорой на проблемно-поисковый

метод.         5

  1. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду         7
  1. Выбор целей и стратегий обучения в инклюзивной среде         7
  2. Стратегии и методы включения ребёнка с РАС в общеобразовательную

среду        8

  1. Роль участников сопровождения ребёнка с РАС         10
  2. Подготовка педагогов - участников сопровождения         10
  3. Организация сопровождения семьи ребёнка с РАС         10
  1. Заключение         11
  2. Список используемой литературы         12

1.Введение

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики гарантирует равные права на получение образования и доступность общего образования, для всех детей. Для полноценного включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий.

Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС является одним из необходимых условий в развитии инклюзивной практики. Включение педагогов в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, способствует появлению видения проблемы, сотрудничества педагогов т. е. осознанию, того что совместные усилия более важны, чем индивидуальный опыт каждого.

Работа педагога-психолога на первых порах включения ДОУ в инклюзивное пространство была подготовительной: совместно с администрацией ДОУ приняли решение о возможности инклюзивного образования. Мною была разработан методический материал по включению педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, и включению детей ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в общеобразовательную среду.

Цель: Создание подхода, позволяющего решить актуальные проблемы, повысить качество образовательного процесса при создании психолого- педагогических условий для детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ.

Задачи:

  1. Формирование отношений педагогов к содержанию образования, как динамической развивающейся структуре, в которой они приобретают опыт дополнения и обновления знаний, личностную причастность и

ответственность за него.

  1. Установление особых отношений сотрудничества между участниками образовательного процесса.
  2. Объединение усилий для разрешения проблемной ситуации в образовательном процессе.

  1. Включение педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода.

Анализ изученной информации по организации психолого-

педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС в ДОУ. Выделение проблемной ситуации

Так как существует необходимость по созданию психолого- педагогического сопровождения для детей с ОВЗ, в том числе, и детей  с РАС, мною был проведён анализ изученной информации по направлениям:

  1. «Организации психолого-педагогического сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»,
  2. «Особенности        организации        работы        с        детьми        с        расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста»,
  3. «Организационное        консультирование        и        психология        управлением персоналом».

В результате        были выявлены отрицательные и положительные стороны направлений, которые рассмотрим подробнее:

  1. Положительной стороной организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования было выделено появление возможности включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Отрицательная сторона заключается в том, что на данном переходном этапе существуют трудности по созданию условий. Например, такие как, нет материального обеспечения, нет обобщения теоретического и практического опыта.
  2. Во-втором направлении положительной стороной является создание адаптированной образовательной программы, в которой появится возможность выделить важные моменты в развитии детей с ОВЗ, в том  числе, и детей с РАС. У родителей появится понимание индивидуальных особенностей своих детей и возможность взаимодействия и сотрудничества с педагогами ДОУ. С отрицательной стороны встаёт вопрос о повышении компетентности педагогов. Например, в ДОУ педагоги не имеют достаточных знаний по проблемам развития детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС, нет кураторов инклюзии, тьюторов, нет своей модели сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС.
  3. В третьем направлении положительной стороной является попытка создания команды специалистов, педагогов-единомышленников, что позволит преследовать общие цели, подходы к совместной деятельности, принимать ответственность за результат, учитывать опыт, идеи каждого участника команды. А отрицательной стороной является невозможность реализовать требования, предъявляемые к инновационному развитию в ДОУ в условиях традиционного управления. Например, авторитарным приоритетом руководителя, локализацией функций каждого члена образовательного процесса.

У Гёте есть утверждение: «Принято считать, что между двумя крайними точками зрения лежит истина, ничего подобного, там лежит проблема». Осознание невозможности решить сложившиеся противоречия, возникшие по созданию условий для детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС  средствами наличного знания, опыта, способствует поиску способа их решения.

  1. Высказывания педагогов по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС в ДОУ

На подготовительном этапе для создания системы консультаций, получению более глубокого знания по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС способствуют высказывания педагогов: свои надежды, опасения, отношение. Важно помочь педагогам сформулировать свое отношение, запросы  по  данной проблеме.  В результате дальнейшая работа планируется с использованием вопросов, которые определяют направления инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Как сделать так, чтобы присутствие ребёнка с ОВЗ положительно сказывалось на воспитании, развитии остальных детей, и способствовало развитию толерантности?
  2. Как выбрать приоритетные направления в развитии ребёнка с ОВЗ?
  3. Как        взаимодействовать        с        родителями,        чтобы        они        стали        участниками сопровождения ребёнка?
  4. Что интересно ребёнку?
  5. Как взаимодействовать с ребёнком продуктивно?

  1. Организация образовательного процесса педагогов при сопровождении детей ОВЗ, в том числе, и детей с РАС с опорой на проблемно-поисковый метод работы – дискуссия, а именно игра

«Дебаты».

Адаптированный вариант игры «Дебаты»

Для активизации группового обсуждения спорного вопроса, посредством предложения двух противоположных путей решения проблемы, и подведения итогов является диалог. В игре «Дебаты» происходит диалог, с помощью которого смысл лежит среди людей, и появляется возможность создать чего-то новое, где выигрывают все.

«Дебаты»

Для работы в группах предоставлен материал об условиях обучения и воспитания детей с РАС в детском саду, реализующем инклюзивную практику (детского сада №1921). В Игру «Дебаты» входят: подготовка игры, игра, анализ игры.

Условия игры: Участники 2-х команд (правительство и оппозиция) выдвигают утверждения и отрицания тезиса. Необходимо убедить судей, что их аргументы убедительней, чем аргументы оппонента.

  1. Подготовка игры: необходимо изучить информацию, составить систему аргументов, контраргументов (стратегия отрицания), выбрать Лидера оппозиции, Вице-президента правительства.
  2. Игра: выступление участников в определённом порядке и времени.
  3. Анализ игры: ответить на вопросы

Тезис: Создание условий для включения детей с РАС в общеобразовательную среду ДОУ является необходимым элементом.

В подготовительный этап входит:

Работа с информацией по теме:

-активизация знаний участников (групповой мозговой штурм)

-поиск информации с использованием различных источников;

-систематизация полученного материала;

-составление        системы        аргументов        утверждения        и        отрицания        тезиса, подготовка раунда вопросов;

-формулирование и обоснование аргументов;

-построение отрицательной стратегии стороны;

-умение правильно формулировать вопросы.

Во время игры Вице-президент и Лидер оппозиции: произносят речь по изученному содержанию предлагаемой темы (с системой аргументов для утверждающей, отрицающей стороны, стратегией отрицания) в определённое время.

Проработать содержание темы, дать определение понятиям в тезисе, составить систему аргументов утверждающей, отрицающей стороны, стратегия отрицания (контраргументы) на возможные аргументы противоречий, и подготовить вопросы способствующие обнаружению противоречий противоположной стороны.

В анализ игры входят вопросы:

Какое новое знание получено в ходе дискуссии?

По каким позициям взгляды участников дискуссии совпадают в наибольшей степени?

По каким позициям обнаружено максимальное расхождение во взглядах участников дискуссии?

Какие новые вопросы поставили перед собой участники?

Судейство:        отслеживает        эффективность        выбранных        аргументов        и контраргументов.

Судья следит за временем выступающих и фиксирует вопросы, аргументы выступающих команд в международном протоколе. В данном случае судьёй является педагог-психолог. Судья может задавать дополнительные вопросы, способствующие уточнению излагаемого материала.

Международный протокол

Порядок

выступлений

Затраченное время

Содержание выступления

1

Вице-

президент

6 мин.

-представление команды;

-формулировка темы;

-определение ключевых понятий (корректно);

-выдвижение критерия (цель команды);

-представление аргументов

2

Команда оппозиции

4 мин.

Вопросы: 1.

2.

3.

3

Лидер оппозиции

6 мин.

Представление команды; Формулировка темы;

Определение ключевых понятий (корректно);

Выдвижение критерия (цель команды); Представление аргументов

4

Команда

правительства

4 мин.

Вопросы:

1.

2.

3.

Подведение итогов игры

  1. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду.

Включение детей с РАС в массовую образовательную систему в дошкольном возрасте может внести большой вклад в их развитие, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня.

Для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно  развивающихся сверстников были успешными, многим детям с РАС требуется специализированная помощь.

Инклюзивная среда обучения - это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка могут не найти поддержки. Большое количество дошкольников в группах и маленькие пространства могут только усилить желание аутичного ребенка избежать прикосновений, и даже случайное прикосновение одноклассника может восприниматься как нападение, и вызвать агрессивную реакцию.

Многие аутичные дети чрезвычайно чувствительны к шуму и громким звукам. Крики других детей на перемене, или шум в классе может стать причиной ответных криков, или вызвать самостимулятивное поведение, которое помогает ему отвлечься и успокоиться.

  1. Выбор целей и стратегий обучения в инклюзивной среде.

Оценка начальных навыков

Осознание и понимание специфических особенностей, характеризующих детей с расстройством аутистического спектра, является первым и ключевым этапом при процессе включения их в среду нормативно развивающихся сверстников.

Оценка навыков происходит в нескольких областях:

Навык обращения и общения. Может ли ребенок обращаться с

просьбами к окружающим? Интересуется ли ребенок только конкретными и одиночными стимулами, или социально-значимыми стимулами - вниманием сверстников, социальное одобрение, информация, и т.д.?

Навык понимания речи. Насколько ребенок понимает обращенную к нему речь? Понимает ли он инструкции только в контексте ситуации, или может ориентироваться на словесные стимулы и вне контекста? Умеет ли ребенок реагировать на обращения сверстников, или только взрослых? Должны ли инструкции быть обращены напрямую к нему, или он может понять и выполнить инструкции, обращенные к группе?

Навык диалогической речи. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы, или он повторяет фразы сказанные другим человеком? Может ли ребенок спонтанно комментировать различные события? Может ли он включиться в разговор на определенную тему? Может ли поддерживать тему разговора или всегда переводит разговор на тему, которая интересует только его?

Навыки игры. В какие игры умеет играть ребенок - настольные, подвижные, сюжетные? Может ли он играть совместно со сверстниками, или параллельно, не взаимодействуя? Может ли он в свободное время занять себя игрой или занимается самостимуляциями?

Академические навыки. Насколько уровень навыков соответствует уровню знаний сверстников?

Навыки обучения. Обучался только в индивидуальном формате? Проблематичное поведение. Присутствует ли у ребёнка проблематичное поведение и в какой форме оно проявляется? В каких ситуациях может возникнуть нежелательное поведение и какова его функция?

Оценка развития навыков самостоятельности - может ли ребенок выполнять самостоятельно инструкции, как быстро он приспосабливается к изменениям в окружающей среде?

Обобщению обученных навыков, скорость приобретения им новых навыков и потребность в сопровождении взрослым.

  1. Стратегии и методы включения ребёнка с РАС в общеобразовательную среду

В инклюзии детей с аутизмом применяются несколько разнообразных методических подходов.

  1. Организация развивающей среды.

  1. Визуальное расписание.

Визуальное расписание Переключение с одного вида деятельности на другой часто бывает проблематичным для некоторых детей с аутизмом, и может вызвать протест в форме агрессии или неадекватного поведения.

Когда ребенок знает изначально что ему нужно сделать, какие задания он будет выполнять, и в какой последовательности, ( легкие и мотивационные задания следуют засложными).

  1. Прайминг (Priming)

Прайминг - это предварительное обучение необходимым навыкам, которые в ближайшем будущем понадобятся ребенку в общении со сверстниками или в процессе развития по образовательной программе. Опытный педагог или, может заранее предугадать, в каких ситуациях у ребенка могут возникнуть трудности. Это могут быть трудности с пониманием речи, либо сложности в соблюдении социальных правил. Для этого необходимо развивать навыки, которые ребёнок со временем будет использовать.

  1. "Поведенческий момент"

Процедура использования "Поведенческого момента" позволяет уменьшить нежелательное поведение, функцией которого является избегание заданий и требований, и является стратегией повышения способности реагировать на запросы среди лиц с ОВЗ.

Процедура происходит следующим образом:

  • Педагог предлагает ребенку выполнить инструкции, которые являются приятными и мотивационными для ребенка.
  • Как только ребенок начинает выполнять эти инструкции и сотрудничает, педагог включает какое-либо низко-мотивационное требование.
  • Если ребенок выполняет данное требование, то учитель поощряет ребенка, и возвращается к мотивационным заданиям.
  1. Использование подсказок

Стратегии подсказок способствуют увеличению скорости приобретения навыков у детей с РАС.

Чаще всего используются:

  • Вербальные (словесные подсказки), с помощью которых ребенку напоминают, что нужно сделать в той или иной ситуации, и как отреагировать,
  • Визуальные подсказки (карточки, символы, иконки), которые помогают ребенку понять абстрактные речевые понятия,
  • Моделирование (показ необходимого действия ребенку), которое помогает ребенку повторить нужное действие в нужной ситуации,
  • Применение подсказок требует определенного опыта и умения, основной частью которого являются стратегии постепенного уменьшения подсказок.
  1. Использование поощрений

Частое использование поощрений в процессе обучения является одним из компонентов поведенческой теории научения.

  1. Включение посредством сверстников

Привлечение сверстников для помощи в развитии детей, страдающих аутизмом, дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, действовать более независимо.

2.3 Роль участников сопровождения ребёнка с РАС

Сопровождение ребенка педагогом может стать основным компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии.

Однако роль педагога не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Задача - взаимодействии между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, педагогом и родителями ребенка. Все участники работают над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды.

С одной стороны, важно помочь ребенку приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.

  1. Подготовка педагогов - участников сопровождения

Процесс подготовки педагогов включает в себя: предоставление письменное руководства и вербальных инструкций, индивидуальное сопровождение и тренинг, ролевые игры и предоставление обратной связи.

Целью подготовки является обучение педагогов применять стратегии инклюзии в разной степени интенсивности и уровня сопровождения. Выстроить внешнюю систему поощрений, если у ребенка отсутствует инициатива для социального взаимодействия, необходимым образом организовывать окружающую среду.

Также необходимо умение включать других детей в процесс работы с аутичным ребенком, и в последствие осуществлять инклюзию посредством сверстников. Для этого у педагога должна присутствовать определенная харизма, а также навык применения поведенческих стратегий не только в работе с аутичным ребенком, но и с его сверстниками. В то время, как педагог использует подсказки и поощрения, для того, чтобы научить аутичного ребенка реагировать на инструкции, он должен использовать подсказки и поощрения, для того, чтобы научить сверстника обращаться к аутичному ребенку с инструкциями и поощрять его. А также обучить сопровождаемого ребенка смотреть на сверстника, и реагировать на его обращения. Постепенный переход от сопровождения взрослым к сопровождению сверстников и самостоятельному управлению собственной деятельностью, позволяет аутичному ребенку приобрести необходимые навыки и быть успешным в инклюзии.

  1. Организация сопровождения семьи ребёнка с РАС

Организация психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится через:

  • включении родителей в образовательный процесс воспитания и обучения ребёнка;
  • консультировании родителей (законных представителей);

-создании        атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности.

3. Заключение

Необходимость включения педагогов ДОУ в инклюзивную образовательную среду посредством использования проблемно-поискового метода, способствует появлению видения проблемы, сотрудничества педагогов через осознание того, что совместные усилия более важны, чем индивидуальный опыт каждого. Использование дискуссионной формы работы с образовательной программой по проблемной ситуации позволяет получить более глубокие знания по сопровождению детей с ОВЗ, в том числе, и детей  с РАС в ДОУ. А также способствует созданию команды специалистов, педагогов-единомышленников, позволяющей преследовать общие цели, подходы к совместной деятельности, принимать ответственность за результат, учитывать опыт, идеи каждого участника команды.

Что в дальнейшем позволит наметить стратегию сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ, и  включить детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС и их родителей  в общеобразовательную среду.

Список используемой литературы

  1. Большакова        А.Н.,        Социальная        психология        для        менеджеров:        Учебное пособие/ А.Н. Большакова - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - с. 304.
  2. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии

командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 320 с.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф, Грабенко Т.М., «Технология создания команды», Речь, 2004 г.
  2. Е.И. Казакова, Т.Г.Галактионова, В.Е. Пугач Основные приёмы и технологии в работе тьютора: Учебное-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2009. – 64с.
  3. Инклюзивное образование. Выпуск 4.Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010 – 240 с.
  4. Ньюстром Д.В., Основы организационного поведения: поведение человека в процессе труда/ Д.В. Ньюструм, К. Дэвис - Питер: «Питер-Юг», 2008. - с. 448.
  5. Профессия тьютор/ Е. В,. Самсонов, Е. В. Кузьмина, И. В. Карпенкова. - М.: Информационно-методический бюллетень ИПИО МГППУ, 2013.-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого- педагогического сопровождения в период адаптации к детскому саду (ГМО педагогов-психологов)

Адаптационный период – очень сложное время как для детей, поступающих впервые в детский сад, так и их родителей  и педагогов.Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...

Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»

Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...