Особенности игровой деятельности детей в ДОО с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Новикова Галина Сергеевна

Особенности игровой деятельности детей в ДОО с нарушениями речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОО С НАРУШЕНЯМИ РЕЧИ

Игровая деятельность- это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно игровая деятельность предоставляет ребенку первый опыт решения различных проблем. Дети учатся находить выход в сложной ситуации. Благодаря правилам игр ,дети тренируются проявлять честность. Если кто-то нарушает правила игры, то окружающие дети возмущаются и осуждают этот поступок. Растет чувство социальной ответственности. Игра позволяет раскрыться тем качествам ребенка, которые обычно не заметны в повседневной жизни. Также игры побуждают детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию. Благодаря играм, дети развиваются умственно, становятся более остроумными, учатся использовать свое воображение и мышление. Во время игровой деятельности дети адаптируются к окружающей обстановке, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности. Уже с первых месяцев жизни ребенка нужно играть вместе с ним. Эльконин Д.Б. отметил, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап -- умственных действий с опорой на речь». Дети, имеющие ТНР чаще всего в игровой деятельности заняты манипуляциями с предметами и игрушками. Детям с нарушениями речи тоже хочется вступать в контакты со сверстниками. Но во время игр они не в состоянии поддерживать полноценного общения. Поэтому их взаимодействие проявляется в том, что они вместе что-то делают (например убегают друг от друга или прыгают), либо ребенок просто наблюдает за тем, что делает другой ребенок и копирует его действия. Как правило заметно, что такие дети не понимают, в чем смысл игры. Они лишь копируют ее внешние проявления. Но чаще всего дошкольники с ТНР играют сами с собой. Рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении, которые обусловлены психофизиологическим отставанием в развитии этих детей. Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием (объем общения) существенно не различается. При этом дети с нарушениями речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются в основном на более низком уровне общения по сравнению со здоровыми детьми. Преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры. Здоровые дети проявляют большее постоянство во взаимодействии с партнерами. Их общение более продолжительно и отличается, как правило, развернутым игровым сюжетом. Здоровые дети взаимодействуют между собой в основном вербально, с выраженными ролевыми отношениями и иерархией статусов. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, ребенок в игре быстро утомляется. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.  Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны, подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных действий. Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает, что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению. Таким образом, исследователи игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи отмечают заметное отставание и несформированность компонентов сюжетно-ролевой игры. С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с недоразвитием речи. Поэтому необходима специальная коррекционная работа по формированию игровых умений у детей с речевыми нарушениями. Одним из наиболее эффективных методов обучения дошкольников, имеющих трудности в развитии речи – это применение дидактических игр. Игровые ситуации нужно подбирать, учитывая то, какова методическая основа проводимого занятия. Каждый участник игры должен четко понимать какова его роль. Необходимо продумать подходящие правила и разработать систему оценок. Игра должна состоять из пошагового строгого порядка действий. Воспитатель должен продумать и то, в какой последовательности нужно проводить игры так, чтобы уровень сложности постепенно повышался. Отсутствие системного подхода не принесет должного развивающего и обучающего результата, хотя сами по себе игровые занятия могут быть очень увлекательными.

Поэтому важно обдумать то, как правильно включить дидактические игры в проводимые обучающие занятия. Перед педагогом стоит важная задача: необходимо не просто стать воспитателем и учителем для ребенка, но стать его партнером. Развивая способности и качества в детях, нужно действовать целенаправленно, но ненавязчиво. Сюжетно-ролевые игры также нужно активно задействовать во время занятий. Они основываются на дидактических речевых играх. Их проводят для того, чтобы закрепить и отработать правильные речевые приемы .В сюжетно-ролевых играх, которые проводятся для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, педагог имеет гораздо более важную функцию, нежели с остальными детьми. Обычно общение с детьми с ТНР затруднено. Такие дети не способны сами подбирать сюжет для игры. Педагог активно помогает им в этом. Он также показывает детям наглядные материалы и помогает игрокам воспроизводить эти действия. Сюжетно-ролевые игры с детьми с ТНР подразумевают непрестанное и очень активное участие педагога на протяжении всей игры. Нужно учитывать то, что дети быстро устают в таких играх, поэтому нужно руководить процессом так, чтобы дети чередовали спокойную деятельность с подвижной. Темп чередования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Коррекционно-педагогическая работа по обучению игре должна содействовать развитию речи и формированию правильного поведения. Игры на разных этапах работы с дошкольниками можно повторять с постепенным усложнением их правил и речевого материала. Основным критерием подбора игр являются речевые возможности дошкольников и степень их участия в них. Игры могут проводиться на различных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи

Одним из аспектов коррекционно-воспитательной работы является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция ...

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»...

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Перспективное планирование на тему: «Особенности литературного образования детей дошкольного возраста с нарушением речи»...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях является руководство игрой. И...

«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»

Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада...