Опытно-экспериментальная деятельность учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ Проект – «Семья – детский сад»
проект по коррекционной педагогике

Кирякова Ольга Александровна

Главное достоинство организации опытно-экспериментальной деятельности учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya-detskiy_sad.docx26.38 КБ
Файл proekt_semya-detskiy_sad.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность учителя дефектолога

в работе с детьми ОВЗ

Проект – «Семья – детский сад»

Самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам.

Ральф Уолдо Эмерсон.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, у детей ОВЗ эта активность снижена.  Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, развития детей ОВЗ, так и  основной целью работы учителя - дефектолога. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности любого ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является опытно-экспериментальная деятельность. 

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из целевых ориентиров, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ, одним из пунктов портрета является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Главное достоинство организации опытно-экспериментальной деятельности учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Использование опытно –экспериментальной деятельности учителем – дефектологом в работе с детьми ОВЗ,  является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.  Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.  Применение учителем – дефектологом опытно – экспериментальной деятельности дает детям ОВЗ реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка ОВЗ с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

При организации опытно –экспериментальной работы с детьми ОВЗ, учителю дефектологу необходимо учитывать потребность в  общении этой категории детей с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка. Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам). Все это требует создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка, как в детском саду, так и дома. Это возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей детей с ОВЗ. ФГОС ДО ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодоления нарушений в развитии детей.

Родители  должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя-дефектолога, учителя — логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Перед педагогами групп компенсирующей направленности стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребенка другом и авторитетным наставником.
        В МКДОУ №8 г. Сим одним из направлений  взаимодействия родителей и педагогов группы компенсирующей направленности стало реализация творческого, опытно-экспериментального проекта «Семья-детский сад», приуроченного к Пасхе.

Пасха – самый радостный и большой праздник большинства россиян. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, символе праздника, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.  В этом проекте педагоги компенсирующей группы совместили творческую и опытно-экспериментальную деятельность и детей, и родителей.

Вид проекта: опытно-экспериментальный, творческий

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: дети, воспитатели,  родители.

Вид проекта: опытно-экспериментальный, творческий

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: дети, воспитатели,  родители.

Актуальность проекта:

    Дети ОВЗ в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Научившись понимать состояние растений, ребенокбудет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которогоцеликом зависит от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

 Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

  Проращивание зерна – очень увлекательный процесс.

Наблюдение за всеми фазами развития растения отпрорастания зерна до появления первых побегов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Цели проекта:

  • Организовать выращивание семян овса;
  • Обобщение знаний о празднике «Пасха»

    Задачи:

Коррекционно - образовательные :

  • Познакомить детей с процессом

произрастания семян;

  •  Учить правильно, ухаживать за растениями;
  • Обобщить знания о празднике «Пасха»

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, навыки исследовательской деятельности: умение сравнивать, делать выводы на основе ранее полученных знаний.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за прорастанием семян овса.
  • Развитие творческих способностей.

Коррекционно- воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к традициям;
  • Воспитывать чувство ответственности
  • Воспитывать  бережное отношение к живой природе.

Подготовительный этап

  1. Беседы «Зачем нам нужны растения?», «Что нужно для роста и ухода за растениями»;
  2. Знакомство с почвой, её составом, свойствами;
  3. Знакомство с моделью строения растения;
  4. Исследование и подготовка с семенами овса.

Основной этап

  1. Беседы: «Что такое Пасха?»; «Как люди празднуют Пасху?»
  2. Подготовка яичной скорлупы.
  3. Посадка семян овса.
  4. Оформление подставки.
  5. Наблюдение и уход за овсом.
  6. Разучивание пасхальных стихов и игр.

Итоговый этап

Проведение совместно с родителями праздника «Пасхальный подарок».

На празднике дети рассказывали и показывали, как они делали Пасхальный подарок, родители организовали Пасхальную выставку, разучивали пасхальные игры и песни, изготовили совместный Пасхальный подарок и обменялись сладостями.

Важно отметить и то, что в процессе опытно-экспериментальной деятельности решаются не только образовательные, коррекционно-развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
И особенно ценно в работе детьми ОВЗ, что в процессе опытно-экспериментальной деятельности у них формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту определять причины неудачи опытно – экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа учителя – дефектолога, организовала  взаимодействие детей ОВЗ, их родителей и педагогов компенсирующей группы в проектной деятельности.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-дефектолог: О.А. Кирякова Опытно-экспериментальная деятельность учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ. Проект – «Семья – детский сад » «ПАСХАЛЬНЫЙ ПОДАРОК » (проращивание семян)

Слайд 2

Вид проекта: опытно-экспериментальный, творческий Продолжительность: среднесрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители .

Слайд 3

Актуальность проекта: Дети ОВЗ в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом , решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного , эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями –это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность . Проращивание зерна – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания зерна до появления первых побегов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Слайд 4

Цель проекта: О рганизовать выращивание семян овса ; О бобщение знаний о празднике «Пасха» Задачи: Образовательные : П ознакомить детей с процессом произрастания семян; Учить правильно, ухаживать за растениями; О бобщить знания о празднике «Пасха» Развивающие: Развивать мыслительные операции, навыки исследовательской деятельности: умение сравнивать, делать выводы на основе ранее полученных знаний. Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за прорастанием семян овса. Развитие творческих способностей. Воспитательные : Воспитывать уважительное отношение к традициям; Воспитывать чувство ответственности Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Слайд 5

Подготовительный этап Беседы «Зачем нам нужны растения ?», «Что нужно для роста и ухода за растениями»; Знакомство с почвой, её составом, свойствами; З накомство с моделью строения растения; Исследование и подготовка с семенами овса.

Слайд 8

Основной этап Беседы : «Что такое Пасха?»; «Как люди празднуют Пасху?» Подготовка яичной скорлупы. Посадка семян овса. Оформление подставки. Наблюдение и уход за овсом. Разучивание пасхальных стихов и игр.

Слайд 12

Итоговый этап Проведение совместно с родителями праздника «Пасхальный подарок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Пояснительная записка о деятельности учителя-дефектолога, работающего с детьми раннего возраста, находящимися в специализированном доме ребенка

В пояснительной записке раскрыта специфика работы учителя-дефектолога, который должен решать не только образовательные коррекционные задачи, но и выработку жизненно важных умений у детей раннего возра...

"Проектная деятельность учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ "

В данном разделе вы познакомитесь с проектной деятельностью в работе учителя-дефектолога ДОУ....

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...