Консультация для педагогов инклюзивных групп
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Как связаны междусобой речь, коммуникация и поведение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_povedenie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как связаны между собой речь, коммуникация и поведение?

Речь и поведение тесно связаны между собой. Поведение человека регулируется его внутренней речью и опирается на внешние речевые регуляторы: инструкции, замечания, поощрения.

У ребенка, который не может общаться с окружающими, нет мотивации вести себя хорошо.
У ребенка, который полноценно включен в социум, такая мотивация есть. Поэтому крайне важно дать ребенку с нарушениями речи опыт успешной коммуникации. Если он знает, что будет понят даже с ограниченным речевым репертуаром, что он принят в сообщество, что его не наругают и не засмеют за произношение и медлительность — он будет говорить чаще. Речь будет развиваться, поведение – улучшаться.

Как регулировать поведение ребенка с нарушенной речью

Очень важно с первых моментов подключить  семью и всех педагогов: разъясняйте им и остальным детям, что плохое поведение – это  не злонамеренный выбор, а следствие нарушений и состояний, с которыми ребенок (пока что) не может справиться.

Важный регулятор поведения — внешняя речь. Озвучивайте ребенку его состояние, его эмоции, его потребности.

Внешние регуляторы и улучшение понимания речи постепенно формируют  поведение.

Регулировать поведение помогут визуальные опоры: песочные часы, таймеры, картинки-алгоритмы, таблички с правилами. Такие подсказки улучшают контакт ребенка с реальностью, снижают его тревогу, напоминают о правилах и социальных нормах.

Возможности выразить свои эмоции и потребности социально приемлемым способом снижают уровень агрессии, уменьшают количество нежелательных проявлений поведения.

Формирование словаря выражения себя, своих эмоций, состояний и потребностей, коммуникативные книги улучшают самоконтроль, саморегуляцию, и корково-подкорковое взаимодействие, а также служат улучшению поведения.

Хорошими помощниками в коррекции нежелательного поведения станут

  • таблички с правилами «можно-нельзя»
  • табличка «Стоп»
  • метод «4-х шагов»
  • коммуникативные книги
  • социальные истории

«Метод четырех шагов»

Шаг 1. Озвучить состояние ребенка и причины трудного поведения.
Шаг 2. Дать ребенку поддержку.
Шаг 3. Сохранять принятые правила и установленные границы.
Шаг 4. Предложить альтернативу.

Коммуникативные книги — это картинки или фотографии о жизни ребенка, с информацией о нем, его предпочтениях, вкусах, увлечениях, особенностях.
Такие книги стимулируют коммуникацию со стороны ребенка: любой ребенок скорее воспользуется речью в значимой для себя ситуации. Собственные интересы и обстоятельства значимы и вызывают интерес.

Из коммуникативной книги мы можем узнать о ребенке, это может стать способом установить горизонтальную коммуникацию (со сверстниками).      Как помочь ребенку с нарушенной речью общаться с другими детьми

  • Объясните детям и родителям, какие трудности есть у ребенка с нарушениями речи и как он их преодолевает. Посоветуйте, как нужно с ним общаться. Будьте примером толерантного отношения к любым особенностям.
  • Не ставьте во главу угла отношения к ребенку успеваемость и  успешность.
  • Создавайте ситуации успешного общения детей с особенным ребенком. Если нужно, первое время будьте посредником.
  • Поощряйте освоение детьми средств дополнительной коммуникации.
  • Организуйте в группе активности, в которых ребенок с нарушением речи сможет проявить свои способности наряду со всеми.
  • Старайтесь предупреждать ситуации травли. Если нужно, обращайтесь к  психологической службе.

Чтобы видеть положительные изменения, фокусируйтесь на достижениях, сравнивайте ребенка не с другими детьми, а с ним самим в более раннем возрасте или более тяжелом состоянии, отмечайте, чего он раньше не мог, а может сейчас.

Как помогают движение и музыка

Музыка и двигательные практики — самый простой, доступный и приятный инструмент для развития особенных детей. Как движение и музыка помогают при речевых трудностях?

  • Движение и музыкальная активность повышают тонус, позволяют сбросить напряжение, улучшают эмоциональное состояние в целом.
  • У ребенка появляется возможность выразить свое состояние через невербальные способы.
  • Движение и музыка не требуют хорошего состояния речи. Они могут стать зоной успешности для детей с ограниченными речевыми возможностями.

Движение

  • Речевые отделы в головном мозге вплотную прилегают к моторным. Поэтому двигательная активность (стимуляция моторной коры) стимулирует речевую.
  • Улучшается межполушарное взаимодействие, происходит стимуляция мозолистого тела.
  • Формируется ведущее полушарие.
  • Развиваются навыки моторного планирование.
  • Улучшение общей координации влияет на артикуляционные и дыхательные возможности. А они улучшают качество речи.

Музыка

  • Стимулируется ствол головного мозга и речевые зоны.
  • Развиваются отдельные компоненты речи: выдох, плавность, интонация.

Двигательные и музыкальные занятия — отличная площадка для объединения особенных детей с одногрупниками. Танцы, постановка спектаклей, совместное музицирование помогают детям наладить контакт с помощью невербальных средств и снижают риски травли и высмеивания в группе . Как это работает?

  • На химическом уровне — у всех участников выделяется гормон окситоцин. Он вызывает положительные эмоции, чувство общности и родства.
  • Двигательный и музыкальный продукт — общее переживание, которое объединяет и укрепляет дружеские и горизонтальные связи.
  • Музыка и движения позволяют плохо говорящему ребенку проявить себя, закрепить опыт успеха, повысить социальный статус в глазах группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов семейных групп

В помощь сотрудникам семейных групп....

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для педагогов в группах раннего возраста на тему: «Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье».

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), ап­петиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.Нормальное пов...

Консультация для педагогов общеразвивающих групп "Артикуляционная гимнастика"

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста общеразвивающих групп....

Консультация для педагогов "Инклюзивное образование: совместное обучение детей с разными образовательными потребностями"

Групповая консультация для педагогов дошкольного образования "Инклюзивное образование: совместное обучение детей с разными образовательными потребностями"...

Консультация для педагогов "Инклюзивное образование сегодня"

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических под...

Консультация для педагогов "Инклюзивный подход в ДОУ"

Консультация для педагогов "Инклюзивный подход в ДОУ"...