Консультация для педагогов "Инклюзивный подход в ДОУ"
консультация
Консультация для педагогов "Инклюзивный подход в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57».
Консультация для педагогов «Инклюзивный подход в образовании в ДОУ».
Подготовила воспитатель: Николенко Т.О.
Солнечногорск -7
2019год.
Одна из наиболее актуальных проблем в настоящие время-
организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.
Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Поэтому сегодня мы много говорим об инклюзивной модели образования.
«Инклюзия» от англ. inclusive-означает «включенность» - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена в следующих документах:
∙ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
∙ Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).
∙ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
∙ Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам программам дошкольного образования»
∙ Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех образовательных ступенях - от детского сада до общего и профессионального образования.
Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Организация инклюзивного образования в ДОУ строится по следующим принципам:
Принцип обеспечения индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода требует комплексного подхода в определении и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), работающие в группе, при участии старшего воспитателя, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада предполагает возможность изменения модели детского сада, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ. Программа коррекционной работы в инклюзивной группе включает в себя взаимосвязанные направления:
● диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
● комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
● планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
● организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
● мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
● Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
формы организации активности детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.
● Фронтальные Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
● Праздники, экскурсии, конкурсы - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:
● позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента);
● разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие – путешествие; занятие– игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие –экскурсия и др.
● многофункциональные средства обучения: дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, игрушки-головоломки;
● наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка, карта для путешествия, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);
● смена обстановки, использование физкультминуток, чередование динамических поз;
● использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность).
Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психолого - педагогическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ним, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. Некоторым категориям детей положен отдельный тьютор, который помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.
Реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, в нем оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы
Грамотное составление ИОМ воспитанника является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
Таким образом инклюзивное образование по федеральным государственным стандартам предполагает:
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом они должны получать специализированную помощь;
- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Подходы к организации работы в центрах активности".
Консультаци содержит рекомендации по оборудованию группы....
Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...
Консультация на тему: «Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Консультация на тему:«Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой...
Консультация для родителей: «Подход к детям" »
Консультация для родителей "Подход к детям"...
Консультация "Личностно-ориентированный подход на музыкальных занятиях".
Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарт...
Консультация "Личностно - ориентированный подход в развитии музыкально - творческих способностей"
Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарт...