Консультация для педагогов "Инклюзивное образование сегодня"
консультация

Корженко Юлия Сергеевна

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (а не только дети с особыми потребностями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx219.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование сегодня»

Инклюзивное образование в высшей школе

Подготовлено

педагогом-психологом

Корженко Ю.С.


Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Инклюзивное (или включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (а не только дети с особыми потребностями).

Соответственно, создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников и младших школьников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники   готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

Немаловажен тот факт, что совместное обучение должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других.  Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.

Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений.   Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, а не в том, чего не могут. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательной деятельности. Инклюзия касается всех детей данного детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии.

Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение детей с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками согласно   закону «Об образовании в Российской Федерации».

В российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией (включение). Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при включении все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со всеми взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.

Инклюзивное образование предполагает:

  • изучение потребностей ребенка;
  • определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
  • создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность и создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

Согласно ФГОС ДО инклюзивного образования должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Данный раздел программы разработан с учетом требований Стандарта.

Итак, задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но и главным образом - перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.Инклюзия сегодня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : " Вы сегодня обнимали своего ребёнка?"

Консультация для родителейВы сегодня обнимали своего ребёнка? Объятия в раннем детстве делают нас способными любить. Дети, выросшие до 7 лет без объятий, могут оказаться неспособными лю...

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государстве...

Консультация для родителей " Вы сегодня обнимали своего ребёнка?"

Консультация для родителей  " Вы сегодня обнимали своего ребёнка?"...

«Дошкольное образование сегодня: игровые методы и технологии»

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Эссе «Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра»

Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» оценка качества образования должна быть представлена на трёх уровнях: локальный (уровень ДОУ); муниципальный (учредитель, муниципальные органы ...