«Помощь педагога - психолога участникам образовательного процесса в плане изучения особенностей дошкольников с ОВЗ».
консультация по коррекционной педагогике
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_s_ovz.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
«Помощь педагога - психолога участникам образовательного процесса в плане изучения особенностей дошкольников с ОВЗ».
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.
Тем не менее, статистика неутешительная, с каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.
К детям с ОВЗ относятся дети:
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха;
- с нарушениями речи;
- с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
- с ДЦП и двигательными нарушениями;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- со сложными дефектами развития.
Также не стоит забывать и о детях с нарушениями поведения и неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны педагогов и специалистов.
Рекомендации педагога-психолога для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит «особый» ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. А как же остальные дети? И тут в голову педагогу приходит мысль о том, чтобы отправить ребенка в другую группу или в специализированный детский сад, ведь «там ему будет лучше». Они всячески убеждают в этом родителей, администрацию, обращаются к специалистам, с требованием выдать направления на комиссию и т.д.
В первую очередь педагог должен знать, что родители сами вправе решать, где будет обучаться и воспитываться их ребенок. И если они выбирают общеобразовательную группу, значит для них важно не только специальное обучение и развитие ребенка (которое, кстати говоря, можно получить и дополнительно в развивающих центрах), но и общение с другими детьми и родителями. Они хотят быть наравне со всеми, хотят, чтобы их «особого» малыша принимали и понимали также, как и других детей, чтобы он жил и развивался в обществе. И главная роль в этом, конечно же, принадлежит педагогу.
Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.
В работе с ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие особенности:
- Как правило, родители «особых» детей готовы к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом. Очень важно уже в самом начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные пути их решения. Следует узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные, полученные от родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с ребенком в условиях детского сада. Важно вести с родителями конструктивный диалог, не оценивать высказывания, а стараться узнать как можно больше важного и полезного о ребенке.
- Другой важный момент во взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это опора на его сильные стороны. Не стоит видеть в малыше лишь отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям, которые не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к лучшему. Правильней будет сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, пусть небольших, но очень важных для него. Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.
- Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Зачастую им требуется больше времени для принятия инструкции взрослого и выполнения заданий, чем другим детям.
- Педагог ни в коем случае не должен сравнивать «особого» ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Таким образом, ребенок с ОВЗ в общеобразовательном учреждении сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь, поддержка и понимание терпеливого взрослого. И если этим взрослым будет педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и его родители не останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один важный шаг на пути к гармоничному развитию ребенка.
Используемая литература:
1. Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.
2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....
Родители и педагоги-равноправные участники образовательного процесса.
В статье представлен опыт работы накопленный педагогами нашего ДОУ и лично мной, в области сотрудничества с родителями воспитанников....
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к...
Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ
Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....
«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...
"Организация коррекционной работы специалистами ППк ( учителем - дефектологом, учителем - логопедом, педагогом - психологом, социальным педагогом) со всеми участниками образовательного процесса, включая обучающихся с ОВЗ".
Положение о деятельности специалистов сопровождения: учителей - дефектологов,учителей - логопедов, педагогов- психологов, тьюторов....