«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
консультация

Елена Николаевна Еремченко

Рассмотрим образовательное событие. Его структуру, типы, этапы и как запланировать образовательное событие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

Семинар-практикум

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Еремченко Е.Н.

г.Москва, г.о.Троицк

25.10.2022 г.

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста.

Образовательное событие имеет свою структуру:

Эмоциональный взрыв – получение известий, принятие решения.
Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.
Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.
Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.

Типы образовательных событий

Образовательные события в детском саду могут отличаться друг от друга
По типу сюжета

  • Реальный (подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций, приглашений, календаря и т.д.)
  • Игровой («Помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс»)

По наличию привязки к календарному времени

  • Привязанные к определенному времени – календарные, события традиции
  • Не зависящие от времени года (поиски клада, путешествия)

По способу организации

  • События, запланированные воспитателем.
  • События, спровоцированные воспитателем.
  • События, спонтанно возникшие по инициативе детей.

Сущность образовательного события заключается в том, организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство достижения новой, уже более высокой цели. При этом любой из участников образовательного события-это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности.

Мы реализовали в подготовительной группе №6 образовательное событие.

Наше образовательное событие по типу - реальное;

По наличию привязки к календарному времени - календарное событие (осенний праздник-спектакль);

По способу организации-событие, запланированное воспитателем.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ:

1 этап - определение тематики Образовательного События (осенний спектакль «Чиполлино и все, все, все». (фотографии утреннего круга).

На утреннем круге мы обсуждали с детьми предстоящий осенний праздник (он запланирован на 27 октября), но праздник будет не обычный, а спектакль. Ребята стали рассказывать, как ходили на спектакль с родителями. Оказывается для подготовки спектакля надо выучить роли (актёрам), подготовить костюмы, декорации к спектаклю, а чтобы мы не забыли про дату проведения-сделать календарь.

2 этап:

Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

Цель:

формирование художественного творчества и развитие связной речи у детей, через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

развивать речь, память, фантазию, обогащать словарный запас.

Развивающие:

развивать творческие способности в процессе создания календаря, приглашений на спектакль, инициативу,

Воспитательные:

Стимулировать желание самостоятельно организовывать театрализованную деятельность, воспитывать умение сотрудничать с другими членами коллектива.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события.

Тимофей предложил отмечать числа (сегодня 12, я точно знаю, потому что вчера Татьяна Анатольевна меня занятии спрашивала: «Какое сегодня число?». Вчера было 11, значит сегодня 12). Вова подсказал посмотреть в «бабушкин календарь» (на телефоне, теперь я знаю, как он называется). Дима-завести будильник. Версий было много, но Тима закричал: «У меня идея! Взять лист бумаги, на него наклеить бумажки с цифрами и отрывать каждый день. Ещё можно нарисовать всех героев спектакля». Варя сказала: «Не просто на бумажках написать числа, а в форме осенних разноцветных листиков, чтобы календарь получился необычным и красивым». Не забыли про пригласительные билеты к спектаклю (у нас ведь нет карантина, и мы можем пригласить родителей на спектакль). Определили, что для этого необходимо и работа закипела.

3 этап:

Подготовка к образовательному событию.

(фотографии подготовки по изготовлению календаря и фотографии проигрыванию предстоящего спектакля по ролям, изготовление приглашений для родителей на спектакль).

4 этап:

Проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

(фотографии со спектакля).

5 этап:

Рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

(вечерний круг)

Как запланировать образовательное событие. При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании.
Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам.

Проработка таких вопросов уже половина плана.

Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие?

Название может быть кратким («Осень», «Богатыри», «Семья»)
Иметь форму вопроса («Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?», «Кто работает в поликлинике?»)

Обозначать действие («Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме», «Парад Победы»)

Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми.

Вопрос 2. Актуально ли это для детей?

Актуальность может определяться самими детьми (Ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи)

Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие (К примеру, в результате анализа педагог решил, что в дефиците у группы сравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случае педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы непременным условием будут соответствующие умения и компетенции).

Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе.

Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и т.д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность.

Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т.д.)

Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог- теперь могу, не знал – теперь знаю, не умел - научился.
Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий.

Вопрос 4.  Есть ли в образовательном событии место проблеме?
Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети. В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.
Вопрос 5.  Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?
Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем
обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста. Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог.

Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты?
Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей.
Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации (обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)

Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события?

Этот вопрос включает в себя несколько пунктов: с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка; какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; сколько времени предполагается отвести под образовательное событие, каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события, что станет кульминацией образовательного события (праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.); каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение образовательного события.

Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?

Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию (фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка («чему я научился»).

При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и
разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стене. О том, что занимает, увлекает детей, расскажет сама атмосфера.

Самое главное - подходить к организации события творчески. Предоставить детям возможность действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....

Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

В мастер  - классе  представлены   особенности организации образовательного события  в ДОУ....

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

Презентация на тему: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Презентация на тему:«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»...

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»

Образовательное событие – это одна из форм организации детей в дошкольной организации. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с ...