ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Пересыпкина Надежда Николаевна

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

(Г.С. Альтшуллер).

        На современном этапе развития образования, особенно важным стало развитие мышления и речи у детей с ЗПР, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Пересыпкина Н.Н.

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" 

(Г.С. Альтшуллер).

        На современном этапе развития образования, особенно важным стало развитие мышления и речи у детей с ЗПР, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности.

       Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход конкретного мышления к абстрактному.

В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться  к запоминанию  и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. 

Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.

         Одной из таких методик, можно смело назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач, основателем которой  является Г. С. Альтшуллер.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

         Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с ЗПР позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.

        На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей.

   Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

         Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Обучение решению творческих изобретательных задач мы осуществляем в несколько этапов.

Один из методов ТРИЗ – технологии называется Аналогия.

      Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

На первом этапе задания  даются не как форма, а как поиск истины и сути, потому что  ребенка надо подвести  к проблеме многофункционального использования объекта, научить поиску аналогов   по различным существенным признакам. Например, дети получали задание найти предметы круглой формы:  яблоко, апельсин, вишня, помидор, лук. Затем дети искали  и объединяли овощи и фрукты по цвету: зелёного цвета, жёлтого, красного. Как усложнённый вариант предлагались задания, когда  один ребёнок подбирал предметы круглой формы, а другой овальной; один  искал  предметы зелёного цвета, а другой красного.

    Приём  эмпатии  использовался в игре  «Мои друзья» для закрепления обобщений. Дети, представляя образ какого-то объекта, близкого им, показывают его повадки в движениях, учились брать на себя образ овоща, фрукта,  животного, опираясь при выборе  на муляж, игрушку или картинку и озвучивать: изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, веселого кролика и т. д.  

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Жили у бабуси…" и т.д.;

Ребята не только с удовольствием превращались в животных, но и рассказывают, что чувствует их герой, что он любит, где бы он хотел жить, о чем мечтает. Развивается не только воображение, но и связная речь ребенка.  Пока это только элемент эмпатии, но в  дальнейшем это поможет нашим детям глубже входить в образ предмета и рассказывать о нём.

     Приём поиска противоположного объекта, когда к названному объекту надо  подобрать  другой объект или несколько объектов, ему противоположных. Нашим детям, в игре «Наоборот», мы предлагали пока самые лёгкие задания (обязательно с опорой на наглядность) типа: в лесу медведь большое животное, а кто из животных маленький? (ёж, белка, заяц).   Пёрышко мягкое, а что здесь твёрдое? (камень, шишка, каштан).

     Начали использовать и  метод мозгового штурма. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

  Так детям предлагалась ситуации: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как выгнать лису из зайкиной избушки; как не дать медведю залезть на теремок и развалить его и т.д.

      В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      Следующий этап использования ТРИЗ – технологии  – разрешение противоречий.

Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Мы предлагали детям простые и понятные для них задания. Например: «Яблоко одно, а детей много; как угостить всех?».  «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?». «Маша  собирала яблоки в корзину, но яблок оказалось много,  все  не поместились. Как  забрать остальные яблоки?» и т.д  

Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дети находили выход из сложной ситуации.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, (когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно).  

Так детям предлагалось определить, что хорошо и что плохо  осенью, в лесу, в шарфике.

Но прежде чем предлагалось такое задание, с детьми проводилась предварительная работа, в процессе которой дети знакомились с признаками осени (разноцветные, красивые листья и деревья,  частые дожди, лужи, птицы улетают на юг, холодно, растут грибы);

объектами леса (деревьями, грибами, дикими животными, правилами поведения в лесу);

качествами шарфика  (мягкий, теплый, красивый… колется,  рвется). А в момент игры дети  опирались  на наглядный материал.

      Такого же подхода требует и  игра «Исправь ошибку».  Детям предлагается предложение, которое требует от ребёнка чётких представлений, запаса знаний о предлагаемом предмете: «Заяц грызёт орехи». Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив правильный вариант суждения. (Заяц не ест орехи. Он грызёт морковку).

     Следующий этап работы по ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью коллажа из сказок или мнемотаблицы.  

Дети  с ЗПР не готовы ещё к применению такого приёма.

А вот обучение короткому описательному рассказу с опорой на мнемодорожку уже стало возможным. Она включает символы, которые отражают  понятные  ребёнку представления о цвете, форме и величине. Например: сказка «Колобок» - Колобок убежал от Лисы. Что с ним случилось дальше?

Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.  

И пусть эти рассказы пока очень короткие, но они  являются начальным этапом составления  описательных рассказов.

На прогулках с детьми используем различные приемы ТРИЗ, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?»

Применение методики ТРИЗ возможно  на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работе по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой. Расширение совестных образов, и действий с ними. Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.

Используйте технологию ТРИЗ, и вы увидите, как:

  • разовьется фантазия детей; они научатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
  • Научатся находить и разрешать противоречия в окружающей действительности.
  • Научатся экспериментировать, видеть целое раньше его частей.
  • Научатся независимости мышления, умению открыто высказывать и

отстаивать свою точку зрения.

  • Будут способны принимать свое решение, находить оригинальный выход

из создавшейся ситуации.

  • Речь детей станет более выразительной, образной, научатся самостоятельно сочинять сказки.
  • Сформируются личностные качества: общительности, дружелюбия, отзывчивости, сочувствия, доброты, сопереживания.

Литература

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Иг-

ровые технологии. М.: — ТЦ Сфера, 2005. —128 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов

дошкольных учреждений.4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112с.

3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: — Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 — 79 с.

4. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн., 2000. —  87с.

5. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений.  —АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульянов-

ский дом печати», 2015. —  248 с.

6. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004 — 303 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

Использование элементов методики ТРИЗ в обучению дошкольников татарскому языку

Общение- самая значимая форма обучения детей татарскому языку и в этом направлении в своей работе я использую элементы методики ТРИЗ....

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"

Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

В настоящее время в современной дошкольной педагогике  логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличаетс...

Презентация "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.

Данная презентация для педагогов и логопедов. Вней отражены методы и прёмы ТРИЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Материал предназначен для воспитателей ДОО. Может быть использован в работе со старшими дошкольниками по разделу ОБЖ....