ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
На современном этапе развития образования, особенно важным стало развитие мышления и речи у детей с ЗПР, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
Пересыпкина Н.Н.
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
На современном этапе развития образования, особенно важным стало развитие мышления и речи у детей с ЗПР, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности.
Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход конкретного мышления к абстрактному.
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий.
Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.
Одной из таких методик, можно смело назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач, основателем которой является Г. С. Альтшуллер.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с ЗПР позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.
На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей.
Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Обучение решению творческих изобретательных задач мы осуществляем в несколько этапов.
Один из методов ТРИЗ – технологии называется Аналогия.
Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
На первом этапе задания даются не как форма, а как поиск истины и сути, потому что ребенка надо подвести к проблеме многофункционального использования объекта, научить поиску аналогов по различным существенным признакам. Например, дети получали задание найти предметы круглой формы: яблоко, апельсин, вишня, помидор, лук. Затем дети искали и объединяли овощи и фрукты по цвету: зелёного цвета, жёлтого, красного. Как усложнённый вариант предлагались задания, когда один ребёнок подбирал предметы круглой формы, а другой овальной; один искал предметы зелёного цвета, а другой красного.
Приём эмпатии использовался в игре «Мои друзья» для закрепления обобщений. Дети, представляя образ какого-то объекта, близкого им, показывают его повадки в движениях, учились брать на себя образ овоща, фрукта, животного, опираясь при выборе на муляж, игрушку или картинку и озвучивать: изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, веселого кролика и т. д.
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Жили у бабуси…" и т.д.;
Ребята не только с удовольствием превращались в животных, но и рассказывают, что чувствует их герой, что он любит, где бы он хотел жить, о чем мечтает. Развивается не только воображение, но и связная речь ребенка. Пока это только элемент эмпатии, но в дальнейшем это поможет нашим детям глубже входить в образ предмета и рассказывать о нём.
Приём поиска противоположного объекта, когда к названному объекту надо подобрать другой объект или несколько объектов, ему противоположных. Нашим детям, в игре «Наоборот», мы предлагали пока самые лёгкие задания (обязательно с опорой на наглядность) типа: в лесу медведь большое животное, а кто из животных маленький? (ёж, белка, заяц). Пёрышко мягкое, а что здесь твёрдое? (камень, шишка, каштан).
Начали использовать и метод мозгового штурма. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.
Так детям предлагалась ситуации: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как выгнать лису из зайкиной избушки; как не дать медведю залезть на теремок и развалить его и т.д.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Следующий этап использования ТРИЗ – технологии – разрешение противоречий.
Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Мы предлагали детям простые и понятные для них задания. Например: «Яблоко одно, а детей много; как угостить всех?». «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?». «Маша собирала яблоки в корзину, но яблок оказалось много, все не поместились. Как забрать остальные яблоки?» и т.д
Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дети находили выход из сложной ситуации.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, (когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно).
Так детям предлагалось определить, что хорошо и что плохо осенью, в лесу, в шарфике.
Но прежде чем предлагалось такое задание, с детьми проводилась предварительная работа, в процессе которой дети знакомились с признаками осени (разноцветные, красивые листья и деревья, частые дожди, лужи, птицы улетают на юг, холодно, растут грибы);
объектами леса (деревьями, грибами, дикими животными, правилами поведения в лесу);
качествами шарфика (мягкий, теплый, красивый… колется, рвется). А в момент игры дети опирались на наглядный материал.
Такого же подхода требует и игра «Исправь ошибку». Детям предлагается предложение, которое требует от ребёнка чётких представлений, запаса знаний о предлагаемом предмете: «Заяц грызёт орехи». Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив правильный вариант суждения. (Заяц не ест орехи. Он грызёт морковку).
Следующий этап работы по ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью коллажа из сказок или мнемотаблицы.
Дети с ЗПР не готовы ещё к применению такого приёма.
А вот обучение короткому описательному рассказу с опорой на мнемодорожку уже стало возможным. Она включает символы, которые отражают понятные ребёнку представления о цвете, форме и величине. Например: сказка «Колобок» - Колобок убежал от Лисы. Что с ним случилось дальше?
Сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
И пусть эти рассказы пока очень короткие, но они являются начальным этапом составления описательных рассказов.
На прогулках с детьми используем различные приемы ТРИЗ, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?»
Применение методики ТРИЗ возможно на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работе по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой. Расширение совестных образов, и действий с ними. Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.
Используйте технологию ТРИЗ, и вы увидите, как:
- разовьется фантазия детей; они научатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
- Научатся находить и разрешать противоречия в окружающей действительности.
- Научатся экспериментировать, видеть целое раньше его частей.
- Научатся независимости мышления, умению открыто высказывать и
отстаивать свою точку зрения.
- Будут способны принимать свое решение, находить оригинальный выход
из создавшейся ситуации.
- Речь детей станет более выразительной, образной, научатся самостоятельно сочинять сказки.
- Сформируются личностные качества: общительности, дружелюбия, отзывчивости, сочувствия, доброты, сопереживания.
Литература
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Иг-
ровые технологии. М.: — ТЦ Сфера, 2005. —128 с.
2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов
дошкольных учреждений.4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112с.
3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: — Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998 — 79 с.
4. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн., 2000. — 87с.
5. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. —АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульянов-
ский дом печати», 2015. — 248 с.
6. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004 — 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников
Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

Использование элементов методики ТРИЗ в обучению дошкольников татарскому языку
Общение- самая значимая форма обучения детей татарскому языку и в этом направлении в своей работе я использую элементы методики ТРИЗ....

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
Опыт работы по данной теме....

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"
Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
В настоящее время в современной дошкольной педагогике логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличаетс...

Презентация "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.
Данная презентация для педагогов и логопедов. Вней отражены методы и прёмы ТРИЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Материал предназначен для воспитателей ДОО. Может быть использован в работе со старшими дошкольниками по разделу ОБЖ....