Презентация "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.
презентация к уроку (старшая группа)

Мальцева Оксана Михайловна

Данная презентация для педагогов и логопедов. Вней отражены методы и прёмы ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz_wecompress.com_.ppt711 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад» Воспитатель: Мальцева Оксана Михайловна 2021г Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

Слайд 2

В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ .

Слайд 3

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Слайд 4

ТРИЗ способствует: Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования Предусматривает развитие у детей фантазии

Слайд 5

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них: 1. Мозговой штурм 4. Метод фокальных объектов 5. Метод Робинзона 6. Да-нет-ка 3. Морфоло- гический анализ 7.Типовое фантазирова - ние 8.Системный оператор 2.Синектика

Слайд 6

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Тем ы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму 1. Мозговой штурм

Слайд 7

2. Да – нет - ка Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Слайд 8

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми Игры с элементами ТРИЗ «Угадай, что я загадала» «Сказка наизнанку» «Что-то часть чего-то» «Что из чего?» «Фантазия» «Теремок» «Чем был – чем стал» «На что похоже?» «Плохо-хорошо» «Найди друзей» «Цепочка» «Перевертыши»

Слайд 9

Игра «Раньше – позже» Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Слайд 10

Игры на выявление функционального назначения объектов «Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: Я – Я умею прыгать. Я – Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Слайд 11

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 12

Игра «Хорошо-плохо» Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Л: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. Л: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

Слайд 13

« Кто-кто в теремочке живет?» - Расскажите сказку "Теремок". Давайте разыграем ее так, как это делают в стране Перевертышей. - Возьмите рисунок и играйте за нарисованный предмет. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто? - А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Слайд 14

Игра «Теремок»

Слайд 15

Игра «Пять волшебников» Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник? Волшебник глаз: «Он красный». Волшебник нос: «Он вкусно пахнет». Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий». Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий». Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».

Слайд 16

Игра «Почему так произошло?» 1. Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Варианты: 1. Собака погналась за курицей. 2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1. Молоко выкипело. 2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1. Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1. Котенок подошел к блюдечку. 2. Мальчик не выучил урок.

Слайд 17

Игра «Кто в кружочке живет»

Слайд 18

Игра «Паровоз» Цель: автоматизация отрабатываемого звука Первый участник: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Второй участник: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Слайд 19

Игра «Гирлянда» Цель: у чить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ход: стартовое слово бабочка . - Бабочка что делает? - А кто ещё летает? - У птицы что есть? - А где ещё есть перо? - А подушка какая? - Мягкая……И т.д.

Слайд 23

ТРИЗ – это Приемы нахождения новых идей Приемы фантазирования Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок Решение изобретательских задач по девизом «Не навреди!» Преимущества ТРИЗ Не требует больших затрат времени Можно использовать в традиционной системе обучения Развивает фантазию, воображение у детей Вселяет уверенность в своих силах

Слайд 24

Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"

Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

В настоящее время в современной дошкольной педагогике  логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличаетс...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личнос...

Проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рас...

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...