Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гусева Наталья Владимировна

В настоящее время в современной дошкольной педагогике  логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения. У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс интересным и полезным. А так как ведущий вид деятельности у дошкольников – игра, можно использовать методы и приёмы ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.

                                                                                            «Каждый ребёнок изначально талантлив и                                                                                                                              даже гениален, но его надо научить                                                                                                                                                                        ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»

Генрих  Альтшуллер                                                                                                                                                                                                                                                

      В настоящее время в современной дошкольной педагогике  логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. У детей с ОНР нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения. У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс интересным и полезным. А так как ведущий вид деятельности у дошкольников – игра, можно использовать методы и приёмы ТРИЗ.

Т – теория                                «Это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе

Р – решения                              точный расчёт, логику, интуицию».  Так считал основатель теории

И – изобретательских             Г.С.Альтшуллер и его последователи.

З – задач  

         Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

        Чтобы стимулировать творческую  активность детей, используются различные методы и приёмы ТРИЗ:

  1. Мозговой штурм
  2. Метод фокальных объектов
  3. Метод Робинзона
  4. Да-нет-ка
  5. Морфологический анализ
  6. Типовое фантазирование
  7. Системный оператор
  8. Синектика

Рассмотрим некоторые из этих приёмов.  Например: Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темы:

  • Как уберечь продукты от мышей?
  • Как не намокнуть под  дождём?
  • Как мышам достать сыр из-под носа кота?
  • Как выгнать лису из Заюшкиной избушки?
  • Как потушить пожар, если дома нет воды?
  • Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?.....

Синектика (метод анологий):

Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий:

  • Изобрази будильник, который забыли выключить;
  • Покажи походку человека, которому жмут ботинки;
  • Изобрази рассерженного поросёнка;
  • Встревоженного кота
  • Восторженного кролика

Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай.

Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний:

  • Вертолёт – стрекоза
  • Подводная лодка – рыбы

Фантастическая аналогия.  Решение проблемы, задачи осуществляются, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы. Варианты:

  • Нарисуй свою радость; солнце; цветок
  • Изобрази любовь; растение ……

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

ДА - НЕТ -  КА

Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры:

Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «ДА» или «НЕТ». Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? – Это человек? – Это животное? – Это птица? – Это рыба?  Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы: - Домашнее ли это животное? – Хищное? – Травоядное? …… Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Задумано число 3 из первых 5 цифр: - Это число больше2? – Это число меньше 4?

Метод Робинзона.

Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки, колпачок от ручки) и просят придумать предмету как можно больше применений. Предмет продаётся тому, кто сделал последнее предложение.

Следующий вариант: Представьте себя на необитаемом острове, где есть только (скакалки, битые лампочки, конфеты, пустые пластиковые бутылки). Необходимо выжить на этом острове, используя только эти предметы, в течение многих лет. Ведь нужно и жильё, и одежда, и пища. Дети придумывают варианты одежды, строят жилище.

Типовое фантазирование.

Это метод хорошо используется при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приёмов:

  • Уменьшение – увеличение объекта (маленькая – премаленькая)
  • Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка)
  • Оператор времени: (замедление – ускорение времени; нарисуй, какой была твоя мама в детстве).

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми:

  • «Угадай, что я загадала?»
  • «Сказка наизнанку»
  • «Что из чего?»
  • «На что похоже?»
  • «Плохо – хорошо»
  • «Перевёртыши»
  • «Четвёртый линий»
  • «Почему так произошло?»
  • «Один – много» (Сколько у меня расчёсок? –Одна. –Чего в расчёске много? – Зубчиков….

Картотека игр с использованием метода ТРИЗ

ТРИЗ – это приёмы нахождения новых идей. Приёмы фантазирования, создания собственных, творческих продуктов: сочинения загадок, игр, сказок.

Игра: «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход: Съесть конфету – хорошо. – Почему?

- Потому, что она сладкая.

Съесть конфету – плохо. – Почему?

- Могут заболеть зубы.

Игра: «Кто – кто в теремочке живёт?»

- Расскажем сказку «Теремок». Давайте разыграем её так, как это делают в стране Перевёртышей:

- Тук, тук, кто в Теремочке живёт?

- Я, воздушный шарик. А ты кто?

- А я – футбольный мяч. Пустишь меня в теремок?

- Пущу если скажешь, чем ты на меня похож?.....

Игра:  «Пять волшебников»

Лексическая тема: «Овощи». - Волшебники рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник?

  • Волшебник глаз: «Он красный»
  • Волшебник нос: « Он вкусно пахнет»
  • Волшебник рот: « Он кислый, бывает сладкий»
  • Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий»
  • Волшебник ухо: « Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...

Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"

Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личнос...

Проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рас...

Презентация "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников.

Данная презентация для педагогов и логопедов. Вней отражены методы и прёмы ТРИЗ....

Педагогический проект на тему: «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Педагогический проект на тему:«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...