Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников и педагогами ДОУ» ""
консультация по логопедии

Анциферова Анна Петровна

Успех коррекционного обучения  во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в совместной работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ. Поэтому наша  общая задача - объединение усилий для достижения общей цели — помочь ребенку шагнуть в мир правильной, красивой речи и освоиться там как можно успешнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида

с приоритетным направлением

здоровьесбережение

Выступление на педсовете:

«Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников и педагогами ДОУ»

                                                                                                     учитель – логопед:

                                                                                                Анциферова А.П.

 2019г.

Успех коррекционного обучения  во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в совместной работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ. Поэтому наша  общая задача - объединение усилий для достижения общей цели — помочь ребенку шагнуть в мир правильной, красивой речи и освоиться там как можно успешнее.

Общаясь с родителями, анализируя их работу с ребенком дома, понимаешь, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно. Одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что речевые дефекты сами исправятся к школе. Есть родители, которые считают, что исправление речевых дефектов – это обязанность только логопеда и воспитателя, сами не прикладывают никаких усилий, желания в коррекционной помощи ребенку.И только немногие родители осознают всю проблему речевого недоразвития ребенка, вкладывают посильную помощь для коррекции речевых недостатков.

Однако хочется напомнить, что главные педагоги, главные воспитатели для ребенка – это его родители. Те, кому в первую очередь дети подражают, для кого родители – пример, и не только в речевом развитии, а на всю жизнь.

Поэтому главная задача учителя – логопеда, воспитателя – правильно и доступно донести информацию до родителей – как влияют речевые нарушения на общее развитие ребенка, как осуществляется коррекционная работа, для чего она проводится, какова роль родителей в речевом развитии ребенка и в исправлении речевых нарушений.

С этой целью проводятся:

- групповые собрания;

- индивидуальные беседы;

- имеется наглядная информация;

- проводится показ индивидуальной коррекционной работы родителям (имеется возможность наглядно показать трудности и успехи ребенка, на что необходимо обратить внимание дома.)

- у каждого ребенка имеется индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, в которой фиксируется содержание логопедической работы, записываются домашние задания.

Но, к сожалению, не все родители подходят ответственно к выполнению домашних заданий, не все тетради вовремя забираются домой, и возвращаются обратно. И,к сожалению,не все родители реагируют на  напоминания, замечания в тетради насчет невыполненных заданий.

Поэтому необходимо продолжается  поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений, так как в своей работе я пользуюсь таким девизом –

«Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

И именно воспитатель становится связующим звеном между учителем – логопедом  и родителями. К сожалению, мамы и папы не всегда могут попасть на консультацию к учителю-логопеду. А воспитатель, встречая и провожая детей, может побеседовать с родителями, рассказать о проделанном, посоветовать, на что обратить внимание в ближайшее время, передать рекомендации логопеда.

Воспитатель не дублирует работу учителя -  логопеда, а лишь дополняет и углубляет ее. Учитель  - логопед формирует первичные речевые навыки у детей с различными языковыми нарушениями, а воспитатель их повседневно закрепляет.

Для этого имеются тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, в которой прописывается коррекционная работа с детьми, имеющими  речевые нарушения.Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику для развития мышц органов речевого аппарата, уточняет  движения  органов артикуляционного аппарата при произношении различных звуков. Отрабатывает речевой материал с детьми по автоматизации звуков. Педагог поправляет неправильное звукопроизношение детей, так как достаточный уровень самоконтроля в таком возрасте еще не развит. Такая работа ведется как непосредственно в речи, так и на материале специально отобранных совместно с логопедом потешек, скороговорок, стишков.Здесь же даются упражнения на развития психическихпрцессов.

Воспитатель в течение дня учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением, выполнять различные инструкции. Воспитатель побуждает детей к речи и обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться, расширяет содержание разговора вопросами, создает интерес к теме разговора у других детей.

Занятия учителя – логопеда и воспитателя  объединены одной тематикой. Совместно ведется работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией словаря, подбирает лексический материал к определенным темам.

Воспитатель готовит детей к праздникам в детском саду, раздает стихи для заучивания, инсценировки. Необходимо учитывать  рекомендации логопеда по подбору произведений для каждого конкретного малыша. Если стишок, выученный специально для мамы, окажется сложным или невнятно произнесенным — это только расстроит и маму и ребенка.

С воспитателями проводятся в течение года консультации, практикумы, направленные на развитие речи детей и устранение речевого недоразвития.

Проводятся взаимопросмотры открытых занятий по развитию речи.

Воспитателям в начале года предоставляется экран звукопроизношения детей по результатам обследования, с помощью которого воспитатели могут планировать индивидуальную работу со всеми детьми, имеющих какие-либо нарушения звукопроизношения.

Вот такой вот получается чудесный треугольник! Убери из коррекционного процесса любую сторону, и работа рассыплется. Поэтому, напротив, необходимо приложить все усилия, чтобы укрепить устойчивую фигуру помощи ребенку, совместно создавать единое пространство его речевого развития. Только объединив усилия, можно избежать неведения относительно планов и намерений всех трех сторон. И только так можно вырастить гармоничную и счастливую личность из маленького непоседливого шалунишки.

Родитель, Воспитатель, Логопед!

Всех треугольник оградит от бед

Равносторонней каменной стеной,

И их не переломишь по одной.

Стоят горой за счастье малыша -

В единстве развивается душа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ".

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ"....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...