ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
консультация

Танана Майя Станиславовна

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, он не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

                                                                       Фролова Н.П. В\воспитатель np.frolova@yandex.ru

                                                                       Танана М.С. воспитатель m.tanana2014@yandex.ru

                                                                        МБДОУ детский сад №80 г. Иркутска

   Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, он не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

   Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

   Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

   Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

   Задачи дошкольной профориентации:

1. Обогащать представления детей о профессиях;

  1. Расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  2. Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  3. Способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Основными формами работы по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников.

   У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры вносят элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.

Например, такие игры как «Знакомство с профессиями» или «Инструменты».  

   Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка и имеет решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру – «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.

В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие. Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоят из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками – подписями). К примеру, для инспектора ДПС это - регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходим к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.

   Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок-самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

   Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.

Мы создаем полноценную предметно-развивающую среду в группе:

  • оформляем и систематически обновляем выставки книг о профессиях;
  • создаем папки по ознакомлению с профессиями;
  • пополняем атрибуты для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно из важных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями, оформление папок-передвижек, анкетирование.

   Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада

статья из опыта работы дошкольного учреждения  по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....

Тематический контроль «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫосуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям: ·        наблюдение педагогического процесса;·...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприи...

Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»

Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Организация совместных мероприятий с родителями по ранней профориентации дошкольников

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Для формирования гармоничной личности ребенка очень важным фактором являются общественно значимые убеждения взрос...

Методическая разработка по теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации"

Методическая разработкапо теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации",  средний дошкольный возраст.Ранняя профориентация является актуальным запросом госуд...