Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ш".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Киппер Тамара Ивановна

Конспект занятия "Звук и буква Ш". Задачи.1. Коррекционно - обучающие:- Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах, словах, в предложениях;-Учить давать характеристику звуку «Ш».

2.     Коррекционно- развивающие:- Развивать артикуляционную моторику;  -Развивать фонематический слух и слуховое  восприятие;  - Развивать память, внимание, мышление;

     - Развивать мелкую моторику;  - Развивать мимические мышцы лица.

     3. Коррекционно- воспитательны - воспитывать мотивацию методом игровых приемов. - Воспитывать умение сопереживать, делать добрые поступки.   

На данном занятии используются разнообразные, интересные виды работ: развитие мимики ( с авторскими стихими  и рамкой-портретом), развитие мелькой моторики, общее раслобление. Дети учаться оказывать помощь и делать добрые поступки.                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_sh.docx190.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.

«У Лукоморья».

Задачи:  Коррекционно - обучающие:                                                                                                                      - Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах, словах, в предложениях;                                                         -Учить давать характеристику звуку «Ш».                                                                                            Коррекционно- развивающие:                                                                                                               - Развивать артикуляционную моторику;                                                                                                                   -Развивать фонематический слух и слуховое  восприятие;                                                                                          - Развивать память, внимание, мышление;                                                                                                                             - Развивать мелкую моторику;                                                                                                                                                         - Развивать мимические мышцы лица.                                                                                                                       3. Коррекционно- воспитательные                                                                                                                                                    - воспитывать мотивацию методом игровых приемов.                                                                                                    - Воспитывать умение сопереживать, делать добрые поступки.                                                                             Оборудование: Зеркала, салфетки, макет полянки дерево и кот на цепи, картинки «одежа», «игрушки», профиль звука -Ш-, таблица «Характеристика звука».                                      Схемы: «большой- маленький», «один-много». Игрушки: змея, лиса.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: «Ребята, взялись за руки, почувствовали тепло своих рук. Согреем пространство добрыми волшебными словами: «Мир, добро, дружба», посмотрели друг на друга и подарили улыбку. Тихо сели».                                                                                                                                    Логопед: «У Лукоморья дуб зеленый,                                                                                                                       Златая цепь на дубе том:                                                                                                                                          И, днём и ночью кот ученый,                                                                                                                                                 Все ходит по цепи кругом».

Ребята, а вы были когда-нибудь у Лукоморья? Вы видели ученого кота? Вот оно посмотрите Лукоморье, а вот и ученый кот. (макет с деревом и котом на цепи).                                                   Злой колдун заколдовал кота и помочь ему сможем только мы с вами.                                                                          Колдовство   прекратит свое действие, если расцветет это дерево. Мы будем сегодня на занятии выполнять много заданий, за каждое правильно выполненное задание на дереве будет распускаться цветок.

 Мы с вами будем делать добрые дела. Нам нужно очень постараться. Вы согласны?

 Первое задание.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Ребята, кто прячется за деревом?» (игрушка- лисичка).

(Дети называют игрушку).

Логопед: «Сегодня наш язычок будет лисичкой».

                                             «Лисичка»

Лисичка, лисичка, солнышко смотрела. (Язычок остренький тянем вверх)

Смело побежала, хвостиком махала (упр. «маятник»).

Забежала в теремок побелила потолок (упр. «Маляр»).

Окна все почистила.  (упр. «Чистим зубы»)

Ты лисичка умница.                                                                                                                                                                           Пригласила   колобка:

«Колобок, колобок сядь ко мне на язычок (упр. «Иголочка»).

А лиса его «АМ» и съела. (Слово «АМ» дети произносят хором.)

Логопед: «Что-то у вас язычок сегодня вялый. Сходим мы с вами к кузнецу и попросим его: «Кузнец, кузнец подкуй нам язычок» (Дети проговаривают хором).

-Мы прижмем язык зубами: ТА-ТА-ТА,   ТА-ТА-ТА.                                                                                                                                     А теперь прижмем губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ,    ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Логопед: «Вот теперь язычок у нас послушный и правильно выполнит все упражнения для язычка: «Лопаточка», «Чашечка», «Хоботок». (Логопед дает указание, проверяет правильность выполнения.)

Молодцы. На дереве расцветает цветок.

2.Задание на развитие мелкой моторики.

Логопед: «Посмотрите ребята, белка принесла нам шишки».

- Шишку в руки мы берем.                                                                                                                   Пальчиками ее зажмем, и покрутим, и повертим.                                                                                                  Крепко шишку держим.  Пальчики мы развиваем.                                                                                                                    С шишками мы поиграем.

 (Дети поговаривают слова и играя крутят шишку кончиками пальцев правой и левой рукой)

Логопед: «Молодцы, все старались и на дереве расцветает еще один цветок».

3. Упражнения на развитие мимики.

 Логопед: «Ребята, злой колдун сердится, что мы с вами хорошо работаем и дает нам задание посложнее. Посмотрите рамка-портрет. Послушаем стихи и подарим портреты друг другу. (Используем рамку)

«Портрет-радость».                                                                                                                       - Вот портрет где я веселый,                                                                                                                                                                  Губки к ушкам я тяну,                                                                                                                                                                        Улыбаются и глазки,                                                                                                                                                                                         всем понравиться могу. (Ребенок выполняет задание и передает рамку другому).

     «Портрет- удивление».                                                                                                                                         - А, сейчас я удивился.                                                                                                                                                      Как увидел бы слона.                                                                                                                                           Брови вверх, глаза большие.                                                                                                                                                       Вот портрет и это я.                                                                                                                                         «Испуг».                                                                                                                                                                  - Страшно стало мне друзья.                                                                                                                                                     Сильно испугался.                                                                                                                                                                  А испуг мой на лице художнику удался.                                                                                                 Портрет-сердитый».                                                                                                                                                    Вот, портрет сердитый я. Брови сильно хмурю.                                                                                                                                                            Губы выдвинул вперед.  И глаза прищурил.  (Логопед поощряет детей приклеивает еще один цветок.)                                                                                                                                                        4. Работа со звуком -Ш-                                                                                                                            Логопед: «Ребята, кто это на поляне в травке возле дерева?                                                                        Дети: «Змея».                                                                                                                                                                     Кто покажет мне букву -Ш-?                                                                                                                                        Подарим этой букве стихотворение:                                                                                                                     Ребенок: «Мама нашему малышке,

                   шила новые штанишки.

                   Шила шубу, шила шарф.

                   Для малышки малыша»

Логопед: «Какой звук в этом стихотворении встречается чаще, чем другие звуки?»

- Назовите слова из стихотворения со звуком Ш?

Молодцы, деревце наше расцветает.

Характеристика звука –Ш- по схеме. (Дети отвечают по схеме, закрепляется правильное произношение звука ш).   «Ш»                                                

        http://1.bp.blogspot.com/_l5VOlvcT4yw/TFRXETa9MaI/AAAAAAAAADI/kCfUhq0HeAg/s1600/flecha.png       Язык вверху.

     https://pandia.ru/text/80/584/images/img18_35.jpg   Губы округлены, «Хоботок».

   https://img2.freepng.ru/20180510/ldq/kisspng-line-zigzag-computer-icons-clip-art-5af4fb24a117e4.1507535415260045166598.jpg    Воздуха выходит много.

      https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1645430/e8beb724-5484-4bbe-aadb-db8b99e1e1fb/s1200?webp=false      Воздух теплый.  

        https://dict.emojiall.com/images/240/lg/1f515.png     Голос не звучит.

                 Согласный.

     

     Логопед: «Ребята, я даю вам слово, а вы измените его по схеме.                                                                   (Слова: Шишка, шапка, карандаш, малыш.)

                                                                                                                                                                            Измени слово по схеме.

                 

            

     ШАР            https://img.uslugio.com/img/57/62/5762531a652f43cde79730d4f34bba30.jpg     ШАРИК.

     ШАР        https://img.uslugio.com/img/57/62/5762531a652f43cde79730d4f34bba30.jpg   ШАРЫ.

- На каком месте мы слышим звук –ш- в слове ШАР, МАЛЫШ, мышка.                                                                                                                  

   Проговаривание чистоговорок.                                                                                                                          Логопед: «Злой колдун дает нам новое задание, наш кот волнуется, но мы с вами будем стараться». Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.                                                                                   - Ша-ша-ша- я катаю малыша.                                                                                                                                                    -Шо-шо-шо- поели хорошо.                                                                                                                           - Шу-шу-шу пилотку я ношу.                                                                                                                                - Аш-аш-аш- я точу карандаш.                                                                                                                             - Ши-ши-ши- Миша с Машей малыши.                                                                                              Логопед: «Молодцы, четко, ясно произносили все чистоговорки. Наше деревце радуется цветочку».

    Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук «Ш».

Логопед: «Ребята, я буду произносить звуки, если среди звуков вы услышите звук «Ш»  поймайте его хлопнув ладошками: М, Б, Ш, Ш, Ч, С,Ш, З…, слоги : МА, ША, ШУ, ТО, АШ, ШИ…, слова: кошка, маска, подушка, носки, лошадка, рука, шаль, шило.

Логопед: «А сейчас давайте отстучим телеграмму коту, чтобы он не сомневался мы ему поможем, мы его обязательно спасем»

Логопед: «Я даю ритм, а вы его повторите (логопед отстукивает ритм ладошками дети повторяют) Молодцы, у всех ушки были внимательные и за правильно выполненное задание распускается цветок.

   Отдых- общее расслабление.                                                                                                                «Напряженье улетело и расслабленно все тело.                                                                                                           Руки, ноги отдыхают и послушный наш язык.                                                                                               Быть расслабленным привык.                                                                                                                    Дышится легко, ровно, глубоко.

Шея не напряжена и расслаблена,

Ноги, руки отдыхают,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

(Хором) – Веселы, бодры мы снова и к занятию готовы!

  «Посадим елочки».                                                                                                                                       Логопед: «Ребята, на полянке всего одно деревце, давайте посадим   елочки. Дети придумывают слова со звуком –Ш-, Другой ребенок с этим словом придумывает предложение и «садят елочки»

Логопед поощряет детей и «распускается еще один цветок».

Игра «Поезд».

                       Логопед: «Ребята, мимо нашей полянке проезжает поезд, а вагончики пустые. Давайте в первый вагончик разместим одежду, в названии которой встречается звук –Ш- (шорты, штаны, рубашка, шуба, шарф.)                                                                                                                                                                                                     Во второй вагончик игрушки с звуком «Ш» (машинка, мишка, матрешка, неваляшка, петушок.)                                                                                                                                                                                                                     (Дети выбирают из ряда картинок нужные картинки и расставляют по вагончикам).

    Логопед: «Ребята назовите, что везет первый вагончик? Что везет второй вагончик?   (Дети называю предметы и обобщают их).

 Логопед: «Поезд к отправлению готов. Приготовились: «ТУУУ, ТУУУ. ЧУХ, ЧУХ. Поехали. Веселее будет в дороге, если мы споем песню: «Паровоз».

«Паровоз, паровоз, новенький блестящий.

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде плюшевые мишки.                                                                                                                   Зайцы пушистые кошки и мартышки…»

    Молодцы, ребята и у нас на дереве расцветает еще один цветок.                                                                                           11.Итог занятия.

     Логопед: «Вот ребята, посмотрите расцвело наше деревце. Какое оно стало красивое. Колдовство ушло. Наш ученый кот свободен. Какие мы дела делали сегодня на занятии? (Ответы детей).

Логопед: «Правильно добрые дела».  - У вас на столе карточки с цветовой гаммой               (Яркие, тусклые и темные).                                                                                                                                     Оцените свою работу.  Дети выбирают карточку и сами оценивают свою работу на занятии.)                                                                                                                                              Логопед: «Молодцы, я с вами согласна все оценили себя правильно.

Ученый кот нам очень благодарен и приготовил вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ   «П – Пь»,  «Т – Ть»,  «К –Кь». БУКВЫ  «П,  Т,   К».ЦЕЛЬ:  Закрепить   н...