Методическая разработка для педагогов «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Методическая разработка для педагогов
«Песочная игротерапия в работе с детьми
с ограниченными возможностями
здоровья».
Подготовила:
воспитатель Гулуа В.В.
Г. Донской
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3-4
Цели и задачи…………………………………………………………………5- 6
Функции и принципы работы……………………………………………… ..6-7
Методы и приёмы…………………………………………………………….. 8
Этапы проведения занятия…………………………………………………...8-9
Приложение 1………………………………………………………………...10-12
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Актуальность
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работая с такими детьми, я рекомендую использовать различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1) для педагогов.
Цели:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Актуализация эмоций.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
3. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:
1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.
2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:
∙часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
∙у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
∙нарушения тонких движений;
∙нарушения равновесия;
∙проблемы зрительно-пространственной координации.
Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:
∙дыхательных упражнений;
∙упражнений для глаз;
∙двигательных упражнений;
∙упражнений на развитие познавательных процессов.
Общие условия организации песочной терапии
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
- жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
- посуда;
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
- транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В практической деятельности используются различные группы методов и приемов песочной игротерапии:
- Исследовательская, практическая деятельность
Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
- Игровая деятельность
Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).
- Словесные методы
Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).
- Наглядные методы
Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).
Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).
В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.
Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.
Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:
1. Подготовка.
2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.
3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.
4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.
5. Выполнение заданий и специальных упражнений.
6. Подведение итогов.
7. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице или на световом песочном планшете ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.
Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!
Приложение 1
Тематическое планирование образовательной деятельности для детей с ОВЗ
Октябрь
1
«Здравствуй песок»
Цель:накомство детей с правилами поведения в песочнице.
2
«Знакомство с песочной феей»
Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.
3
«Необыкновенные следы»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
4
«Добрый лес – старый лес».
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ноябрь
1
«Песочный дождик».
Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.
2
«Узоры на песке».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.
3
«Украсим ковёр для Песочной феи».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.
4
«Волшебная поляна».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.
Декабрь
1
«В гости к песочным жителям» (строим песочный город).
Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.
2
«Песочные прятки»
Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.
3
«Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)
Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.
4
«Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)
Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Январь
1
«Секретное задание» («мина»)
Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.
2
«Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)
Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.
3
«Дождик – ручеёк».
Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.
4
«Необычные следы»
(Аналогично играм с сухим песком)
Февраль
1
«Здравствуй, песок»
(Аналогично играм с сухим песком)
2
«Отпечатки»(с помощью формочек)
Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).
3
«Песочные домики».
Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.
4
«Узоры на песке»
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.
Март
1
«Угадай чей след».
Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.
2
«Украшение отпечатка ладошки»
Цель: Повышение самооценки ребёнка.
3
«Узоры из камешков»
Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.
4
«Мы исследователи»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Апрель
1
«Сказки»
Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.
2
«Сочиняем сказки»
Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.
3
«Песочные строители»
Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.
4
«Мы ищем клад»
Цель: развивать зрительную память, воображение.
Май
1
«Мы путешественники»
Цель: развивать образное мышление,воображение.
2
«Мы исследователи»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
3
«Археология»
Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.
4
«Спасение принцессы»
Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други...
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Нетрадиционные методы воздействия в работе с детьми с ОВЗ становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы . Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, в...
Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...
Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...