Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_k.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство со звуком « К». Лексическая тема «Зима».
Образовательный процесс построен на Рабочей программе коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детский сад № 33
Компенсирующую группу №3 посещают 16 детей, из них 4 девочки и 11 мальчиков, возраст – 5-6 лет. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи.
Ни один из воспитанников не имеет первую группу здоровья: 2 группа здоровья – 11 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка, 5 группа здоровья – 1 ребенок.
У всех детей Тяжелое нарушение речи, Общее недоразвитие речи: ОНР 1 уровень речевого развития – 1 ребенок, ОНР 2 уровня речевого развития – 12 детей, ОНР 3 уровень речевого развития – 2 ребенка.
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные
приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Звук К» и лексической теме «Зима».
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- познание
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- ИКТ
- Элементы логоритмики
Цель: Знакомство со звуком « К» на лексическом материале по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционные:
- развивать функции фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука «К» в словах);
- развивать функции фонематического восприятия (определение наличия звука «К» среди других звуков, определение наличия звука «К» в слове)
- закреплять навыки слогового анализа слов;
- закреплять умение определять характеристики согласных звуков;
- закреплятьпрактическое употребление предлогов НА, ПОД, В
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Зима»;
- развитие связной речи;
Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать чувство ритма;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- ИКТ
- Элементы логоритмики
Подготовка к занятию.
Предварительная работа:
Заучивание стихов и движений для физминутки.
Материал:
- Демонстрационный:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Зима. Звук «К».
- Карточки для определения места звука «К»
- Карточки для определения количества слогов.
Раздаточный:
- Картинки – пиктограммы характеристики звука «К»,
- Кружки синего, красного, зеленого цвета.
- Картинки слов на звук «К»;
- Карточки «Домики» для определения количества слогов;
Индивидуальная работа:
Степа, Дима, Даша – правильное произношение звука «Ш» в словах.
Ход занятия.
- Вводная часть. Организационный момент.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Слайд №1. Посмотрите вокруг: как вы думаете, почему у нас сегодня столько техники (ноутбук, экран, проектор)? Как можно это все использовать? (Можно посмотреть мультфильм, можно посмотреть картинки, можно поиграть).
Слайд №2 Правильно, можно поиграть в интересные игры. Сегодня у нас необычная игра. Нас в игру зовет мальчик Коля. Ему очень нужна ваша помощь. Ребята, поможем Коле? (Да) Будем играть и помогать Коле. В каждой игре мы что то получаем за правильные ответы. В этой игре тоже за правильно пройденный уровень, мы будем получать волшебные подсказки.
Как вы думаете, на что мы должны нажать, чтобы игра началась? (На желтую стрелочку) .
Правильно. Нажимаем…
- Основная часть.
Слайд № 3. Мы оказались на волшебной полянке. Здесь сразу все времена года, а нам с вами нужно выбрать только одно. Какое сейчас время года? (Зима)
Где расположена картинка с зимой (ориентация право – лево, верх – низ). Если нажмем неправильно, то игра дальше не пойдет.
( Картинка зима расположена в левом нижнем углу).
Правильно. Нажимаем на стрелочку.
Слайд №4. По заснеженной тропинке мы заходим в лес густой. Кто же здесь на полянке? Давайте назовем: Лиса и лисенок, белка и бельчонок, волчица и волчонок, зайчиха и зайчонок, олениха и олененок. Давайте еще раз назовем детенышей: лисеноК, бельчоноК, зайченоК, волчоноК, олененоК.
Ребята, а какой звук вы слышите в конце каждого названия? (К).
Правильно. Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «К».
Вы правильно услышали звук. Поэтому получаем первую картинку-подсказку.
Слайд №5. А что мы должны с вами сделать, чтобы определить какой это звук? (растянутьрезиночку, попытаться пропеть).
Пробуем. Что у нас получилось? Давайте вы сами попробуете определить, какой это звук.
А потом проверим.
Дети выставляют карточки-пиктограммы: рот прикрыт, звук не поется, есть преграда воздуху, произносим без голоса, будем обозначать синим кружком. Давайте себя проверим: выберем на экране те же карточки, если правильно, то они останутся. Если не правильно, то исчезнут.
Все правильно. Звук «К» согласный, глухой. Мы его произносим прикрыв рот, он не поется, есть преграда воздуху (язык), произносим без голоса.
Вы правильно выполнили задание, поэтому получаем вторую картинку-подсказку.
Слайд №6. Ой, ребята, а почему здесь ладошки?
(В ладошки нужно хлопать). Правильно. Мы будем искать звук «К» среди других звуков и хлопать в ладошки, когда услышим.
А, У, О, М, К, П, Т, К.
А сейчас будет совсем сложно, вы справитесь? (да)
Ищем звук «К» на фоне слов: стол, слон, кубик (хлопают в ладоши), тапок (хлопают в ладоши).
Слайд №7.
Определяем место звука «К» в слове.
Слова:
- Конфеты (звук в начале слова, выставляем синий кружок в начало карточки). Проверяем себя в презентации (анимация).
- Индюк (звук в конце, ставим синий кружок в конец карточки)
- Капуста (звук в начале, ставим синий кружок в начало карточки)
- Тыква (звук в середине, ставим синий кружок в середину карточки)
Смотрим на экран и проверяем себя.
Молодцы! Справились с этим сложным заданием.
Вы правильно выполнили задание, поэтому получаем третью картинку-подсказку.
Слайд №8.
Вот так задачка. Посмотрите, художник точно что- то перепутал. Что?
(Здесь нарисована зима. Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика, а вот собирать грибы нельзя. Девочка не одета по зимнему, собирает грибы – это не правильно.) Правильно. Давайте исправим рисунок. Нажимаем.
Давайте тоже слепим снеговика? (давайте).
«Снеговик» Речь с движением.
Давай дружок, смелей дружок Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика. | Идут по кругу, изображают что катят перед собой снежок. Изображают двумя руками ком. «Рисуют» снеговика из трех кругов. Показывают улыбку. Показывают глаза, шляпу, нос. Медленно приседают и разводят руки. |
Вы правильно выполнили задание, поэтому получаем четвертую картинку-подсказку.
Слайд №9.Ребята, как вы думаете, что это за игра? (четвертый лишний)
Правильно. Нужно определить, какой предмет здесь лишний. Послушайте внимательно: Качели, молотоК, танК, стул. (Стул лишний, там нет звука «К»). Проверяем себя. Правильно.
Вы правильно выполнили задание, поэтому получаем пятую картинку-подсказку
Слайд №10. Посмотрите, какие домики разные. Как вы думаете, почему? (Чтобы хлопать. Чтобы определить количество слогов в словах). Задание сегодня у нас не простое. Нужно выбирать только те картинки, в которых есть звук «К». Отхлопываем слоги. Ставим к нужному домику.
Картинки: конфеты, телефон, кот, фрукты, коробка, ноутбук, карандаши, замок
Ребята, вы молодцы! Разложили все картинки правильно. А почему никто не выбрал «телефон»? (Там нет звука «К»).
Вы правильно выполнили задание, поэтому получаем шестую картинку-подсказку
За это задание мы получили последнюю карточку. Теперь можем собрать все вместе и узнать где сюрприз.
Читаем схему: Под столом в коробке без бантика.
Ищем сюрприз.
Открываем коробку. Что это? ( ) Почему именно это в коробке?
- Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, чем сегодня мы с вами занимались? (Ответы детей). С каким звуком познакомились? (Со звуком «К»). Что понравилось? Что запомнилось? Что было самым сложным? Что было самым легким? Вам понравилось играть сегодня? Хотели бы еще поиграть в такую игру? Слайд №11. В следующий раз мы с вами будем играть в другую игру « Коля пойдет на День рождения к Кире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа) учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка по теме: "Развитие фонетико-фонематической стороны речи с опорой на лексические темы" (сокращённая версия)
С полной весрией можно ознакомиться здесь...
Методическая разработка мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона «Умники и Умницы» среди воспитанников старшего дошкольного возраста
Сценарий мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона разработан с целью пробуждения интереса детей старшего дошкольного возраста к собственным интеллектуальным возможностям, во...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков Ш-С на лексическом материале "одежда и обувь"
Для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Постановка звука «Р». Знакомство с Буквой «Р»
Материал для учителей-логопедов, родителей....
ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...