Инклюзивное обучение детей с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Выступление на тему: Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya_ulya.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт дополнительного образования Башкирского Государственного Педагогического Университета им. М.Акмуллы
Выступление
на тему:
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика.
2018 год
Содержание:
Введение
Основная часть:
- Понятие инклюзивного образования в РФ.
- Проблемы эффективного распространения идей инклюзивного образования
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
С 2016 года после введения новых образовательных стандартов, каждая школа обязана обучать «особенного» ребенка.
Работая учителем- логопедом в детском саду комбинированного вида в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно- двигательного аппарата, я все чаще стала сталкиваться со следующей проблемой: при выпуске детей с ОВЗ(дети с ЗПР, УО легкой степени, недоразвитие речи системного характера, РАС, ДЦП.) из детского сада, заключение психолого-медико-педагогической комиссии о выборе типа образовательного учреждения имеет рекомендательный характер.Некоторые родители, слыша об инклюзии, настаивают на массовой школе, при этом, не имея точного понятия о таком виде обучения. В свою очередь у специалистов дошкольного учреждения тоже недостаточно сведений об организации процесса обучения детей с ОВЗ в условиях включения в массовую школу.
Целью своей работы я ставлю:изучение теоретических основ инклюзивного образования в РФ и проблем необходимости и эффективного распространения идей инклюзивного образования.
В настоящее время определенный процент детей (почти 350 тысяч) с ограниченными возможностями здоровья в России учатся в инклюзивных школах. Для остальных родители выбирают другие формы обучения- коррекционные учреждения, обучение дома.
Что же такое инклюзивное образование в современных условиях?
Вопрос этот сложный и очень глубокий. Скептики утверждают, что российское общество еще не готово к принятию идей инклюзии. Проблема неготовности – это общая задача.
Реалисты предлагают задуматься, какие действия необходимо предпринять в первую очередь для того, чтобы изменить сознание большинства, постепенно переориентировав его на позитивное восприятие и внутреннюю готовность к принятию другого.
Специалисты, работающие с данной категорией детей высказывают свои опасения. По их словам, инклюзия не должна быть тотальной, когда вместе с детьми с сохранным интеллектом учатся дети с ограниченными умственными способностями. В регионах, часто умственно отсталые дети подсаживаются в общий класс детей с сохранным интеллектом. По целому ряду медицинских, клинических фактов, ребенок с умственной отсталостью не успеет ни за темпами общего класса, ни за усвоением всего материала.
Опыт, который за последние пять лет приобрели педагоги, работающие по программам инклюзивного образования, очень разный и не всегда положительный. После того как были набиты первые шишки, пришло понимание, каким образом можно реализовать принципы совместного обучения.
- Понятие инклюзивного образования в РФ.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение.
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Они обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд положительных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90—х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.
Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
История развития инклюзии:
1975 г. – принята Декларация ООН о правах инвалидов.
1982 г. – принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. – принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
1996 г. – утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).
Инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а так же конвенцией о правах ребенка и Протоколом «1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». С 2011 года действует государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Проблемы организации инклюзивного образования в современной системе образования связаны в первую очередь с тем, что школа (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
- выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;
- обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
- подготовка всех участников школьного сообщества –формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения;
- разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;
- вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.
- Проблемы эффективного распространения идей инклюзивного образования
Программа инклюзивного образования реализуется в нашей стране уже несколько лет. Насколько же общество продвинулось в понимании инклюзии и насколько оно готово принять людей с особыми потребностями?
Большую роль в этом процессе играют и учителя, и родители, и одноклассники.
Сейчас мы можем констатировать тот факт, что в целом по стране отношение к самой идее инклюзивного образования меняется. По результатам исследований, которое касалось восприятия педагогов идеи инклюзии, выяснилось, что если пять лет назад учителя в основном позитивно относились к новой форме построения школьной среды, то сейчас появляются сомнения. Совершенно справедливо возникает вопрос: возможно ли в условиях современной российской школы создать равные условия для всех без исключения учеников?
Чаще всего детям с ограниченными возможностями здоровья нужна помощь психологов, логопедов и дефектологов. Это минимум специалистов, который должен быть в каждом образовательном учреждении, где есть дети с особенностями развития.
Молодые учителя, не спешат выбирать для работы школы, где есть дети с ограниченными возможностями. В том числе потому, что не умеют с ними работать. Руководители образовательных учреждений уверены, что в институте каждый из будущих педагогов должен обстоятельно изучать дефектологию, вне зависимости от специализации.
В то же время в некоторых образовательных учреждениях меняется профессиональное мышление педагогов: началось реальное осмысление идеи и поиск путей ее реализации, ведь появление в школе даже одного «особого» ребенка неизменно приводит к трансформации всего сообщества и среды школы. Важную роль в данном случае играет позиция администрации и в первую очередь директора. Грамотный лидер «запускает» планомерное изменение образовательной среды, в то время как формальный руководитель находит причины для того, чтобы ученик с ОВЗ ни при каких условиях не смог учиться в его школе.
К сожалению, на практике оказывается, что без специальной подготовки некоторые учителя, даже опытные, не справляются с детьми с ОВЗ (в частности с детьми, имеющими нарушения эмоционально- волевой и интеллектуальной сферы).Проблемаусложняется тем, что произошла оптимизация в системе образования и сокращение в образовательных учреждениях ставок учителей- логопедов, психологов и дефектологов, притом, что все больше рождается детей с различными типами нарушенного развития. И учителя начального обучения и предметники вынуждены брать функции коррекционных педагогов на себя. Переобучение на сегодняшний день — проблема самого учителя. Большая часть курсов повышения квалификации, переобучения, курсы по дефектологическому образованию платные. Необходима системная работа на уровне министерств и ведомств.
Другая большая группа, участвующая в процессе принятия идеи инклюзии, это, конечно же, родители. Именно от них во многом зависит, насколько комфортно в их классе будет учиться разным детям. Учитель и родитель сегодня должны быть партнерами.
Но существует еще одна проблема: как одноклассники и их родители реагируют на детей с ОВЗ?Некоторые родители сочувствуют и относятся с пониманием, а некоторые не хотят (что происходит намного чаще), чтобы дети учились вместе, боясь что «особенный» ребенок повлияет на их чадо. Родители здоровых детей, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детейс ОВЗ, может задерживать развитие их собственного ребенка. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Я работаю в детском саду комбинированного вида в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и нарушениями опорно- двигательного аппарата. Наши выпускники- дети с различными нарушениями, такими как ЗПР, УО легкой степени, моторная и сенсомоторная алалии, РАС, ДЦП, часто одно нарушение тянет за собой другое, складываются комплексные нарушения здоровья. Такие дети особенно остро нуждаются в ежедневной работе дефектолога, логопеда, психолога.
Однако в последние годы мы с коллегами все чаще сталкиваемся со следующей проблемой: в связи с тем, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии о выборе типа образовательного учреждения имеет рекомендательный характер, некоторые родители, слыша об инклюзии, настаивают на массовой школе. Они считают, что в специальной школе их ребенок не получит качественного образования, их смущает, что он может не получить аттестат.
Подчас родители не понимают, где лучше находиться их ребенку. Но как ребенок с умственной отсталостью будет чувствовать себя в обычной школе — сложный вопрос. Хорошо, если такой ученик попадет к учителю-профессионалу, который не оставит такого ребенка без внимания. Иногда недостаток специального образования восполняется заинтересованностью, внимательностью учителя, его желанием помочь, поддержать ребенка.Этим детям сложно в обычной школе, где нет специалистов, которые могли бы качественно с ними работать, а в специальной школе они есть. Многиеродители детей с ОВЗ думают, что если отдадут детей в обычную школу, то все будет хорошо. Но у некоторых детей этого «хорошо» может не быть. На практике оказывается так, что проучившись некоторое время, этот ребенок вновь направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию и все таки переводится в школу VII- VIII вида.Поэтому мы считаем, что нужно доводить до сведения родителей, что инклюзия полезна не для всех. Нельзя отменять коррекционную систему образования.
Выводы:
Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.
Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения.
Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях.
Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью. Это часть более общей проблемы неравенства в образовании. «Проблема инклюзивного образования» не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире.
Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.
Список использованной литературы.
Алехина С.В. Инклюзивное образование в России// Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», 2018г.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.
«Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.
Кондратьева А.А. Инклюзивное обучение в России: задачи. Проблемы и перспективы. Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2013г.
Материалы секции «Полноценное участие особенных людей в жизни общества» форума «Сообщество» по приволжскому федеральному округу г.Уфа, апрель 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС
Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...
Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возм...
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здор...
Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении.
Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении....
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
«Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика»
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрута...
" «Взаимодействие педагогов в инклюзивном обучении детей с нарушением речи»
В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и взрослыми. Значительная часть ...