" «Взаимодействие педагогов в инклюзивном обучении детей с нарушением речи»
статья по развитию речи (старшая группа)
В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и взрослыми. Значительная часть таких дошкольников имеют проблемы в речевом развитии. Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, что приводит к появлению своеобразных коммуникативных нарушений (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, И.Г. Кривовяз, О.Л. Леханова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская и др.). Исследователи указывают на наличие специфических коммуникативных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 11 « Олененок»
Тема доклада : «Взаимодействие педагогов в инклюзивном обучении детей с нарушением речи»
Воспитатель: Власова Л.Е.
Мичуринск 2023
В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и взрослыми. Значительная часть таких дошкольников имеют проблемы в речевом развитии. Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, что приводит к появлению своеобразных коммуникативных нарушений (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, И.Г. Кривовяз, О.Л. Леханова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская и др.). Исследователи указывают на наличие специфических коммуникативных трудностей. Наличие у детей речевых нарушений приводит к затруднению общения с окружающими: часто дети не могут адекватно общаться со сверстниками, избегают контактов, не могут установить соответствующих ситуации отношений, не владеют навыками общения в разных ситуациях. Также могут отмечаться сложности, связанные с включением ребёнка в общую деятельность, с агрессивным, отпугивающим или защитным поведением, уход от прямых контактов со сверстниками, проявление тревожности, застенчивости.
Большую часть дня дети проводят в детском саду, поэтому важным будет правильно организованная свободная деятельность детей во второй половине дня, за которой следит воспитатель. В условиях инклюзивного образовательного пространства дополнительным условием является способность педагога к организации учебно-воспитательного процесса, отвечающего существенно отличающимся интеллектуальным, сенсорным, физическим, а также коммуникативным особенностям развития каждого ребенка.
Необходимость активного участия педагогического коллектива группы в решении проблемы нарушений общения обусловлено тем, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка в дошкольном возрасте: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи. От количества и качества общения ребенка со взрослыми, в том числе и воспитателями, зависят уровень его будущих способностей, характер, будущее. Также следует отметить, что личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.
Недостаточность решения проблемы преодоления нарушений общения у детей с общим недоразвитием речи, находящихся в условиях инклюзивного образования, а также исходя из положений о значимости общения со взрослыми для формирования у детей коммуникативной деятельности, была определена актуальность разработки программы педагогического взаимодействия специалистов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи, находящихся в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленных целей в условиях инклюзивного образования, при организации совместной деятельности детей в группе педагогам следует опираться на решение следующих задач, осуществление реализации которых должно происходить совместными усилиями педагогического коллектива:
- создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
- формировать умения поддерживать друг друга;
- развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создавать позитивный эмоциональный настрой в группе;
- формировать умение договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- развивать навыки саморегуляции и контроль за своими эмоциями.
Важным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к удовлетворению своих потребностей и развитию возможностей. Среда планируется и выстраивается совместно педагогом-психологом, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями и интересами детей. Основными факторами взаимодействия педагогов с детьми при этом являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных способов взаимодействия и информационная поддержка родителей по вопросам диагностики и преодоления нарушений общения у детей в условиях инклюзивного образования, а также повышение педагогической компетентности родителей и привлечение их к активному участию родителей в процессе всестороннего развития детей, их тесному взаимодействию с педагогами.
Для повышения эффективности проведения работы по взаимодействию специалистов ДОУ рекомендуется создание модели работы, что позволит структурировать деятельность всех участников образовательного процесса ( консультации, семинары-практикумы, совместные мероприятия, инструментарий, тематическое планирование консультаций, методические рекомендации для педагогов)
Задачи, которые предстоит решить на каждом этапе, определяют формы и методы работы по организации взаимодействия специалистов.
На первом этапе (диагностика) могут использоваться такие методы как опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, проективные методики, а также специальные диагностические методики, направленные на определение стиля взаимодействия с детьми, психологического климата в группе и т.д.
На втором этапе реализации главной целью является просвещение педагогов и передача им необходимой информации по тому или иному интересующему их вопросу. Для реализации этого этапа работы можно использовать различные формы работы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, памятки, создание тематической библиотеки, а также активные формы работы: семинары-практикумы, организация совместных мероприятий, создание групповых традиций, проведение «круглых столов» для обмена опытом, дискуссии и многое другое. Необходимым условием результативности второго этапа является желание педагогов принимать активное участие в процессе работы по преодолению нарушений общения у детей.
Для эффективного достижения цели работы необходим контрольно-оценочный этап. Он предполагает количественный и качественный анализ эффективности проводимых мероприятий, которые проводятся в ходе взаимодействия специалистов детского сада. На этом этапе также можно использовать анкетирование, опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и др. сразу после проведения того или иного мероприятия.
На этапе рефлексии в целях проведения повторной диагностики рекомендуется использовать такие же формы работы, как и при первичной диагностике, которые могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата. Также не менее важной формой работы является самоанализ со стороны педагогов.
Основной целью организации различных форм и видов взаимодействия специалистов дошкольного учреждения является оказание комплексной помощи семьям, имеющим детей снарушением речи и достижение высоких результатов работы по преодолению нарушений общения у детей. Это позволит на более высоком уровне понять индивидуальные особенностей детей, способствовать развитию их способностей, формировать у детей позитивных качеств личности, а также ценностных жизненных ориентиров .
Список литературы.
- Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида /Денисова О.А., Леханова О.Л., Пескишева Т.А. и др. / Под ред. О.А. Денисовой. – М.:ТЦ Сфера, 2012.
- Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.- 1988.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6.- С. 16-19.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. — 1988. - № 3.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М.- 2002.
- Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.- 2010.
- Кузнецова Л.В. Построение «культуры включения» – профилактика рисков инклюзивного образования. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. Составители: С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
- Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. – 1995. - №6.
- Леханова О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2011. - № 6. – С. 19-24.
- Леханова О.Л., Нетужилова О.С. Коммуникативно-личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Череповецкие научные чтения – 2012: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / Отв. ред. Н.П. Павлова. – Череповец.- 2013.
- Николаева С. А. формы работы с родителями: [электронный ресурс]: URL: http://www.ivalex.vistcom.ru.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология. – 1996. -№ 1. – С. 62-66
- Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.- 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Создание речевого центра в групповом помещенииОрганизация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речиСоставитель: учитель-логопед ЛГ МАДОУ...
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...
Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи
Задержка речевого развития и нарушения формирования речи часто встречаются у детей разных возрастов. Ребенок с нарушенной речью так или иначе обеднен в общении, игре, обучении. Нед...
Новые пути взаимодействия с родителями дошкольников, имеющих нарушения речи
Установка на работу с родителями, как на работу с единомышленниками, станет залогом эффективности коррекционной работы в целом, потому что доверительное(равноправное) отношение к ребенку и родителям, ...
Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дошкольное детство - период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшени...
Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»
Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...