Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Теоретические аспекты исследования дефектологической литературы по вопросам формирования доступных представлений у данной категории детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. Первоначальные представления о себе и об окружающем являются основой приобщения ребёнка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности.
За первые 6 – 7 лет жизни ребёнок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность, совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно – логическим мышлением.
Одной из отличительных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта является бедность знаний о предметах и явлениях окружающей действительностью (Певзнер М. С. С., Шевченко С. Г. И др.)
Дети с нарушением интеллекта плохо осведомлены в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в своей повседневной жизни.
Проведённые исследования показывают существенные различия между детьми с нарушением интеллекта и нормально развивающимися дошкольниками обнаруживаются при анализе их представлений о явлениях природы (Певзнер М. С. С., Шевченко С. Г. И др.)
Дети с нарушением интеллекта, как правило, смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках даже резко различающихся времён года.
Дошкольник с нарушением интеллекта хотя и безошибочно определяют зиму и лето, но опираются лишь на 2-3 отличительных признака. В то время нормально развивающиеся дети выделяют 5- 7 признаков, характеризующих погоду, состояние деревьев, животных, одежду людей зимой и летом. Дети с нарушением интеллекта часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений (дожди, туманы). Им легче отличить явления противоположного характера: холод и жару, замирание природы и бурный расцвет.
Дети с нарушением интеллекта затрудняются в определении причинно- следственных отношений между явлениями.
В некоторых случаях дети с нарушением интеллекта, правильно называя изображённых зверей и птиц, не могут рассказать о тех признаках, по которым они их узнали. Установление сходных и отличительных признаков сравниваемых объектов или явлений вызывает большие трудности, даже после тщательного анализа каждого из них.
Неумение видеть существенные признаки предметов и явлений затрудняет освоение детьми с нарушением интеллекта элементарных общих понятий. Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребляя во множественном числе (вместо насекомых – бабочки, дикие животные – волки и т. п.)
У дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается определённая неравномерность («толчкообразность») деятельности. Cначала они обычно быстро называют 3- 4 предмета, затем следует длительная пауза, после которой называют правильно ещё 2-3. Обычно в ходе перечисления эти дети несколько раз повторяют название одного и того же предмета. Подобных явлений у нормально развивающихся детей этого возраста не наблюдается.
Особенности словарного запаса, а также настроения и содержания высказываний детей с нарушением интеллекта указывают на необходимость проведения работы по совершенствованию деятельности восприятия, представления, мышления.
К шести годам нормально развивающийся ребёнок, осваивая продуктивные виды деятельности, привыкает с помощью сенсорных эталонов определять цвет, формы, величину предметов. Дети с нарушением интеллекта в связи с низким уровнем сенсорного и умственного развития не могут сравнивать предметы по определённым признакам , группировать и классифицировать их. В связи с этим необходимо проводить специальные занятия, направленные на формирование обобщённых представлений о форме, величине, расположении предметов в пространстве.
Исследователи отмечают, что у старших дошкольников с нарушением интеллекта сравнительно более четкими этих детей являются представления о себе, ближайшем окружении, строении человеческого тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы
Несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира. Наибольшую трудность у детей с нарушением интеллекта представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе.
Представления о живой природе улучшаются постепенно, по мере совершенствования познавательной деятельности. [14]. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Однако исследователи отмечают , что в ходе коррекционной работы представления и живой природе у детей с нарушением интеллекта развиваются и дифференцируются.
Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте представления об окружающем мире ещё недостаточны, но этот период очень важен для их последующего совершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...
Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...
Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "
Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...
СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»
В данной статье раскрываются особенности использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....
Статья: Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации
Проблема ранней социализации детей с нарушением интеллекта – одна из актуальных в современном специальном образовании. Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям от...
Статья _ Черкашина Т.А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Вопросы педагогики
Черкашина, Т. А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. ...