Рабочая программа «Цифровая лаборатория» для детей 3 — 5 лет с особыми возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике

Кондратьева Анастасия Юрьевна

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагают формирование познавательско-исследовательской деятельности дошкольника, которая включает в себя развитие познавательно – исследовательских умений, познавательной мотивации и интересов детей, любознательности. 

Так же дошкольное образование ставит задачу формирования в дошкольном образовательном учреждении социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, включая и детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). 

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ таковы, что традиционные методы воспитания и обучения малоэффективны. В тоже время, благодаря таким современным технологиям, как интерактивная доска, мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest, Наураша в стране Наурандии, педагог, работающий с детьми ОВЗ получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств воспитания и обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы воспитания и обучения детей с ОВЗ, — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения - в дошкольном учреждении выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с ОВЗ образовательная, развивающая среда.

Данные технологии рассчитаны на детей дошкольного возраста 3-5 лет, включая детей с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутистического спектра. Включают в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы и детальные планы занятий.

 С помощью программного обеспечения EduQuest и Наураша в стране Наурандии дети в игровой форме изучают направления, пространственную ориентацию, развивают мелкую моторику, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.

Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
  • Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
  • Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Актуальность:

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:

  • формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
  • ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека, играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.

Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Функционал:

Интерактивное программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест) состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных и коммуникативных компетенций.  Система EduQuest направлена на всестороннее развитие ребёнка, а тематические модули системы охватывают все сферы и аспекты повседневной жизни ребёнка. В процессе выполнения заданий EduQuest дети получают положительную или поощряющую обратную связь. Наличие обратной связи позволяет работать с системой, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. В кабинете преподавателя, предусмотрена возможность создания собственных заданий внутри системы, ведение календарного плана уроков, создание индивидуальных заданий с учётом особенностей развития того или иного ребёнка. Руководство для преподавателя содержит детальные рекомендации по использованию систем на занятиях и уроках, а также дополнительные виды деятельности с детьми при изучении той или иной темы.

В основе систем лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж. Пиаже, Г. Гарднер, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, Р.Флеминг, Л.С Выготский.

Набор «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.

В игровой форме вместе героями Спарком и Наурашей дети знакомятся исследуют собственное тело, знакомятся с миром ощущений и чувств, через занимательные истории узнают о семейных ролях, знакомятся с профессиями, различными видами транспорта, развивают элементарные математические представления, учатся смешивать краски, проводят ряд различных экспериментов на измерение температуры, магнитного поля, кислотности, сердечного пульса и много чего еще.  

      Дидактические материалы:

 - EduQuest

  • Кубики, формы и вертикальные блоки, из дерева, геометрические фигуры, позволяют детям выполнять задания с реальными объектами, с которыми они знакомятся в процессе работы с программным обеспечением.
  • Развивающие пазлы для складывания на полу или на пластиковых рабочих ковриках;
  • Счетные рамочки, прочные деревянные рамочки со счетным материалом способствуют развитию элементарных математических представлений
  • Дидактические карточки  для заданий на развитие памяти, логического мышления и умения классифицировать и сортировать предметы, которые помогают детям в процессе выполнения заданий программного обеспечения. Карточки используются для развития связной речи и словарного запаса, в игровой и учебной деятельности.

Детальные планы уроков.

  • Знакомство со Спарком
  • Детки-конфетки
  • Семья и друзья 
  • Карнавал цветов 
  • Окружающий мир 
  • Природа
  • Во саду ли, в огороде
  • Кубики
  • Родной язык
  • Волшебная математика

 

 - «Наураша в стране Наурандии»:

 8 тематических лотков, 8 брошюр с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен:

  • Температура
  • Свет
  • Электричество
  • Кислотность
  • Магнитное поле
  • Пульс
  • Сила
  • Звук

  

Технические средства: интерактивная SMART доска, мультимедийный проектор, компьютер «ACER», видеоматериалы к занятиям по темам, датчик "Божья коровка", измеряющий соответствующую теме физическую величину набор вспомогательных предметов для измерений, сопутствующая компьютерная программа, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, музыкальные колонки.

Способы работы:

  • Работа педагога с группой детей до 4 человек (возможность разбивать на подгруппы);
  • Дети могут работать за интерактивным рабочим столом EduQuest и проводить эксперименты в «Наураше» самостоятельно или парами.

Структура  занятий:

  • Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, время занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 20 минут.

Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, работа с заданным материалом.
  • Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Ожидаемый результат в области:

  • Познавательное развитие: изучение окружающего мира, развитие причинно-следственных связей, развитие умения выделять и называть признаки и свойства предметов, а также группировать их по сходному признаку, развитие элементарных математических представлений; развитие первоначальных навыков письма; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
  • Речевое развитие: расширение и обогащение словарного запаса; развитие связной речи; формирование грамматически правильной речи; подготовка к обучению чтению и письму.
  • Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование положительной самооценки; развитие умения сопереживать и эмоционально реагировать в различных ситуациях; формирование готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважения к семье и ее членам; понимание и усвоение норм поведения в обществе; формирование уважения к труду и творчеству; формирование положительного отношения к окружающему миру и людям.
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого мышления; развитие умения выражать свои чувства через творчество; развитие собственного виденья и отношения к миру; развитие мелкой моторики; развитие любознательности, развитие навыков безопасного экспериментирования.
  • Навыки и компетенции 21 столетия: творческое мышление; критическое мышление; решение проблем; умение учиться; общение; сотрудничество; компьютерная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР «Детский сад № 89 «Парус» ГО «г. Якутск»

Рабочая программа

кружка «Цифровая лаборатория»

в средней группе

Составитель: ПДО кружка «Цифровая лаборатория»

Кондратьева А.Ю.

г. Якутск

Пояснительная записка.

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагают формирование познавательско-исследовательской деятельности дошкольника, которая включает в себя развитие познавательно – исследовательских умений, познавательной мотивации и интересов детей, любознательности. Так же дошкольное образование ставит задачу формирования в дошкольном образовательном учреждении социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, включая и детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).  

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ таковы, что традиционные методы воспитания и обучения малоэффективны. В тоже время, благодаря таким современным технологиям, как интерактивная доска, мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest, Наураша в стране Наурандии, педагог, работающий с детьми ОВЗ получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств воспитания и обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы воспитания и обучения детей с ОВЗ, — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения - в дошкольном учреждении выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с ОВЗ образовательная, развивающая среда.

Данные технологии рассчитаны на детей дошкольного возраста 3-5 лет, включая детей с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутистического спектра. Включают в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы и детальные планы занятий.

 С помощью программного обеспечения EduQuest и Наураша в стране Наурандии дети в игровой форме изучают направления, пространственную ориентацию, развивают мелкую моторику, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.

Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
  • Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
  • Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Актуальность:

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:

  • формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
  • ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека, играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.

Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Функционал:

Интерактивное программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест) состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных и коммуникативных компетенций.  Система EduQuest направлена на всестороннее развитие ребёнка, а тематические модули системы охватывают все сферы и аспекты повседневной жизни ребёнка. В процессе выполнения заданий EduQuest дети получают положительную или поощряющую обратную связь. Наличие обратной связи позволяет работать с системой, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. В кабинете преподавателя, предусмотрена возможность создания собственных заданий внутри системы, ведение календарного плана уроков, создание индивидуальных заданий с учётом особенностей развития того или иного ребёнка. Руководство для преподавателя содержит детальные рекомендации по использованию систем на занятиях и уроках, а также дополнительные виды деятельности с детьми при изучении той или иной темы.

В основе систем лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж. Пиаже, Г. Гарднер, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, Р.Флеминг, Л.С Выготский.

Набор «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.

В игровой форме вместе героями Спарком и Наурашей дети знакомятся исследуют собственное тело, знакомятся с миром ощущений и чувств, через занимательные истории узнают о семейных ролях, знакомятся с профессиями, различными видами транспорта, развивают элементарные математические представления, учатся смешивать краски, проводят ряд различных экспериментов на измерение температуры, магнитного поля, кислотности, сердечного пульса и много чего еще.  

      Дидактические материалы:

 - EduQuest

  • Кубики, формы и вертикальные блоки, из дерева, геометрические фигуры, позволяют детям выполнять задания с реальными объектами, с которыми они знакомятся в процессе работы с программным обеспечением.
  • Развивающие пазлы для складывания на полу или на пластиковых рабочих ковриках;
  • Счетные рамочки, прочные деревянные рамочки со счетным материалом способствуют развитию элементарных математических представлений
  • Дидактические карточки  для заданий на развитие памяти, логического мышления и умения классифицировать и сортировать предметы, которые помогают детям в процессе выполнения заданий программного обеспечения. Карточки используются для развития связной речи и словарного запаса, в игровой и учебной деятельности.

Детальные планы уроков.

  • Знакомство со Спарком
  • Детки-конфетки
  • Семья и друзья  
  • Карнавал цветов 
  • Окружающий мир 
  • Природа
  • Во саду ли, в огороде
  • Кубики
  • Родной язык
  • Волшебная математика

 - «Наураша в стране Наурандии»:

 8 тематических лотков, 8 брошюр с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен:

  • Температура
  • Свет
  • Электричество
  • Кислотность
  • Магнитное поле
  • Пульс
  • Сила
  • Звук

   

Технические средства: интерактивная SMART доска, мультимедийный проектор, компьютер «ACER», видеоматериалы к занятиям по темам, датчик "Божья коровка", измеряющий соответствующую теме физическую величину набор вспомогательных предметов для измерений, сопутствующая компьютерная программа, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, музыкальные колонки.

Способы работы:

  • Работа педагога с группой детей до 8 человек (возможность разбивать на подгруппы);
  • Дети могут работать за интерактивным рабочим столом EduQuest и проводить эксперименты в «Наураше» самостоятельно или парами.

Структура  занятий:

  • Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, время занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 20 минут.

Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, работа с заданным материалом.
  • Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Ожидаемый результат в области:

  • Познавательное развитие: изучение окружающего мира, развитие причинно-следственных связей, развитие умения выделять и называть признаки и свойства предметов, а также группировать их по сходному признаку, развитие элементарных математических представлений; развитие первоначальных навыков письма; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
  • Речевое развитие: расширение и обогащение словарного запаса; развитие связной речи; формирование грамматически правильной речи; подготовка к обучению чтению и письму.
  • Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование положительной самооценки; развитие умения сопереживать и эмоционально реагировать в различных ситуациях; формирование готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважения к семье и ее членам; понимание и усвоение норм поведения в обществе; формирование уважения к труду и творчеству; формирование положительного отношения к окружающему миру и людям.
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого мышления; развитие умения выражать свои чувства через творчество; развитие собственного виденья и отношения к миру; развитие мелкой моторики; развитие любознательности, развитие навыков безопасного экспериментирования.
  • Навыки и компетенции 21 столетия: творческое мышление; критическое мышление; решение проблем; умение учиться; общение; сотрудничество; компьютерная грамотность.

Учебно-тематический план:

№ п\п

Тема

Количество занятий

1.

Знакомство со Спарком

1

2.

Семья и друзья

7

3.

Мир вокруг меня

4

4.

Детки – конфетки

4

5.

Буйство красок

6

6.

Природа

5

7.

Во саду ли, в огороде

4

8.

Строительные кубики

4

9.

Чудная математика

5

10.

Занимательный язык

3

11.

Введение в страну Наурандию

1

12.

Температура

4

13.

Электричество

4

14.

Магнитное поле

4

15.

Кислотность

4

Итого

15

64

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
  • Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
  • Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.

Литература, использованная для разработки программы
и организации образовательного процесса

  • ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
  •  Информационные материалы к образовательной системе EduQuest (ЭдуКвест)  [электронный ресурс] – режим доступа: http://educonsulting.org/eduquest/, М, 2014
  • Ганичева И.В. «Телесно – ориентированные подходы»
  • Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
  • Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок». М., 2016
  • Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
  • Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред.    Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;

        Перспективно – тематическое планирование:

октябрь

№ п/п

Тематический модуль

Структура занятий

Программное содержание

1

Знакомство со Спарком

Кто такой Спарк: друзья Спарка, семья Спарка, как управлять интерактивным рабочим столом EduQuest.

Дети знакомятся с главными героями системы EduQuest – Спарком и его друзьями, а также интерактивным рабочим столом.

2

Семья и друзья

Моя семья: моя дружная семья, такие разные семьи, мое семейное дерево.

Друзья: что такое друг, мои друзья, друг или не друг, портрет моего друга.

Одежда: моя одежда, одень куклу, зимняя и летняя одежда, показ мод.

Что за чем: чистота – залог  - здоровья, пироги для мамы, мой день, мое здоровье.

Знакомство с членами семьи и их семейными ролями через занимательные истории, игры и творческие задания. Развитие важных социально-коммуникативных компетенций.

3.

Мир вокруг меня

Моя профессия: кем я буду, когда вырасту, моя профессия

Вокруг света: чудомобили, где используются транспортные средства?Мир транспорта.

В магазине: магазины и покупки, мой магазин, в магазине.

Вместе со Спарком дети отправляются в путешествие и знакомятся с окружающим миром, профессиями, видами транспорта и многими другими интересными вещами. Задания, направленные на поиск соответствий, сортировку предметов по определенному признаку и развитие памяти способствуют активизации и расширению словарного запаса, развитию логического и ассоциативного мышления.

4

Детки конфетки

Мое тело: мое тело, чудо – человечки.

Мое тело поближе: мое удивительное тело, делай как я, автопортрет.

Органы чувств: мои органы чувств, где живет вкус, страна чувств, мое удивительное тело.

Мои чувства: радость и грусть, заверши портрет, я знаю, что ты чувствуешь, удивительный день рождения Спарка.

Через увлекательные игры и головоломки о различных частях тела, ощущениях и чувствах, дети исследуют собственное тело и знакомятся с миром чувств.

ноябрь

5

Буйство красок

Цвета мороженного: разноцветное мороженное, любители мороженного.

Цветные фантазии: цветные танцы, удивительные цвета, в королевстве красок.

Буйство красок: цветной мир, заколдованная кисточка.

Цветные кубики: путешествие в страну Цветляндию.

Радужные узоры: маленькие умники, удивительная радуга, чудо – радуга.

Сумасшедшие цвета.

Дети изучают основные цвета, а также цвета, которые образуются в процессе их смешивания, знакомятся с цветами радуги и порядком их расположения.

6

Природа

Живые и не живые предметы: что такое живые и не живые предметы, кто и  где живет, что и где растет, поле с бабочками, кто и что?

Сюжеты о временах

года: времена года, удивительные листочки, математический листопад.

Потребности и желания: что нужно детям для роста? Что нам нужно, а что нам нравится.

Животные: дикие животные, домашние животные и их детеныши, звуки животных, удивительный зоопарк.

Что откуда берется: молоко – коровье – пейте на здоровье, что откуда берется.

Дети знакомятся с понятием «одушевленные» и «неодушевленные» предметы и учатся различать их. Они также учатся распознавать свои потребности и желания. просматривания увлекательных видео сюжетов и выполнения заданий дети изучают животных и места их обитания, а также влияние времен года

на животных, растения

и людей.

декабрь

7

Во саду ли, в огороде

Тайны сада: поездка на дачу, на даче, сколько яблок поместится в саду.

Деревья и листья: удивительные деревья, осенние деревья, мои друзья – деревья.

Юные садовники: фрукты и овощи, цветы на окне, сад – огород.

Узоры и пазлы: что растет у нас на грядке, огород Спарка.

Путешествуя по лесу, рассматривая деревья и их листья, изучая семена внутри плодов деревьев, дети получают новые знания об окружающем их мире. Выполняя задания этого тематического модуля, дети развивают любознательность, элементарные математические представления, логическое мышление и память, воспитывают любовь к природе и окружающему миру.

январь

8

Строительные кубики

Облачные фигуры:

Облака белогривые лошадки, удивительные облака.

В поисках сокровищ:

 Кто в теремочке живет, занимательные фигуры, путешествие в страну Фигуряндию.

Построй дом на дереве:

Чудо – квадрат, путешествие на воздушном шаре.

Дети исследуют богатый мир геометрии через силуэты облаков, предметы домашнего обихода, красивые камешки и бусинки, а также посредством взаимодействия с деревянными геометрическими фигурами. Развитие элементарных математических представлений, пространственного мышления и воображения.

9

Чудная математика

Умники и умницы:

Свойства окружающих предметов.

Умелые пальчики: Как Спарк научился считать, Кристалл и котята, приключения Колобка и цифры 3

Шумные цифры:

Число и цифра 1, цифра на песке.

Забавный счет: животные на ферме, математическое королевство.

Ознакомление с числами, счетом, сортировкой и классификацией предметов, распознавание форм, измерение, сравнение, сложение/вычитание и другие элементарные математические представления.

февраль

10

Чудная математика

Ничего или ноль: что такое ноль, удивительная цифра ноль.

Больше или меньше: ненасытные крокодильчики, путешествие на математический остров.

Ознакомление с числами, счетом, сортировкой и классификацией предметов, распознавание форм, измерение, сравнение, сложение/вычитание и другие элементарные математические представления.

11

Занимательный язык

Поболтаем: Путешествие в страшу наоборот.

Дом, милый дом: новый дом Спарка, новоселье у Спарка.

Знание языка формируется через общение с ребенком, чтение сказок и рассказывание историй, а также посредством исследования, идентификации и классификации предметов, которые окружают детей в реальной жизни. Дети овладевают родным языком в процессе выполнения увлекательных заданий, направленных на создание слов из букв, завершение предложения и разгадывание загадок.

март

12

Знакомство с Наурашей и страной Наурандии

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей

Кто такой Наураша, ознакомление с его страной Наурандией и экспериментальными модулями.

Температура

Тепло или холодно?

Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы

Лед и пламя

Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

Такая разная вода

Как влиять на температуру.

 Вкусные опыты

Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования. Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение и т.п.)

Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого

13

Электричество

Знакомство с Лабораторией Электричества

Знакомство с понятием «электричество». Опыт Электрическое яблоко

Батарейка

Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия о электрических цепях

апрель

Лампочка. Электричество рядом

Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах. Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором

Хорошая батарейка-плохая батарейка

Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки

14

Магнитные поля

Магнитные чудеса

Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами

Земля – это магнит

Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

Остаточный магнетизм

Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.

Танцующие магниты

Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»

май

15

Кислотность

Кислая лаборатория

Введение в понятие Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»

Наша любимая газировка

Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым,

яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке

Волшебница сода

Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды

Создай свой вкус

Экспериментирование с созданием кислых-менее кислых-некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием

Приложения

Приложение 1

Конспект занятия «Кислотность» с применением цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Цель: Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей об органах чувств;

-  Дать детям представление о кислотности;

- Расширять кругозор детей;

- Закреплять умение работать парами.

Развивающие:

 - Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.

- Расширять словарный запас детей;

- Развивать вкусовое восприятие;

- Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  Иллюстрации,  ноутбук,  интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность»,  контейнеры для опытов по 2 шт.,  на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой), одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка;  стакан с чистой водой на каждую пару детей,  коробка «Посылка»,  диплом-карточка «Лаборатория Наураша»  на каждого ребёнка,  зубочистки или шпажки,  тарелки с нарезанными  яблоком, лимоном и апельсином,  влажные салфетки,  сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов;  апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»;  бутылка сладкой газированной воды,  пищевая сода,  салфетки детские влажные, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.

Ход занятия:

1.        Организационный момент.

В коробочке лежит письмо Наураши и атрибуты к заданиям.

 «Дорогие ребята!

Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!

Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.»

2.        Часть Познавательная

Задание 1

Вы должны отгадать, что лежит в мешочке

После отгадывания каждой загадки просим ребенка найти на ощупь отгадываемый предмет.

1.         Жёлтый, цитрусовый плод,

       В странах солнечных растёт,

       Но на вкус кислейший он,

       А зовут его…

 Или

      Я кислый был зелёный,

      Созрел и пожелтел,

      Из жарких стран, ребята,

      Я к чаю прилетел,

      Хоть кислый я, но знайте,

      Со мною чай вкусней,

      Добавлю аромата –

      И станем здоровей!  (лимон)

2. Само с кулачок,

   Наливной бочок,

   Потрогаешь – гладкое,

   Откусишь – сладкое! (яблоко)

3.           Я оранжевый и круглый,

— Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только,

Раздели, сперва на дольки.

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовёшь? (апельсин)

«Молодцы, первое задание мы выполнили.»

Задание №2

Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.

(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)

(Самый кислый лимон)

               Задание №3

              Ответь на вопросы:

              - Давайте вспомним какие органы чувств есть у человека?

(Уши, глаза, нос, ножа, язык)

             -  Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?

(Язык).

            -  Какие вкусы может распознать язычок?

(Кислый, солёный, горький, сладкий, вкус испортившихся продуктов)

Так, а сейчас посмотрим, что прислал нам Наураша (достаём картинку языка) показываем детям.

Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.      

Что изображено на картинке?    (Язык)

-  Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…

 - Для чего нам нужен язык?

Рассказ: Язык расположен в ротовой полости.   Язык — это мышца, которая способна различать вкус.  На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

 - Вспомните какой вкус может различать язычок?      

 (Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)

Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке

Кончик языка – чувствует сладкое и солёное,

Боковые стороны языка – чувствует кислое,

Корень языка -  чувствует горькое.

 - При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании.   Язык является органом речи.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Мы сегодня в сад пойдем, (прыжки на месте)

Фрукты разные найдем.

Раз, два, три, четыре, пять- (Хлопают в ладоши в правую и левую стороны)

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоки и сливы, (поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды)

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать,

 Всех знакомых угощать (протянуть руки вперед ладонями кверху).

                                             (шагать на месте)

 

3-я часть эксперимент

- А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной.  Для измерения кислотности существует шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы).   Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

1.        Апельсиновый сок   - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой.

     -  Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)

Вывод: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.  

Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.

2.         Яблочный сок    -  Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.

                                        -  Произвести измерение.  (Вызывается один ребёнок)      

Рассказ: Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

3.        Лимонный сок      - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.

                                      -  Произвести измерения.   (Вызывается один ребёнок)

               -Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям?        (Лимонный)

4.         Чистая вода             - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

                                        -  Произвести измерения.  (Вызывается один ребёнок).

Вывод: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

5.        Газировка                   - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.

                                          - Произвести измерение.   (Вызывается один ребёнок)

Вывод: Газированная вода содержит много кислоты.  Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.

6.         Вода + сода          - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

                                      - Произвести измерения.   (Вызывается один ребёнок)

                                      - Добавить соду.

                                      - Произвести повторное измерение.

 Вывод: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется щелочной.  Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Проводят все дети в своих стаканах

7.         Лимонный сок + сода    - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.

                                                     -  Провести измерение.  (Вызывается один ребёнок)

Вывод: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.

Свойство соды: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).

 

4.        Заключительная часть.

                             - Дети, что нового вы узнали сегодня?

                             - Что вам понравилось?

Вывод: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах.  Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне.  Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.

Приложение 2

Конспект занятия с интерактивным программным обеспечением EduQuest

«Мои органы чувств».

Цель: Формирование у детей элементарного представления об органах чувств

Задачи: 1. Развитие умения различать и  называть органы чувств.

              2. Расширение словарного запаса, воспитание  важности соблюдения гигиены .

Ребята, чтобы понять о чем мы сегодня с вами поговорим попробуйте собрать этот пазл. (Даем пазл с картинкой человека)

Позвонить в колокольчик:

-Что у нас получилось? А что я сейчас сделала? (повторить звон колокольчика) А как вы догадались? (услышали) Ребята, а чем мы слышим? (ушами)

Правильно. У человека уши это орган слуха. С помощью него мы слышим, когда нас зовет мама или что – то говорит другой человек.

 - Давайте с вами послушаем различные звуки и попробуем угадать животных по звуку (включаем записи звуков разных животных).

 - Значит ребята, мы слышим с помощью ушей, а сколько ушей у человека? (два), а у кошки, собаки, (перечислить разных животных). Действительно два, а знаете, почему именно два ушка? Давайте попробуем одно ушко закрыть.

(Вызвать детей по очереди и в закрытое ушко, что – нибудь сказать). Кто услышал, что я сказала? Два ушка человеку нужны, чтобы слышать информацию со всех сторон, даже самую самую тихую. С помощью ушек незрячие люди могут даже видеть. Вернее они слышат, что есть препятствие и поэтому его обходят. Попробуем с вами «посмотреть» с помощью ушек? (по – очереди закрывать глаза детям и попробовать их провести по кабинету)

 - А сейчас дети закройте опять глазки, сейчас проведем эксперимент. Я буду подносить вам  разные предметы, а вам нужно угадать, что это.

(Приготовить дольки шоколада, апельсиновое печенье, мыло, чеснок, мандарин)

 - Как вы догадались, что у меня в руке? (по запаху) А что помогает нам различать запахи? (Нос) А сколько у вас носиков? (Один)

 - Теперь опять закройте глазки и откройте ротик (положить каждому в рот по очереди дольки шоколада, печенье, мандариновые дольки).

 - Что вы сейчас кушали? А как вы узнали, кто вам помог узнать это (Рот с языком)

 - Молодцы, ребята, вы отлично справились и познакомились с такими органами чувств как, нос, глаза, ушки и рот.

А сейчас давайте проверим правильно ли выучили эти органы чувств и выполним задание с помощью волшебной системы EduQuest (задания “Выбери правильный орган чувств”).

  • Ребята, так органы чувств есть у человека? Молодцы теперь вы знаете, для чего вас нужны такие органы чувств, как глаза, уши, нос и язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие)

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для детей с ограниченными возможностями здоровья «Фанк - аэробика» возраст обучающихся 5 – 6 лет

Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально - волевых качеств.В последние годы заметно возросло количество физичес...