Рабочая программа «Цифровая лаборатория» для детей 3 — 5 лет с особыми возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике
Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагают формирование познавательско-исследовательской деятельности дошкольника, которая включает в себя развитие познавательно – исследовательских умений, познавательной мотивации и интересов детей, любознательности.
Так же дошкольное образование ставит задачу формирования в дошкольном образовательном учреждении социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, включая и детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ таковы, что традиционные методы воспитания и обучения малоэффективны. В тоже время, благодаря таким современным технологиям, как интерактивная доска, мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest, Наураша в стране Наурандии, педагог, работающий с детьми ОВЗ получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств воспитания и обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы воспитания и обучения детей с ОВЗ, — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения - в дошкольном учреждении выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с ОВЗ образовательная, развивающая среда.
Данные технологии рассчитаны на детей дошкольного возраста 3-5 лет, включая детей с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутистического спектра. Включают в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы и детальные планы занятий.
С помощью программного обеспечения EduQuest и Наураша в стране Наурандии дети в игровой форме изучают направления, пространственную ориентацию, развивают мелкую моторику, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
Задачи:
- Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
- Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
- Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Актуальность:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:
- формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
- ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека, играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Функционал:
Интерактивное программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест) состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных и коммуникативных компетенций. Система EduQuest направлена на всестороннее развитие ребёнка, а тематические модули системы охватывают все сферы и аспекты повседневной жизни ребёнка. В процессе выполнения заданий EduQuest дети получают положительную или поощряющую обратную связь. Наличие обратной связи позволяет работать с системой, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. В кабинете преподавателя, предусмотрена возможность создания собственных заданий внутри системы, ведение календарного плана уроков, создание индивидуальных заданий с учётом особенностей развития того или иного ребёнка. Руководство для преподавателя содержит детальные рекомендации по использованию систем на занятиях и уроках, а также дополнительные виды деятельности с детьми при изучении той или иной темы.
В основе систем лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж. Пиаже, Г. Гарднер, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, Р.Флеминг, Л.С Выготский.
Набор «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
В игровой форме вместе героями Спарком и Наурашей дети знакомятся исследуют собственное тело, знакомятся с миром ощущений и чувств, через занимательные истории узнают о семейных ролях, знакомятся с профессиями, различными видами транспорта, развивают элементарные математические представления, учатся смешивать краски, проводят ряд различных экспериментов на измерение температуры, магнитного поля, кислотности, сердечного пульса и много чего еще.
Дидактические материалы:
- EduQuest
- Кубики, формы и вертикальные блоки, из дерева, геометрические фигуры, позволяют детям выполнять задания с реальными объектами, с которыми они знакомятся в процессе работы с программным обеспечением.
- Развивающие пазлы для складывания на полу или на пластиковых рабочих ковриках;
- Счетные рамочки, прочные деревянные рамочки со счетным материалом способствуют развитию элементарных математических представлений
- Дидактические карточки для заданий на развитие памяти, логического мышления и умения классифицировать и сортировать предметы, которые помогают детям в процессе выполнения заданий программного обеспечения. Карточки используются для развития связной речи и словарного запаса, в игровой и учебной деятельности.
Детальные планы уроков.
- Знакомство со Спарком
- Детки-конфетки
- Семья и друзья
- Карнавал цветов
- Окружающий мир
- Природа
- Во саду ли, в огороде
- Кубики
- Родной язык
- Волшебная математика
- «Наураша в стране Наурандии»:
8 тематических лотков, 8 брошюр с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен:
- Температура
- Свет
- Электричество
- Кислотность
- Магнитное поле
- Пульс
- Сила
- Звук
Технические средства: интерактивная SMART доска, мультимедийный проектор, компьютер «ACER», видеоматериалы к занятиям по темам, датчик "Божья коровка", измеряющий соответствующую теме физическую величину набор вспомогательных предметов для измерений, сопутствующая компьютерная программа, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, музыкальные колонки.
Способы работы:
- Работа педагога с группой детей до 4 человек (возможность разбивать на подгруппы);
- Дети могут работать за интерактивным рабочим столом EduQuest и проводить эксперименты в «Наураше» самостоятельно или парами.
Структура занятий:
- Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, время занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 20 минут.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с заданным материалом.
- Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Ожидаемый результат в области:
- Познавательное развитие: изучение окружающего мира, развитие причинно-следственных связей, развитие умения выделять и называть признаки и свойства предметов, а также группировать их по сходному признаку, развитие элементарных математических представлений; развитие первоначальных навыков письма; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Речевое развитие: расширение и обогащение словарного запаса; развитие связной речи; формирование грамматически правильной речи; подготовка к обучению чтению и письму.
- Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование положительной самооценки; развитие умения сопереживать и эмоционально реагировать в различных ситуациях; формирование готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважения к семье и ее членам; понимание и усвоение норм поведения в обществе; формирование уважения к труду и творчеству; формирование положительного отношения к окружающему миру и людям.
- Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого мышления; развитие умения выражать свои чувства через творчество; развитие собственного виденья и отношения к миру; развитие мелкой моторики; развитие любознательности, развитие навыков безопасного экспериментирования.
- Навыки и компетенции 21 столетия: творческое мышление; критическое мышление; решение проблем; умение учиться; общение; сотрудничество; компьютерная грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 55.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 89 «Парус» ГО «г. Якутск»
Рабочая программа
кружка «Цифровая лаборатория»
в средней группе
Составитель: ПДО кружка «Цифровая лаборатория»
Кондратьева А.Ю.
г. Якутск
Пояснительная записка.
Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагают формирование познавательско-исследовательской деятельности дошкольника, которая включает в себя развитие познавательно – исследовательских умений, познавательной мотивации и интересов детей, любознательности. Так же дошкольное образование ставит задачу формирования в дошкольном образовательном учреждении социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, включая и детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ таковы, что традиционные методы воспитания и обучения малоэффективны. В тоже время, благодаря таким современным технологиям, как интерактивная доска, мультимедийное обучающее программное обеспечение EduQuest, Наураша в стране Наурандии, педагог, работающий с детьми ОВЗ получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств воспитания и обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы воспитания и обучения детей с ОВЗ, — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения - в дошкольном учреждении выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с ОВЗ образовательная, развивающая среда.
Данные технологии рассчитаны на детей дошкольного возраста 3-5 лет, включая детей с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутистического спектра. Включают в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы и детальные планы занятий.
С помощью программного обеспечения EduQuest и Наураша в стране Наурандии дети в игровой форме изучают направления, пространственную ориентацию, развивают мелкую моторику, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
Задачи:
- Развивающие: развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира
- Воспитательные: воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества
- Обучающие: обучать приемам опытно-исследовательской деятельности, учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Актуальность:
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:
- формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
- ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека, играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Функционал:
Интерактивное программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест) состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных и коммуникативных компетенций. Система EduQuest направлена на всестороннее развитие ребёнка, а тематические модули системы охватывают все сферы и аспекты повседневной жизни ребёнка. В процессе выполнения заданий EduQuest дети получают положительную или поощряющую обратную связь. Наличие обратной связи позволяет работать с системой, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. В кабинете преподавателя, предусмотрена возможность создания собственных заданий внутри системы, ведение календарного плана уроков, создание индивидуальных заданий с учётом особенностей развития того или иного ребёнка. Руководство для преподавателя содержит детальные рекомендации по использованию систем на занятиях и уроках, а также дополнительные виды деятельности с детьми при изучении той или иной темы.
В основе систем лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Ж. Пиаже, Г. Гарднер, Дж. Дьюи, З.П. Дьёнеш, Р.Флеминг, Л.С Выготский.
Набор «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
В игровой форме вместе героями Спарком и Наурашей дети знакомятся исследуют собственное тело, знакомятся с миром ощущений и чувств, через занимательные истории узнают о семейных ролях, знакомятся с профессиями, различными видами транспорта, развивают элементарные математические представления, учатся смешивать краски, проводят ряд различных экспериментов на измерение температуры, магнитного поля, кислотности, сердечного пульса и много чего еще.
Дидактические материалы:
- EduQuest
- Кубики, формы и вертикальные блоки, из дерева, геометрические фигуры, позволяют детям выполнять задания с реальными объектами, с которыми они знакомятся в процессе работы с программным обеспечением.
- Развивающие пазлы для складывания на полу или на пластиковых рабочих ковриках;
- Счетные рамочки, прочные деревянные рамочки со счетным материалом способствуют развитию элементарных математических представлений
- Дидактические карточки для заданий на развитие памяти, логического мышления и умения классифицировать и сортировать предметы, которые помогают детям в процессе выполнения заданий программного обеспечения. Карточки используются для развития связной речи и словарного запаса, в игровой и учебной деятельности.
Детальные планы уроков.
- Знакомство со Спарком
- Детки-конфетки
- Семья и друзья
- Карнавал цветов
- Окружающий мир
- Природа
- Во саду ли, в огороде
- Кубики
- Родной язык
- Волшебная математика
- «Наураша в стране Наурандии»:
8 тематических лотков, 8 брошюр с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен:
- Температура
- Свет
- Электричество
- Кислотность
- Магнитное поле
- Пульс
- Сила
- Звук
Технические средства: интерактивная SMART доска, мультимедийный проектор, компьютер «ACER», видеоматериалы к занятиям по темам, датчик "Божья коровка", измеряющий соответствующую теме физическую величину набор вспомогательных предметов для измерений, сопутствующая компьютерная программа, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, музыкальные колонки.
Способы работы:
- Работа педагога с группой детей до 8 человек (возможность разбивать на подгруппы);
- Дети могут работать за интерактивным рабочим столом EduQuest и проводить эксперименты в «Наураше» самостоятельно или парами.
Структура занятий:
- Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, время занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 20 минут.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, работа с заданным материалом.
- Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Ожидаемый результат в области:
- Познавательное развитие: изучение окружающего мира, развитие причинно-следственных связей, развитие умения выделять и называть признаки и свойства предметов, а также группировать их по сходному признаку, развитие элементарных математических представлений; развитие первоначальных навыков письма; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Речевое развитие: расширение и обогащение словарного запаса; развитие связной речи; формирование грамматически правильной речи; подготовка к обучению чтению и письму.
- Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование положительной самооценки; развитие умения сопереживать и эмоционально реагировать в различных ситуациях; формирование готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважения к семье и ее членам; понимание и усвоение норм поведения в обществе; формирование уважения к труду и творчеству; формирование положительного отношения к окружающему миру и людям.
- Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого мышления; развитие умения выражать свои чувства через творчество; развитие собственного виденья и отношения к миру; развитие мелкой моторики; развитие любознательности, развитие навыков безопасного экспериментирования.
- Навыки и компетенции 21 столетия: творческое мышление; критическое мышление; решение проблем; умение учиться; общение; сотрудничество; компьютерная грамотность.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1. | Знакомство со Спарком | 1 |
2. | Семья и друзья | 7 |
3. | Мир вокруг меня | 4 |
4. | Детки – конфетки | 4 |
5. | Буйство красок | 6 |
6. | Природа | 5 |
7. | Во саду ли, в огороде | 4 |
8. | Строительные кубики | 4 |
9. | Чудная математика | 5 |
10. | Занимательный язык | 3 |
11. | Введение в страну Наурандию | 1 |
12. | Температура | 4 |
13. | Электричество | 4 |
14. | Магнитное поле | 4 |
15. | Кислотность | 4 |
Итого | 15 | 64 |
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
- Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
- Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий.
Литература, использованная для разработки программы
и организации образовательного процесса
- ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
- Информационные материалы к образовательной системе EduQuest (ЭдуКвест) [электронный ресурс] – режим доступа: http://educonsulting.org/eduquest/, М, 2014
- Ганичева И.В. «Телесно – ориентированные подходы»
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
- Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок». М., 2016
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
- Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
Перспективно – тематическое планирование:
октябрь | № п/п | Тематический модуль | Структура занятий | Программное содержание |
1 | Знакомство со Спарком | Кто такой Спарк: друзья Спарка, семья Спарка, как управлять интерактивным рабочим столом EduQuest. | Дети знакомятся с главными героями системы EduQuest – Спарком и его друзьями, а также интерактивным рабочим столом. | |
2 | Семья и друзья | Моя семья: моя дружная семья, такие разные семьи, мое семейное дерево. Друзья: что такое друг, мои друзья, друг или не друг, портрет моего друга. Одежда: моя одежда, одень куклу, зимняя и летняя одежда, показ мод. Что за чем: чистота – залог - здоровья, пироги для мамы, мой день, мое здоровье. | Знакомство с членами семьи и их семейными ролями через занимательные истории, игры и творческие задания. Развитие важных социально-коммуникативных компетенций. | |
3. | Мир вокруг меня | Моя профессия: кем я буду, когда вырасту, моя профессия Вокруг света: чудомобили, где используются транспортные средства?Мир транспорта. В магазине: магазины и покупки, мой магазин, в магазине. | Вместе со Спарком дети отправляются в путешествие и знакомятся с окружающим миром, профессиями, видами транспорта и многими другими интересными вещами. Задания, направленные на поиск соответствий, сортировку предметов по определенному признаку и развитие памяти способствуют активизации и расширению словарного запаса, развитию логического и ассоциативного мышления. | |
4 | Детки конфетки | Мое тело: мое тело, чудо – человечки. Мое тело поближе: мое удивительное тело, делай как я, автопортрет. Органы чувств: мои органы чувств, где живет вкус, страна чувств, мое удивительное тело. Мои чувства: радость и грусть, заверши портрет, я знаю, что ты чувствуешь, удивительный день рождения Спарка. | Через увлекательные игры и головоломки о различных частях тела, ощущениях и чувствах, дети исследуют собственное тело и знакомятся с миром чувств. | |
ноябрь | 5 | Буйство красок | Цвета мороженного: разноцветное мороженное, любители мороженного. Цветные фантазии: цветные танцы, удивительные цвета, в королевстве красок. Буйство красок: цветной мир, заколдованная кисточка. Цветные кубики: путешествие в страну Цветляндию. Радужные узоры: маленькие умники, удивительная радуга, чудо – радуга. Сумасшедшие цвета. | Дети изучают основные цвета, а также цвета, которые образуются в процессе их смешивания, знакомятся с цветами радуги и порядком их расположения. |
6 | Природа | Живые и не живые предметы: что такое живые и не живые предметы, кто и где живет, что и где растет, поле с бабочками, кто и что? Сюжеты о временах года: времена года, удивительные листочки, математический листопад. Потребности и желания: что нужно детям для роста? Что нам нужно, а что нам нравится. Животные: дикие животные, домашние животные и их детеныши, звуки животных, удивительный зоопарк. Что откуда берется: молоко – коровье – пейте на здоровье, что откуда берется. | Дети знакомятся с понятием «одушевленные» и «неодушевленные» предметы и учатся различать их. Они также учатся распознавать свои потребности и желания. просматривания увлекательных видео сюжетов и выполнения заданий дети изучают животных и места их обитания, а также влияние времен года на животных, растения и людей. | |
декабрь | 7 | Во саду ли, в огороде | Тайны сада: поездка на дачу, на даче, сколько яблок поместится в саду. Деревья и листья: удивительные деревья, осенние деревья, мои друзья – деревья. Юные садовники: фрукты и овощи, цветы на окне, сад – огород. Узоры и пазлы: что растет у нас на грядке, огород Спарка. | Путешествуя по лесу, рассматривая деревья и их листья, изучая семена внутри плодов деревьев, дети получают новые знания об окружающем их мире. Выполняя задания этого тематического модуля, дети развивают любознательность, элементарные математические представления, логическое мышление и память, воспитывают любовь к природе и окружающему миру. |
январь | 8 | Строительные кубики | Облачные фигуры: Облака белогривые лошадки, удивительные облака. В поисках сокровищ: Кто в теремочке живет, занимательные фигуры, путешествие в страну Фигуряндию. Построй дом на дереве: Чудо – квадрат, путешествие на воздушном шаре. | Дети исследуют богатый мир геометрии через силуэты облаков, предметы домашнего обихода, красивые камешки и бусинки, а также посредством взаимодействия с деревянными геометрическими фигурами. Развитие элементарных математических представлений, пространственного мышления и воображения. |
9 | Чудная математика | Умники и умницы: Свойства окружающих предметов. Умелые пальчики: Как Спарк научился считать, Кристалл и котята, приключения Колобка и цифры 3 Шумные цифры: Число и цифра 1, цифра на песке. Забавный счет: животные на ферме, математическое королевство. | Ознакомление с числами, счетом, сортировкой и классификацией предметов, распознавание форм, измерение, сравнение, сложение/вычитание и другие элементарные математические представления. | |
февраль | 10 | Чудная математика | Ничего или ноль: что такое ноль, удивительная цифра ноль. Больше или меньше: ненасытные крокодильчики, путешествие на математический остров. | Ознакомление с числами, счетом, сортировкой и классификацией предметов, распознавание форм, измерение, сравнение, сложение/вычитание и другие элементарные математические представления. |
11 | Занимательный язык | Поболтаем: Путешествие в страшу наоборот. Дом, милый дом: новый дом Спарка, новоселье у Спарка. | Знание языка формируется через общение с ребенком, чтение сказок и рассказывание историй, а также посредством исследования, идентификации и классификации предметов, которые окружают детей в реальной жизни. Дети овладевают родным языком в процессе выполнения увлекательных заданий, направленных на создание слов из букв, завершение предложения и разгадывание загадок. | |
март | 12 | Знакомство с Наурашей и страной Наурандии | Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей | Кто такой Наураша, ознакомление с его страной Наурандией и экспериментальными модулями. |
Температура | Тепло или холодно? | Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы | ||
Лед и пламя | Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. | |||
Такая разная вода Как влиять на температуру. Вкусные опыты | Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования. Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение и т.п.) Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого | |||
13 | Электричество | Знакомство с Лабораторией Электричества | Знакомство с понятием «электричество». Опыт Электрическое яблоко | |
Батарейка | Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия о электрических цепях | |||
апрель | Лампочка. Электричество рядом | Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах. Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором | ||
Хорошая батарейка-плохая батарейка | Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки | |||
14 | Магнитные поля | Магнитные чудеса | Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами | |
Земля – это магнит | Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства. | |||
Остаточный магнетизм | Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами. | |||
Танцующие магниты | Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки» | |||
май | 15 | Кислотность | Кислая лаборатория | Введение в понятие Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка» |
Наша любимая газировка | Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке | |||
Волшебница сода | Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды | |||
Создай свой вкус | Экспериментирование с созданием кислых-менее кислых-некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием |
Приложения
Приложение 1
Конспект занятия «Кислотность» с применением цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Цель: Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей об органах чувств;
- Дать детям представление о кислотности;
- Расширять кругозор детей;
- Закреплять умение работать парами.
Развивающие:
- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Расширять словарный запас детей;
- Развивать вкусовое восприятие;
- Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: Иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», контейнеры для опытов по 2 шт., на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой), одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; стакан с чистой водой на каждую пару детей, коробка «Посылка», диплом-карточка «Лаборатория Наураша» на каждого ребёнка, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, салфетки детские влажные, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В коробочке лежит письмо Наураши и атрибуты к заданиям.
«Дорогие ребята!
Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!
Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.»
2. Часть Познавательная
Задание 1
Вы должны отгадать, что лежит в мешочке
После отгадывания каждой загадки просим ребенка найти на ощупь отгадываемый предмет.
1. Жёлтый, цитрусовый плод,
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
Или
Я кислый был зелёный,
Созрел и пожелтел,
Из жарких стран, ребята,
Я к чаю прилетел,
Хоть кислый я, но знайте,
Со мною чай вкусней,
Добавлю аромата –
И станем здоровей! (лимон)
2. Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое! (яблоко)
3. Я оранжевый и круглый,
— Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели, сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь? (апельсин)
«Молодцы, первое задание мы выполнили.»
Задание №2
Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.
(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)
(Самый кислый лимон)
Задание №3
Ответь на вопросы:
- Давайте вспомним какие органы чувств есть у человека?
(Уши, глаза, нос, ножа, язык)
- Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?
(Язык).
- Какие вкусы может распознать язычок?
(Кислый, солёный, горький, сладкий, вкус испортившихся продуктов)
Так, а сейчас посмотрим, что прислал нам Наураша (достаём картинку языка) показываем детям.
Загадка:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Что изображено на картинке? (Язык)
- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…
- Для чего нам нужен язык?
Рассказ: Язык расположен в ротовой полости. Язык — это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
- Вспомните какой вкус может различать язычок?
(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)
Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке
Кончик языка – чувствует сладкое и солёное,
Боковые стороны языка – чувствует кислое,
Корень языка - чувствует горькое.
- При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы сегодня в сад пойдем, (прыжки на месте)
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять- (Хлопают в ладоши в правую и левую стороны)
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы, (поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды)
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать,
Всех знакомых угощать (протянуть руки вперед ладонями кверху).
(шагать на месте)
3-я часть эксперимент
- А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для измерения кислотности существует шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
1. Апельсиновый сок - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой.
- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)
Вывод: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.
2. Яблочный сок - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Рассказ: Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
3. Лимонный сок - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
-Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)
4. Чистая вода - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
Вывод: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
5. Газировка - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Вывод: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.
6. Вода + сода - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Добавить соду.
- Произвести повторное измерение.
Вывод: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется щелочной. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Проводят все дети в своих стаканах
7. Лимонный сок + сода - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.
- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Вывод: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.
Свойство соды: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).
4. Заключительная часть.
- Дети, что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
Вывод: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
Приложение 2
Конспект занятия с интерактивным программным обеспечением EduQuest
«Мои органы чувств».
Цель: Формирование у детей элементарного представления об органах чувств
Задачи: 1. Развитие умения различать и называть органы чувств.
2. Расширение словарного запаса, воспитание важности соблюдения гигиены .
Ребята, чтобы понять о чем мы сегодня с вами поговорим попробуйте собрать этот пазл. (Даем пазл с картинкой человека)
Позвонить в колокольчик:
-Что у нас получилось? А что я сейчас сделала? (повторить звон колокольчика) А как вы догадались? (услышали) Ребята, а чем мы слышим? (ушами)
Правильно. У человека уши это орган слуха. С помощью него мы слышим, когда нас зовет мама или что – то говорит другой человек.
- Давайте с вами послушаем различные звуки и попробуем угадать животных по звуку (включаем записи звуков разных животных).
- Значит ребята, мы слышим с помощью ушей, а сколько ушей у человека? (два), а у кошки, собаки, (перечислить разных животных). Действительно два, а знаете, почему именно два ушка? Давайте попробуем одно ушко закрыть.
(Вызвать детей по очереди и в закрытое ушко, что – нибудь сказать). Кто услышал, что я сказала? Два ушка человеку нужны, чтобы слышать информацию со всех сторон, даже самую самую тихую. С помощью ушек незрячие люди могут даже видеть. Вернее они слышат, что есть препятствие и поэтому его обходят. Попробуем с вами «посмотреть» с помощью ушек? (по – очереди закрывать глаза детям и попробовать их провести по кабинету)
- А сейчас дети закройте опять глазки, сейчас проведем эксперимент. Я буду подносить вам разные предметы, а вам нужно угадать, что это.
(Приготовить дольки шоколада, апельсиновое печенье, мыло, чеснок, мандарин)
- Как вы догадались, что у меня в руке? (по запаху) А что помогает нам различать запахи? (Нос) А сколько у вас носиков? (Один)
- Теперь опять закройте глазки и откройте ротик (положить каждому в рот по очереди дольки шоколада, печенье, мандариновые дольки).
- Что вы сейчас кушали? А как вы узнали, кто вам помог узнать это (Рот с языком)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились и познакомились с такими органами чувств как, нос, глаза, ушки и рот.
А сейчас давайте проверим правильно ли выучили эти органы чувств и выполним задание с помощью волшебной системы EduQuest (задания “Выбери правильный орган чувств”).
- Ребята, так органы чувств есть у человека? Молодцы теперь вы знаете, для чего вас нужны такие органы чувств, как глаза, уши, нос и язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие)
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для детей с ограниченными возможностями здоровья «Фанк - аэробика» возраст обучающихся 5 – 6 лет
Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально - волевых качеств.В последние годы заметно возросло количество физичес...