Индивидуальный образовательный маошрут на ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствие с ПрАООП ДО детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_na_rebyonka_s_ovz.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
На 20019/2020 учебный год.
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Фамилия имя ребёнка: Рома Т.
Год рождения: 03.08.2013г.
Логопедическое заключение: Системное нарушение речи .I уровень речевого развития у ребёнка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Коррекционно-развивающие занятия по ПрАООП ДО детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2-о й год обучения МАДОУ Детский сад «Снегурочка», подготовительная группа.
Обучение и воспитание осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физкультуре. Продолжительность занятия — 30 минут. Краткая характеристика ребёнка:
За прошедший учебный год отмечается незначительная динамика в развитии ребёнка. Педагогическое обследование выявило, что незначительно расширились представления о себе и окружающем мире. Они ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на своё имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.
Навыки самообслуживания сформированы частично. В общем моторном развитии отмечаются нарушения координации движений, затруднения в имитации движений взрослого, возбудимость, стереотипии; моторно неловок. Мелкая моторика развита слабо, ведущая рука при выполнении заданий – правая.
Экспрессивная речь не сформирована, воспроизводит отдельные звуки и звукокомплексы. Обращённую речь понимает частично, выполняет отдельные короткие речевые инструкции, используя помощь педагога. Частично использует жестовую коммуникацию.
Сенсорные процессы сформированы частично: дифференцирует предметы по цвету, величине и форме; наблюдаются искажения в передаче формы целостного образа и его частей . С помощью педагога пересчитывает игрушки в пределах 5, выкладывает их слева направо. Ориентация в пространственных и временных представлениях затруднена.
В контакте с педагогом проявляет активность, помощь принимает. Способы деятельности: пробующие, примеривающие и хаотичные. Результат деятельности достигается только при совместных с взрослым действиях, с применением приёма «рука в руке». Мальчик стремится к постоянству окружения, общение проявляется только в контакте со знакомыми и близкими людьми. Изменения среды или деятельности для ребёнка болезненны и в поведении мальчика проявляются негативизм, капризы, упрямство. Ребёнку требуется стимуляция со стороны взрослого, которая побуждает его к активности.
Общий эмоциональный фон ребёнка нестабилен, тревожный, легко возбудим, частая смена настроения, быстрая истощаемость., сопровождается криками. Характерно полевое поведение. Работоспособность низкая. К занятиям относится положительно. Обучаем. Для усвоения учебного материала требуется чёткий структурированный подход.
Отмечается игра в одиночку, отсутствие интереса к другим детям. Манипуляции с предметами монотонные, бросание и верчение предметов; не умеет играть в сюжетно-ролевые игры.
№ п/п | Основные направления логопедической работы | Виды занятий | Примечания |
1. | Развитие речи
импрессивной стороны речи |
| 2 раза в неделю с логопедом, воспитателями в группе, родителями - дома. |
экспрессивной стороны речи | Различение звуков окружающей среды (стук, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
| 2 раза в неделю с логопедом, воспитателями в группе, родителями - дома. | |
2. | Сенсорное развитие
восприятия и внимания | Учить выделять предмет из общего фона; - Развивать зрительное внимание и подражание путём воспроизведения действий взрослого с использованием логоритмических упражнений, типа: «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» .- Учить соотносить игрушку с её изображением «Покажи, где ляля», «Покажи, где паровоз»; - Учить соотносить парные предметы и картинки; - Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого «Дай, что катится», «Возьми, что не катится»; - Учить складывать из 2-х – 3-х частей разрезную предметную картинку; - Учить дифференцировать предметы с помощью признаков: величина (большой, маленький), форма, цвет, рельеф; - Учить различать основные цвета в ситуации подражания действиям взрослого «Кубик на кубик», «Дай такой же»; - Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах кабинета | 2 раза в неделю с логопедом, родителями- дома. |
| - Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» -кошка; «ко-ко-ко - курица; «пи-пи-пи» - цыпленок, игра «Кто в домике живет?» - учить различать на слух три слова с опорой на картинки; - Учить дифференцировать звукоподражания, игра «Кто тебя позвал: кошка, собака, цыплёнок?» выбор из 2-х-3-х предметов или картинок. | ||
3. | Развитие общей и мелкой моторики | - Развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения); - Учить выкладывать дорожки из крупных и мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»); - Пальчиковые игры с речевым сопровождением по подражанию и образцу («Пальчики в лесу», «Туки – тук», «Пальчик где твой домик»), логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением. | 2 раза в неделю с логопедом, воспитателями в группе, родителями - дома. |
Тематический план программы
«Развитие сенсорных процессов и психомоторики детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью»
2-ой год обучения (68 часов)
Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
Обследование детей; | 2 |
Развитие крупной и мелкой моторики Развитие крупной моторики (ходьба по начерченному коридору (20 см.), по доске положенной на пол, по скамейке (высотой 30 см.), броски, ловля мяча, метание в цель). Развитие крупной моторики. Выполнение действий и движений с помощью педагога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела с помощью педагога (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.). Выполнение действий и движений по словесной инструкции педагога. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых. Развитие координации движений руки и глаза, показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.). Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету, по опорным точкам, штриховка (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно). Учить раскрашивать контурные изображения карандашами, фломастерами. Учить составлять изображения путём наклеивания готовых форм. | 14 1 1 1 2 1 2 2 2 2 |
Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький). Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Работа с пластилином (раскатывание прямыми и круговыми движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.). Игры с крупной мозаикой. | 4 1 1 1 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей). | 4 2 2 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Игры с различными строительными наборами («Цветные кубики» и т.п.) Выделение формы предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» Соотнесение плоскостных и объёмных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм» и т.п.). Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего») Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета) Определение величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения. Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины. Продолжать знакомство с цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный). Знакомство с белым и чёрным цветами. Дидактическая игра «Назови цвет предмета» Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Конструирование объемных предметов из составных частей (2 - 3 детали) Составление целого из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале | 18 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы». Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) Определение изменений в предъявленном ряду. Дидактическая игра «Что изменилось». Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 5 1 1 1 1 1 |
Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом своих ощущений. Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», обозначение словом своих ощущений. Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | 4 1 1 1 1 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | 5 2 1 1 1 |
Восприятие пространства Показ на себе основных частей тела и лица. Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера). Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая часть тела) Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела. Определение расположения предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.). | 7 1 1 2 1 1 1 |
Восприятие времени Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму. Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий. Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. Узнавание, называние, имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции. | 5 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с РДА ...
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с элементами аутизма
В помощь педагогу-психологу детского дошкольного учреждения при разработке индивидуального образовательного маршрута для дошкольника 4-7 лет с элементами аутизма....
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка с ОВЗ
В материале представлен ИОМ на ребёнка с ОВЗ, цели, задачи и планирование. Материал в помощь воспитателям....
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца. ...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.
В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....