Коррекция речи дошкольников по средствам информационно - коммуникационных технологий
статья по коррекционной педагогике

Шульга Анастасия Вадимовна

На протяжение нескольких лет в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекции речи дошкольников

по средствам информационно - коммуникационных технологий»

     В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

     Я работаю учителем-логопедом. Целью моей работы - научить детей логопатов говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.

     Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите  и др.).  

     Теоретическую основу моего опыта составили:

     - концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина);

     - деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский);

     - концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);

     - концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

     Хочу поделиться опытом, как информационно-коммуникационные технологии  помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями.

     Для меня, как для педагога, информационно-коммуникационные технологии полезны для:

     - повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом);

     - ведения документации;

     - проведения методической работы.

     С детьми информационно-коммуникационные технологии я использую в процессе совместной деятельности на коррекционных занятиях в качестве современного наглядного материала. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня как учителя-логопеда большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка. В поисках новых путей и методов организации коррекционного обучения, я обратилась к стандартным средствам MicrosoftOffice, а именно, к программе PowerPoint (создание мультимедийных презентаций).

В пункте 2.11. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определена модель организации образовательного процесса в ДОУ, где особое место отведено взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей.

     Это может быть: выполнение домашнего задания, рекомендации родителям, советы по выбору обучающей компьютерной игры.

     Совершенствование образовательного и коррекционного процесса при помощи информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, определяют актуальность данной проблемы. Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с классическими и традиционными методами развития речи ребенка.

     Поэтому главная цель моего опыта это: коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

     Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

     - изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

     - обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

     - использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей.

     Принцип активности ребенка логопата в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя информационно-коммуникационные технологии, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

     Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность.  Информационно-коммуникационные технологии дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (различные репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

     Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.  

     Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. 

     Принцип  наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».

      Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

     Для успешного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

     - компетентность в области компьютерной грамотности: (с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям);

     - соблюдение требований к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (это санитарно-гигиенические требования, а так же технические и эстетические требования).

     Технические и эстетические требования:

     - фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей;

     - иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь;

     - не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

     Санитарно-гигиенические требования: 

     - занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5 - 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10 - 15 минут не более 1 раза в день;

     - обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

     - экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;

     - недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

     Создавая и используя мультимедийные  презентации, я учитываю своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я могу самостоятельно скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

     Я считаю, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

     Особенно необходимы презентации для развития словаря.

         Я использую информационно-коммуникационные технологии, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

     Наблюдая их обучение, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогают им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придает им уверенности. Накопленный опыт по работе с информационно-коммуникационными технологиями позволяет сделать вывод что, использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.

     Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

     Применение ИКТ усиливает:

     - положительную мотивацию обучения;

     - активизирует познавательную деятельность детей.

     Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить занятия:

     - на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,  анимация, музыка);

     - обеспечивает наглядность;

     - привлекает большое количество дидактического материала.

     А в целом, способствует повышению качества образования.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий

ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольн...

Сертификат участника конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образования

Конспект образовательной деятельности на конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образова...

Статья "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий" в сборнике II областного фестиваля педагогических идей

Статья опубликована в сборнике материалов II областного фестиваля педагогических идей "Актуальные проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного педагога", 2017....

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий»

Данная работа позволит дошкольникам в ознакомлении с искусством, дети получат искусствоведческие знания и представления о средствах выразительности всех видов искусств, в достаточной мере освоют терми...

Детско-взрослый проект по теме: «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационных технологий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без ...