«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Данная работа позволит дошкольникам в ознакомлении с искусством, дети получат искусствоведческие знания и представления о средствах выразительности всех видов искусств, в достаточной мере освоют терминологию, знакомятся с творениями и их авторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_shedevrami.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий».
Воспитатель подготовительной группы № 2
Зиновьева Н.Ю.
Введение.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность .Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающих поколений.
Формирование эстетической культуры и художественно-эстетического
воспитания является одним из показателей развития цивилизации. Общество только тогда можно назвать цивилизованным, когда в ходе современного практицизма и техницизма оно сохраняет и обогащает культурное наследие своего народа и всего мира, развивает творческий потенциал подрастающих поколений. Именно поэтому проблема формирования эстетической культуры в настоящий
момент приобретает высокую социальную значимость: важным условием духовной жизни человека выступает способность воспринимать и чувствовать прекрасное в окружающей его действительности.
В процессе развития личности человека очень важен период дошкольного детства, так как именно в это время детское восприятие как «губка» впитывает в себя все новое, ребенок начинает осмысливать и осознавать то, что он видит, слышит и чувствует, то есть начинает ориентироваться в окружающем его предметно-пространственном и социокультурном мир. И чем шире этот мир, тем
больше у дошкольника проявляется желание познать его. Одним из способов познания мира является введение дошкольников в мировое культурное пространство в процессе ознакомления с произведениями мировой художественной культуры, которые отражая действительность в художественных образах, помогают острее
чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир ребенка переживаниями.
В результате ознакомления с искусством, дети получают искусствоведческие знания и представления о средствах выразительности всех видов искусств, в достаточной мере осваивают терминологию, знакомятся с творениями и их авторами. Они учатся анализировать содержание произведения и средства его выразительности, передавать в движении образ и настроение музыки, характер героев – у дошкольников появляется целостное представление об искусстве. Именно в таком сочетании оно приобретает особенную значимость, приобщая дошкольников к мировой художественной культуре, пробуждая творческую активность и художественное мышление, выявляя способности самовыражения через различные формы творчества тем самым, способствует обогащению и формированию духовного мира ребенка. Как показать ребенку все богатство мировой художественной культуры и с детства научить его видеть прекрасное? В этом стремлении педагогу помогут информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладающие на сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе, позволяющими модернизировать и повысить его эффективность.
Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в работе?
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми.
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчётов.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности
совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения мастер-классов для родителей и педагогов, общих родительских собраний.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые перспективы для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Активное внедрение ИКТ открывает простор для дошкольников в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Применение ИКТ возможно в различной деятельности независимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в любом уголке земного шара, познакомить с культурным художественным наследием не только своей страны, но и народов мира.
Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает педагогу дать наиболее близкое представление об изучаемой теме.
Благодаря своим инструментам, ИКТ не только являются прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательной деятельности, но и позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой
интерес.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно- коммуникационных технологий. (опыт работы)
В наше время роль искусства возрастает. Искусство учит ценить прекрасное, учит душевности. Люди разных времён и народов всегда стремились к прекрасному - это давало толчок к развитию искусства, которое знакомит нас с жизнью в разные эпохи, заставляет нас задуматься, как мы живём, как поступаем.
В непосредственно образовательной деятельности мы знакомимся с искусствами, созданными разными народами за многовековую историю. Вместе с детьми мы не только любуемся, но и пытаемся понять глубокое содержание, приобщаемся к размышлениям наших предков о тех нравственных ценностях, которые нам остались
в наследство. Эта преемственность и составляет неразрывную связь поколений. Память прошлого, его не проходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь. Ведь искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает детей соучастниками событий давно минувших дней и современности.
Дети дошкольного возраста ещё не подготовлены к восприятию сложного мира искусства, знакомству с историей его возникновения. Задача взрослого помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
При ознакомлении с произведениями мировой культуры создавалась
особая творческая, радостная атмосфера душевного контакта между педагогом и детьми.
Работа по ознакомлению дошкольников с мировым наследием и формированию эстетической культуры была начата мной с обследования знаний детей. Результаты обследования показали низкий уровень сформированности у детей умения эстетически воспринимать произведение искусства, неумение выразить
словами свое отношение к объекту. Так же мной была отмечена скудность тематики сюжетного и предметного рисования, но вместе с тем был отмечен живой интерес, который дети проявляли к жанровой живописи, к предметам искусства древности,
проявляли особый интерес шедеврам мировой культуты, с удовольствием рассматривали не только репродукции, но и портреты художников, с легкостью запоминали их имена, фамилии и названия их работ. Обследование способствовало выявлению затруднений, которые возникали у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности и позволило нам правильно
определить способы и характер дальнейшей педагогической деятельности. Для этого в работе использовались такие методы, как:
- беседы об истории искусства с использованием презентаций;
- создание игровой ситуации и интер-активные игры;
- практическое манипулирование с предметами;
- использование ассоциативных связей;
- самостоятельная поисковая (исследовательская) деятельность детей.
Одной из основных задач являлась создание у детей целостного
представления об окружающем мире в процессе виртуального общения с шедеврами мировой культуры и изобразительного искусства, с историческими памятниками древности. Решение этой задачи предполагало установление взаимосвязей между
различными явлениями истории и культуры, понимания их значения для мировой цивилизации и каждого человека в отдельности. Здесь возникла очень большая сложность – проблема отбора и последовательности тех исторических фактов, которые и должны воссоздать в сознании ребёнка целостный процесс возникновения, становления и развития окружающей действительности. И вот здесь,
очень своевременно, я применила в работе информационные- коммуникационные технологии, которые способствовали возникновению единой, гармоничной картины.
Воспитатель становился «проводником» в мир искусства, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, легенд, мифов, преданий, музыки, исторических вещей. С помощью искусства происходило «погружение» ребёнка в историческое
прошлое не только стран, но и всего человечества.
Беседы об истории искусства с использованием презентаций (отдельных клипов или слайдов) сопровождались творческими заданиями. Благодаря возможности использования мультимедийных презентаций дети увидели, что изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображения животных и сцены охоты, первые скульптуры, вырезанные из камня и из кости. Так, например, после виртуального
путешествия (Презентация: «Первые хкдожники») в прошлое ребята узнали, чем и на чем рисовали древние люди, что они изображали. Все свои представления и впечатления ребята отразили в своих рисунках, где присутствовали и сцены быта и охоты первобытных людей, изготовили «послания для потомков» в виде схематичного рисунка современной действительности.
Содержание бесед я старалась строить таким образом, чтобы оно помогло ребёнку создать в своём воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить открытие, ощутить себя наследником этого богатства. Затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольниками, однако игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и
вызывает большой интерес ребёнка. Я постарались отобрать те явления искусства, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир прекрасного.
Образовательная деятельность проводится в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы. Это и воображаемые путешествия и виртуальные экскурсии, размышления, игры. Очень интересным оказалось занятие, где сначала детям было предложено пофантазировать, что можно назвать «чудом света» и рассказать как они себе его представляют и только после этого мы посмотрели
презентацию «Семь чудес света». Практически все дошкольники узнали египетские пирамиды и очень этому радовались. Интерес к окружающему миру ( к культуре, искусству) пробуждается у детей ещё в раннем возрасте. Постепенно интерес
возрастает, и дети начинают задавать вопросы: «Кто был первым художником?», «Почему люди рисуют?» Главное, чтобы этот огонёк любопытства не угас. Поэтому недопустимо давать однозначные ответы на вопросы детей, а совместно с детьми искать пути их решения. Главное не отбить у ребёнка интерес к искусству с самого
раннего детства.
Ведущим методом в работе с детьми, конечно, является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает соответственный опыт. В процессе работы используются интер-активные игры: «Натюрморт кота Леопольда», «Жанры
изобразительного искусства», « Что перепутал художник», «Жанры живописи», «Три главных цвета», которые ещё более развиваются память, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь ребёнка. Всю историю искусства я постаралась разделить на отдельные разделы (периоды), оставившие наиболее яркое наследие. Один из разделов раскрывает перед ребёнком мир родной культуры. Этот тематический цикл называется «Путешествие к нашим предкам». Темы, включенные в этот раздел, знакомят детей с
бытом наших предков, их праздниками и традициями (презентация «Жилища наших предков», «Печь-матушка» в рамках проекта Печь-матушка.) Особое внимание уделяется народному творчеству. Такие презентации как «Гжель», «В гостях у мастеров», «Матрешка» вошли в раздел «В гостях у мастеров» дали возможность
увидеть все многообразие предметов народного творчества, побывать на виртуальной экскурсии в мастерские по изготовлению игрушек и предметов быта, узнать, что первая древняя кукла появилась в Японии и была завезена в Россию - матрешка. Знакомясь с искусством древних людей, древнего Китая, древней Греции,
старой Руси, детям прививается уважение и интерес к разнообразным культурам. Воображаемое «колесо истории» помогает детям побывать и в гостях у древнего человека, и в Средневековье и во многих других интересных местах. Такая форма образовательной деятельности помогает ребёнку понять вклад различных
цивилизаций в развитие мировой художественной культуры. Под впечатление увиденного дошкольники с удовольствием стали изображать не человека-паука, а Средневековые замки, рыцарей. Начиная путешествие с ребёнком в историю искусства, не нужно предлагать им запоминать даты или какие-то события. Я просто
стараюсь привить малышу интерес к искусству, к его истории. Дети узнали о том, что, не выходя из здания детского сада можно «встретиться с посланниками разных времён, в виде всевозможных предметов: из древнего Египта – керамическая ваза, из Средневековья – вазы из цветного стекла, из древнего Китая – роспись на ткани – батик.
Раздел «Экскурсия в музей» призван решать такую задачу как постижение ребёнком основ живописи, что в дальнейшем поможет ребёнку хоть чуть-чуть ориентироваться в мире искусства. Вводить детей в большой мир искусства следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «вхождения» и особенно
важно определить этапы этого пути:
- от простого сложного
- от конкретного к общему
А когда ребёнок приобретает интерес , дальнейшие образовательная
деятельность строятся на основе хронологии .
Во всех возрастных группах и через все виды изобразительной деятельности проходила работа по «Цветоведению». Такая необходимость продиктована была тем, что работа с красками и цветом имеет специфичный характер, свои особенности,
свои цели и задачи. Цель такой работы заключалась в том, чтобы познакомить и практически «вооружить» детей знаниями и навыками работы акварельными красками, освоить акварельные техники, научить использовать свойства цвета для воплощения замысла. На таких занятиях я использовали дидактические игры, которые помогали детям не только усвоить приемы смешивания, но и
способствовали развитию цветовой зоркости. Мной создавались широкие возможности для ознакомления дошкольников с
мировой художественной культурой, для формирования эстетической культуры и творческого самовыражения детей.
Контрольное обследование детей, после проведенной работы, обнаружило устойчивую тенденцию к повышению уровня восприятия. У воспитанников расширился диапазон воспринимаемых художественно- выразительных средств, появилась, достаточно
развернутая, интерпретация образов, высказывания детей стали более самостоятельными, речь обогатилась эпитетами, сравнениями и специальными терминами. Значительно повысился уровень знаний в области различных видов изобразительного искусства. Дети определяли жанры, авторов произведений, могли сопоставить произведения разных видов искусств по характеру, настроению и
средствам их выразительности. У детей сформировались более углубленные знания об изобразительной деятельности и появилось целостное представление об искусстве в общем.
Важным достижением работы являются положительные изменения в
показателях творческих проявлений детей во всех видах деятельности. Характеризуя особенности детских работ, необходимо отметить, что их стало отличать более богатое содержание и разнообразие используемых выразительно-изобразительных средств и целесообразное сочетание изобразительного материала и способов изображения.
Важным условием в приобщении к мировой художественной культуре,
формировании эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания и развития детей являлось сотрудничество с родителями моих воспитанников.
Модель сотрудничества с семьей понималась как процесс межличностного общения, результатом которого явилось формирования у родителей осознанного отношения к
собственным взглядам и установкам в формировании эстетической культуры ребенка. Оказывала помощь семье в виде педагогического просвещения (мастер- класс с использованием презентации, отчет-презентация о деятельности и успехах детей). С этой целью были проведены родительские собрания в форме семинаров-
практикумов, круглого стола, конференций, творческих вечеров, вернисажей. Совместные мероприятия способствовали педагогическому просвещению и
обогащению знаний родителей наших воспитанников о мировой художественной культуре в целом и изобразительном искусстве в частности.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с мировой
художественной культурой, на мой взгляд, действенна и эффективна, а использование информационно-коммуникационных технологий позволят сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Заключение
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет
свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых файлов и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными
возможностями.
Использование информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыло новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Внедрение полихудожественной формы воспитания, изучения предметов эстетического цикла, а так же модернизация технологий образовательной деятельности детей (внедрения информационно-коммуникационных технологий) - все это способствовало формированию мироведения на основе целостной, научно-
художественной картины мира, позволило раскрыть творческие возможности и наклонности детей, их способности к эстетическому мировоззрению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Детская математическая олимпиада» (с использованием социоигровой, информационно-коммуникационной, здоровьесбере
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)...
Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"
Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....
Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»
Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры»
Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...