Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муратова Елена Геннадьевна

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования информационно-коммуникационные технологии.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка и поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. 

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, использовать новые непривычные приёмы объяснения и закрепления, тем более что в игровой форме, повышается непроизвольное внимание детей, помогая при этом развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет разнообразие форм подачи.  

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей поддержки при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности помогает выполнить задание до конца и правильно.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме         вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать и такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В настоящее время в детских садах стали появляться и широко использоваться мультимедийные средства обучения.

Игра - одна из форм практического мышления. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

 Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

 Для этих целей очень хорошо использовать интерактивную доску, в последнее время стали все чаще появляться компьютерные приложения к разным развивающим играм, таким как блоки Дьенеша, палочкам Кюизинера, где ребенок выполнив задание сначала на экране, затем выполняет его с предметами или наоборот.

Разнообразные компьютерные программы, например, программа PowerPoint помогают сделать игру, если раньше при создании игры приходилось вырезать, наклеивать, подбирать долгое время картинки, собирать их, то сейчас это можно сделать используя возможности компьютера. Также исходя из целей занятий можно самим создавать игры используя возможности и программу SMART Notebook с помощью «Конструктора задач» и других приложений можно сделать такие игры как «Парные картинки», «Лото».

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.          

Использование Иформационно Коммуникационных Технологий  в образовательной двигательной деятельности

- это полезная и интересная форма работы, как для педагога, так и для дошкольника. 

Достоинства использования ИКТ  в процессе физкультурно-оздоровительной работы:

— делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
— оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
— обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
— презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
— непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
— спортивные развлечения, досуги, праздники.

 

Информационно-коммуникационные технологии ИКТ и социализация.

 Социализация, как для взрослого, так и для ребенка- это поиск личного комфорта. Проходя этапы личного опыта взаимодействия с окружающими как с близким окружением, так и с обществом в целом, ребенок учится взаимодействовать.  Если ребенок по каким-либо причинам не может выйти из дома, у него есть возможность общаться с помощью телефона, ноутбука в интернете или через мессенджеры.   Но есть и минусы у ребенка развивается способность общения только дистанционно, при личной встречи с обществом, ребенку приходится находить новые способы общения.

И в завершении хочу сказать, что использование ИКТ несет как минусы, так и свои плюсы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами информационно-коммуникационные технологии. ИКТ.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования информационно-коммуникационные технологии.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка и поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. 

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, использовать новые непривычные приёмы объяснения и закрепления, тем более что в игровой форме, повышается непроизвольное внимание детей, помогая при этом развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет разнообразие форм подачи.  

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей поддержки при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности помогает выполнить задание до конца и правильно.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме         вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать и такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

В настоящее время в детских садах стали появляться и широко использоваться мультимедийные средства обучения.

Игра - одна из форм практического мышления. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

 Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

 Для этих целей очень хорошо использовать интерактивную доску, в последнее время стали все чаще появляться компьютерные приложения к разным развивающим играм, таким как блоки Дьенеша, палочкам Кюизинера, где ребенок выполнив задание сначала на экране, затем выполняет его с предметами или наоборот.

Разнообразные компьютерные программы, например, программа PowerPoint помогают сделать игру, если раньше при создании игры приходилось вырезать, наклеивать, подбирать долгое время картинки, собирать их, то сейчас это можно сделать используя возможности компьютера. Также исходя из целей занятий можно самим создавать игры используя возможности и программу SMART Notebook с помощью «Конструктора задач» и других приложений можно сделать такие игры как «Парные картинки», «Лото».

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.          

Использование Иформационно Коммуникационных Технологий  в образовательной двигательной деятельности

- это полезная и интересная форма работы, как для педагога, так и для дошкольника. 

Достоинства использования ИКТ  в процессе физкультурно-оздоровительной работы:

— делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
— оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
— обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
— презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
— непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
— спортивные развлечения, досуги, праздники.

Информационно-коммуникационные технологии ИКТ и социализация.

 Социализация, как для взрослого, так и для ребенка- это поиск личного комфорта. Проходя этапы личного опыта взаимодействия с окружающими как с близким окружением, так и с обществом в целом, ребенок учится взаимодействовать.  Если ребенок по каким-либо причинам не может выйти из дома, у него есть возможность общаться с помощью телефона, ноутбука в интернете или через мессенджеры.   Но есть и минусы у ребенка развивается способность общения только дистанционно, при личной встречи с обществом, ребенку приходится находить новые способы общения.

И в завершении хочу сказать, что использование ИКТ несет как минусы, так и свои плюсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами ИКТ.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования...

Презентация «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие, и воспитание интеллектуальной личности в целом....

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».

        «Развитие аналитического мышления у детей     дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...