Конспект образовательной деятельности с использованием элементов педагогики М.Монтессори
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прокопьева Елена Александровна

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_montessori_zanyatiya.docx153.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов педагогики М.Монтессори в старшей группе компенсирующей направленности

Категория детей: дети с нарушением речи II-III уровень, дети с ЗПР.

Тема: Свойства воды.

Вид организованной деятельности: познавательно-исследовательская.

Цель: расширить представления детей о свойствах воды (вода не имеет вкуса, цвета, формы, запаха)

Задачи:

Образовательная: создание условий для проведения опытов с водой для всех категорий детей,

формирование представлений о том, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы

Развивающая: развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации движений;

развитие произвольной деятельности и концентрации внимания; развивать умение делать выводы об изучаемом объекте посредствам опытов

Воспитательная: развивать умение договариваться друг с другом, дружелюбно относиться к окружающим сверстникам, аккуратно использовать рабочий и игровой материал, содержать его в чистоте и порядке.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие.

Возраст: 5-6 лет

Формы организации: фронтальная и индивидуальная работа, работа по «станциям».

Используемые приёмы:

Традиционные приёмы Монтессори-педагогики:

- работа на линии;

- трёхступенчатый урок;

- урок тишины

 Традиционные приемы:

 - экспериментирование, моделирование, логопедическая (артикуляционная, дыхательная) и пальчиковая гимнастика, речедвигательные игры.

Материал: магнитофон, запись шума воды, набор материалов к опыту №1: поднос, кувшин с водой, прозрачные ёмкости различной формы (с отметкой для уровня воды), резиновая перчатка или надувной шар, воронка, салфетка; набор материалов к опыту №2: поднос, кусочки сладкого яблока и лимона нанизанные на шпажки, небольшие стаканы с водой и ложки по количеству детей, ёмкости с сахаром и солью (подписанные);  

 набор материалов к опыту №3: емкость с кофе, 2-4 половинки лимона, небольшие стаканы с водой и ложки по количеству детей;набор материалов к опыту №3: поднос, прозрачный кувшин с водой, игрушка, модели с обозначением свойств воды №1 и №2.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Приветствие«Ладошки»

-Добрый день!, -педагог приветствует детей, улыбаясь каждому ребёнку, называя по имени касается его ладоней. Дети приветствуют друг друга, касаются ладонями, называя по имени.

II. Работа на эллипсе (линии):

В течении работы педагог оказывает дополнительные виды помощи детям с ЗПР

Речедвигательная игра «Ходят капельки по кругу»

Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом игры.

Дети –Капельки, педагог – Тучка. Тучка подсказывает, что делать Капелькам. Полетели Капельки на землю (дети прыгают по кругу). Скучно стало прыгать поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (дети составляют ручейки-взявшись парами за руки двигаются по кругу). Встретились ручейки и стали большой рекой ( дети соединяются в одну цепочку и двигаются по кругу). Плывут Капельки в большой реке и попадают в океан (соединяются в хоровод и двигаются по кругу).

Пальчиковая гимнастика: «Погодный массаж»

Дети садятся на ковёр.  

Педагог говорит словесную инструкцию, сопровождая показом пальчиковых упражнений.

-Дождь начинается( дети тихо ударяют разными пальцами по коленям, имитируя капли дождя), дождь усиливается ( дети ускоряют темп постукивания пальцев), начался проливной дождь (дети ритмично хлопают  по коленкам), дождь затихает и заканчивается (темп постукивания снижается и останавливается).

Дети встают.

Артикуляционная гимнастика: надувание и втягивание щёк; ударяя кончиком языка в верхние зубы, проговаривать «д-д-д» (барабанит дождь по крыше); закусить нижнюю губу, сделав «зонтик от дождя».

Дыхательная гимнастика:«Воздух после дождя» - глубоко вдыхать воздух через нос (следить, что бы работала диафрагма) и вдыхать через рот.

Педагог предлагает детям пройти и сесть на стулья (стулья расположены полукругом напротив доски, педагог справа).

III. Основная часть:

- Мы сегодня с вами ходили по кругу как капельки, изображали дождь. Как вы думаете, о чём мы сегодня  будем говорить? (дети высказывают свои предположения)

Опыт №1: Педагог обращает внимание на окружающие объекты

 - Скажите какой формы мяч, картина, тарелка? (дети отвечают)

Детям с ЗПР предлагается тактильно исследовать некоторые предметы, обвести контур, повторить название формы.

-  А какой формы вода?

Педагог предлагает подойти к столу с набором материалов к опыту №1 и расположиться полукругом слева от педагога. Наливает воду в стакан.

-Вода сейчас имеет форму стакана.

Наливает воду в емкость другой формы.

-А сейчас какой формы вода?

Предлагает детям налить воду в различные емкости после чего снова спрашивает:

- так какой же формы вода?

Детям с недостаточным моторным развитием предлагаются сосуды с широким горлышком, оказывается организующая помощь.

Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда.

Дети с педагогом подходят к доске, педагог  презентует модель № 1

-Эта модель обозначает, что вода не имеет формы, она жидкая.

Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.

STP67814

Опыт №2:- А кто знает,  какой у воды вкус?

Педагог предлагает пройти к столику с набором материалов к опыту №2. Дает попробовать кусочек яблока, лимона.

-Какой вкус у яблока, какой вкус у лимона.

Педагог предлагает попробовать воду из стаканчиков.

-А какой вкус у воды?

Предлагает растворить одним детям в стаканчиках сахар, а другим растворить соль, размешать, затем попробовать. Дети с ЗПР расположены слева от педагога, действия осуществляют по подражанию и показу.

-Какой сейчас вкус у воды?

Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет вкуса  и принимает вкус растворенного в ней вещества

Педагог подходит к доске и презентует модель №2

- Эта модель означает, что вода не имеет вкуса.

Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.

STP67819

Опыт №3:- Чем пахнет вода?

Педагог предлагает пройти к столику с набором материалов к опыту №3.

Предлагает понюхать лимон, емкость с кофе, водой (демонстрирует правильные движения определения запаха: кусочек продукта или емкость располагают на уровне лица, кисть руки осуществляет вращательные движения, направляя потоки воздуха к носу, плавный вдох).

-Чем пахнет?

Предлагает одним детям растворить в стакане с водой кофе, другим выдавить в стаканы с водой несколько капель лимона. Дети с ЗПР расположены слева от педагога, действия осуществляют по подражанию и показу.

-А сейчас чем пахнет?

Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет запаха и принимает запах растворенного в ней вещества.

Педагог подходит к доске и презентует модель №3

- Эта модель означает, что вода не имеет запаха.

Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.

STP67820

Опыт №4:Какого цвета яблоко, лимон, кофе и т.д.?

-А какого цвета вода?

Педагог  ставит куклу за стеклянным кувшином с водой.

-Вы видите игрушку? Кто спрятался за кувшином?

Предлагает одному ребёнку с ЗПР спрятать за кувшин любой другой предмет на выбор, другому назвать этот предмет.

Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет цвета, она прозрачная и презентует модель №4

- Эта модель означает, что вода не имеет цвета, она прозрачная.

Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.

STP67817

Трёхступенчатый урок:

педагог проговаривает название моделей;

педагог просит показать модели;

педагог просит назвать модели.

IV. Урок тишины.

Педагог приглашает детей присесть на ковёр по кругу, включает негромко магнитофон с записью шума воды.

-Ребята, закройте глаза и протяните руку ладонью кверху. (Помогает детям с ЗПР принять нужное положение) Глаза откроете, когда почувствуете прикосновение воды к ладони. (повторяет инструкцию)Урок закончится тогда, когда все откроют глаза.

Педагог по очереди капает из пипетки на ладони детей воду. Когда все дети открывают глаза, магнитофон с записью шума воды выключает.

V. Рефлексия: (итог занятия)

Педагог задаёт вопросы:

-Чем мы сегодня занимались?

-Какие свойства воды вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

Дети  рассказывают о проделанной работе на занятии, делятся впечатлениями.

После обсуждения педагог предлагает детям навести порядок на рабочих столах с материалом,  используемом на занятии. Дети моют стаканы и ложечки, протирают разносы, протирают столы. Педагог, по мере необходимости, оказывает организующую и обучающую помощь.

Примечание: после занятия в развивающей среде группы остаётся набор материалов к опыту №1 «Переливание воды в сосуды и ёмкости разной формы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов методики М. Монтессори в 1 младшей группе "Матрешки"

Цели: вызвать интерес к новой игрушке, учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия «большой», «маленький», «один», «много», учить детей использоват...

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности  Приоритетн...