Конспект образовательной деятельности с использованием элементов педагогики М.Монтессори
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_montessori_zanyatiya.docx | 153.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с использованием элементов педагогики М.Монтессори в старшей группе компенсирующей направленности
Категория детей: дети с нарушением речи II-III уровень, дети с ЗПР.
Тема: Свойства воды.
Вид организованной деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: расширить представления детей о свойствах воды (вода не имеет вкуса, цвета, формы, запаха)
Задачи:
Образовательная: создание условий для проведения опытов с водой для всех категорий детей,
формирование представлений о том, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы
Развивающая: развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации движений;
развитие произвольной деятельности и концентрации внимания; развивать умение делать выводы об изучаемом объекте посредствам опытов
Воспитательная: развивать умение договариваться друг с другом, дружелюбно относиться к окружающим сверстникам, аккуратно использовать рабочий и игровой материал, содержать его в чистоте и порядке.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие.
Возраст: 5-6 лет
Формы организации: фронтальная и индивидуальная работа, работа по «станциям».
Используемые приёмы:
Традиционные приёмы Монтессори-педагогики:
- работа на линии;
- трёхступенчатый урок;
- урок тишины
Традиционные приемы:
- экспериментирование, моделирование, логопедическая (артикуляционная, дыхательная) и пальчиковая гимнастика, речедвигательные игры.
Материал: магнитофон, запись шума воды, набор материалов к опыту №1: поднос, кувшин с водой, прозрачные ёмкости различной формы (с отметкой для уровня воды), резиновая перчатка или надувной шар, воронка, салфетка; набор материалов к опыту №2: поднос, кусочки сладкого яблока и лимона нанизанные на шпажки, небольшие стаканы с водой и ложки по количеству детей, ёмкости с сахаром и солью (подписанные);
набор материалов к опыту №3: емкость с кофе, 2-4 половинки лимона, небольшие стаканы с водой и ложки по количеству детей;набор материалов к опыту №3: поднос, прозрачный кувшин с водой, игрушка, модели с обозначением свойств воды №1 и №2.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Приветствие«Ладошки»
-Добрый день!, -педагог приветствует детей, улыбаясь каждому ребёнку, называя по имени касается его ладоней. Дети приветствуют друг друга, касаются ладонями, называя по имени.
II. Работа на эллипсе (линии):
В течении работы педагог оказывает дополнительные виды помощи детям с ЗПР
Речедвигательная игра «Ходят капельки по кругу»
Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом игры.
Дети –Капельки, педагог – Тучка. Тучка подсказывает, что делать Капелькам. Полетели Капельки на землю (дети прыгают по кругу). Скучно стало прыгать поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (дети составляют ручейки-взявшись парами за руки двигаются по кругу). Встретились ручейки и стали большой рекой ( дети соединяются в одну цепочку и двигаются по кругу). Плывут Капельки в большой реке и попадают в океан (соединяются в хоровод и двигаются по кругу).
Пальчиковая гимнастика: «Погодный массаж»
Дети садятся на ковёр.
Педагог говорит словесную инструкцию, сопровождая показом пальчиковых упражнений.
-Дождь начинается( дети тихо ударяют разными пальцами по коленям, имитируя капли дождя), дождь усиливается ( дети ускоряют темп постукивания пальцев), начался проливной дождь (дети ритмично хлопают по коленкам), дождь затихает и заканчивается (темп постукивания снижается и останавливается).
Дети встают.
Артикуляционная гимнастика: надувание и втягивание щёк; ударяя кончиком языка в верхние зубы, проговаривать «д-д-д» (барабанит дождь по крыше); закусить нижнюю губу, сделав «зонтик от дождя».
Дыхательная гимнастика:«Воздух после дождя» - глубоко вдыхать воздух через нос (следить, что бы работала диафрагма) и вдыхать через рот.
Педагог предлагает детям пройти и сесть на стулья (стулья расположены полукругом напротив доски, педагог справа).
III. Основная часть:
- Мы сегодня с вами ходили по кругу как капельки, изображали дождь. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (дети высказывают свои предположения)
Опыт №1: Педагог обращает внимание на окружающие объекты
- Скажите какой формы мяч, картина, тарелка? (дети отвечают)
Детям с ЗПР предлагается тактильно исследовать некоторые предметы, обвести контур, повторить название формы.
- А какой формы вода?
Педагог предлагает подойти к столу с набором материалов к опыту №1 и расположиться полукругом слева от педагога. Наливает воду в стакан.
-Вода сейчас имеет форму стакана.
Наливает воду в емкость другой формы.
-А сейчас какой формы вода?
Предлагает детям налить воду в различные емкости после чего снова спрашивает:
- так какой же формы вода?
Детям с недостаточным моторным развитием предлагаются сосуды с широким горлышком, оказывается организующая помощь.
Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда.
Дети с педагогом подходят к доске, педагог презентует модель № 1
-Эта модель обозначает, что вода не имеет формы, она жидкая.
Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.
Опыт №2:- А кто знает, какой у воды вкус?
Педагог предлагает пройти к столику с набором материалов к опыту №2. Дает попробовать кусочек яблока, лимона.
-Какой вкус у яблока, какой вкус у лимона.
Педагог предлагает попробовать воду из стаканчиков.
-А какой вкус у воды?
Предлагает растворить одним детям в стаканчиках сахар, а другим растворить соль, размешать, затем попробовать. Дети с ЗПР расположены слева от педагога, действия осуществляют по подражанию и показу.
-Какой сейчас вкус у воды?
Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет вкуса и принимает вкус растворенного в ней вещества
Педагог подходит к доске и презентует модель №2
- Эта модель означает, что вода не имеет вкуса.
Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.
Опыт №3:- Чем пахнет вода?
Педагог предлагает пройти к столику с набором материалов к опыту №3.
Предлагает понюхать лимон, емкость с кофе, водой (демонстрирует правильные движения определения запаха: кусочек продукта или емкость располагают на уровне лица, кисть руки осуществляет вращательные движения, направляя потоки воздуха к носу, плавный вдох).
-Чем пахнет?
Предлагает одним детям растворить в стакане с водой кофе, другим выдавить в стаканы с водой несколько капель лимона. Дети с ЗПР расположены слева от педагога, действия осуществляют по подражанию и показу.
-А сейчас чем пахнет?
Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет запаха и принимает запах растворенного в ней вещества.
Педагог подходит к доске и презентует модель №3
- Эта модель означает, что вода не имеет запаха.
Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.
Опыт №4:Какого цвета яблоко, лимон, кофе и т.д.?
-А какого цвета вода?
Педагог ставит куклу за стеклянным кувшином с водой.
-Вы видите игрушку? Кто спрятался за кувшином?
Предлагает одному ребёнку с ЗПР спрятать за кувшин любой другой предмет на выбор, другому назвать этот предмет.
Педагог подводит детей к выводу, что вода не имеет цвета, она прозрачная и презентует модель №4
- Эта модель означает, что вода не имеет цвета, она прозрачная.
Предлагает ребёнку с ЗПР установить модель на доску и повторить название.
Трёхступенчатый урок:
педагог проговаривает название моделей;
педагог просит показать модели;
педагог просит назвать модели.
IV. Урок тишины.
Педагог приглашает детей присесть на ковёр по кругу, включает негромко магнитофон с записью шума воды.
-Ребята, закройте глаза и протяните руку ладонью кверху. (Помогает детям с ЗПР принять нужное положение) Глаза откроете, когда почувствуете прикосновение воды к ладони. (повторяет инструкцию)Урок закончится тогда, когда все откроют глаза.
Педагог по очереди капает из пипетки на ладони детей воду. Когда все дети открывают глаза, магнитофон с записью шума воды выключает.
V. Рефлексия: (итог занятия)
Педагог задаёт вопросы:
-Чем мы сегодня занимались?
-Какие свойства воды вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
Дети рассказывают о проделанной работе на занятии, делятся впечатлениями.
После обсуждения педагог предлагает детям навести порядок на рабочих столах с материалом, используемом на занятии. Дети моют стаканы и ложечки, протирают разносы, протирают столы. Педагог, по мере необходимости, оказывает организующую и обучающую помощь.
Примечание: после занятия в развивающей среде группы остаётся набор материалов к опыту №1 «Переливание воды в сосуды и ёмкости разной формы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов методики М. Монтессори в 1 младшей группе "Матрешки"
Цели: вызвать интерес к новой игрушке, учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия «большой», «маленький», «один», «много», учить детей использоват...
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...
Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетн...