Психолого - педагогическое обследование ребенка с интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике
Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, перечисляются методы и методики обследования развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskoe_obsledovanie_.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогическое обследование ребенка
с интеллектуальной недостаточностью.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.
Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. Обследование проводиться 3 раза в год (в начале года, в середине года, в конце года). Данные полученные в ходе обследования учитель – дефектолог заносит в «Карту развития ребенка». По результатам психолого – педагогического обследования, проведенного в начале года, планируется работа на учебный год. Группа детей делиться на небольшие подгруппы, выстраивается индивидуальная работа с каждым из воспитанников. Проведение контрольных срезов в течение учебного года дает возможность отслеживать динамику в развитии детей, вносить коррективы в содержание реализуемых программ.
В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.
Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе, как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.
Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.
Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оцениваются:
- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
- характер игры (однообразная, творческая);
- поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования. Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.
Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- игровой характер заданий;
- учет уровня развития познавательной деятельности.
Методы психолого – педагогической диагностики:
- наблюдение,
-беседа,
- психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой
-анализ результатов продуктивной деятельности
-метод опроса родителей.
При проведении исследования важно учитывать:
- как ребенок принимает задание;
- как понимает условие задания;
- способы выполнения задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату деятельности
- речевое сопровождение.
Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.
- Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения. Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
- Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия. Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
- Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
- Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
- Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота представлений о цвете, форме, величине.
- Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
- Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
- Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
- Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
- Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
- Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления. Пространственные представления.
- Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.
Методики обследования развития детей:
- Методика «Оценка зрительного восприятия» (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие)
- Методика «Нанизывание» (методика используется различными авторами А.Л.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. )
- Методика «Сличение предмета и его изображения»
- Методика Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» (определение интеллектуального развития)
- Методика «Разборка и складывание пирамидки» (Автор: С. Д. Забрамная)
- Методика «Узнавание реалистических изображений» (Методика А.Р. Лурия)
- Методика «Разбери и сложи матрешку» (Автор: С. Д. Забрамная)
- Методика «Доски Сегена» (предложенная Э. Сегеном)
- Методика «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард).
- Методика «Разрезные картинки» . (Автор Бернштейн, 1911 . Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой).
Методика «Мозаика» (Автор: М.М. Семаго).
- Методика «Детская предметная классификация» (Выготский, 1982).
- Методика «Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений» (Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия)
- Методика «Сюжетные картинки» (Автор С.Д.Забрамная)
- Методика Пьерона-Рузера (В своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963))
- Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном)
- Методика «Кубики Кооса» (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в тест Векслера
- Методика «Пространственные ориентации» (Автор: С.Д. Забрамная).
- Методика «Чего не хватает?» (Автор: Немов Р.С.)
- Методика «Исключение предметов» (Рубинштейн, 1970) Методика «Четвертое лишнее» (Автор: Е.Л.Агаева)
- Методика «10 слов» (Автор: А.Р. Лурия)
- Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах» (Отечественным исследователем, впервые описавшем и использовавшем для исследования эту методику следует считать А.Н. Бернштейна (Бернштейн, 1911))
- Методика «Нелепицы» (Бернштейн, 1911)
- Методика «Серия сюжетных картинок» (Автор: С.Д. Забрамная)
- Методика «Цветовой тест» (Автор: М. Люшер)
- Методика «Диктант» (Автор: Д.Б. Эльконин)
- Методика изучения математического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой и др.)
- Методика «Установление последовательности событий» (Автор Бернштейн, 1911. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др.)
- Методика обследования связной речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей)
- Методика обследования грамматического речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...
Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии
В работе представлен материал по психолого-педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии, оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При...
Карта психолого педагогического обследования дошкольника
Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...
Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"
адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий....
Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.
Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....
Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.
Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....
Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...