Психолого - педагогическое обследование ребенка с интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике

Костюкова Ольга Игоревна

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования. В статье кратко рассказывается о диагностике детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, перечисляются методы и методики обследования развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo_-_pedagogicheskoe_obsledovanie_.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого - педагогическое обследование ребенка

с интеллектуальной недостаточностью.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования.  Обследование проводиться  3 раза в год (в начале года, в середине года, в конце года). Данные полученные в ходе обследования учитель – дефектолог заносит в  «Карту развития ребенка». По результатам психолого – педагогического обследования, проведенного в начале года, планируется  работа на учебный год. Группа детей делиться на небольшие подгруппы, выстраивается индивидуальная работа с каждым из воспитанников. Проведение контрольных срезов в течение учебного  года дает возможность отслеживать динамику в развитии детей, вносить коррективы в содержание реализуемых программ.

В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.

Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства  с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе,  как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.

Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.

Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

Оцениваются:

  •  проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  •  выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  •  адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  •  возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  •  характер игры (однообразная, творческая);
  •  поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

   В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования.  Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.

Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

  •  создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  •  предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  •  чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  •  игровой характер заданий;
  •  учет уровня развития познавательной деятельности.

Методы психолого – педагогической диагностики:

- наблюдение,

-беседа,

- психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой

-анализ результатов продуктивной деятельности

-метод опроса родителей.

При проведении исследования важно учитывать:

  • как ребенок принимает  задание;
  • как  понимает  условие задания;
  •  способы выполнения  задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  •  обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности
  • речевое сопровождение.

Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.

  1. Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения.  Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
  2. Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия.  Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
  3. Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
  4. Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
  5. Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота  представлений о цвете, форме, величине.
  6. Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
  7. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
  8. Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
  9. Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
  10.  Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
  11.  Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления.  Пространственные представления.
  12.  Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.

Методики обследования развития детей:

  • Методика «Оценка зрительного восприятия»  (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие)
  • Методика «Нанизывание»  (методика используется различными авторами  А.Л.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. )
  • Методика «Сличение предмета и его изображения»
  • Методика Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» (определение интеллектуального развития)
  • Методика «Разборка и складывание пирамидки» (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Узнавание реалистических изображений» (Методика А.Р. Лурия)
  • Методика «Разбери и сложи матрешку»  (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Доски Сегена»  (предложенная Э. Сегеном)
  • Методика «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард).
  • Методика «Разрезные картинки» . (Автор Бернштейн, 1911 . Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой).
  • Методика «Мозаика» (Автор: М.М. Семаго).

  • Методика «Детская предметная классификация» (Выготский, 1982).
  • Методика «Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений» (Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия)
  • Методика «Сюжетные картинки» (Автор С.Д.Забрамная)
  • Методика Пьерона-Рузера (В своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963))
  • Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном)
  • Методика «Кубики Кооса» (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в тест Векслера
  • Методика «Пространственные ориентации»  (Автор: С.Д. Забрамная).
  • Методика «Чего не хватает?»  (Автор: Немов Р.С.)
  • Методика «Исключение предметов»  (Рубинштейн, 1970) Методика «Четвертое лишнее» (Автор: Е.Л.Агаева)
  • Методика «10 слов» (Автор: А.Р. Лурия)
  • Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах»  (Отечественным исследователем, впервые описавшем и использовавшем для исследования эту методику следует считать А.Н. Бернштейна (Бернштейн, 1911))
  • Методика «Нелепицы» (Бернштейн, 1911)
  • Методика «Серия сюжетных картинок» (Автор: С.Д. Забрамная)
  • Методика «Цветовой тест» (Автор: М. Люшер)
  • Методика «Диктант» (Автор: Д.Б. Эльконин)
  • Методика изучения математического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой,  С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой  и др.)
  • Методика «Установление последовательности событий» (Автор Бернштейн, 1911. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др.)
  • Методика обследования связной речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей)
  • Методика обследования грамматического речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии

В работе представлен материал по психолого-педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии, оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При...

Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...

Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"

адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий....

Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....

Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР старшего возраста.

Данный материал полезен для дефектологов и психологов, работающих с группой детей с ЗПР среднего возраста....

Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)

Пример заполнения протокола по реультатам  психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...