Полный анализ занятия в старшей группе с ЗПР компенсирующей направленности. Сюжетно-ролевая игра «Профессия - парикмахер»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Полный анализ занятия в старшей группе с ЗПР компенсирующей направленности со сторон организации занятия, дидактической (сложность материала, объём и т.д.), реализации воспитательных задач и коррекционно-развивающих. В конце сформирован вывод относительно проведённого занятия.
Данный материал можно использовать как схему для составления собственного анализа, так и для ознакомления с задачами, результатами занятия в группе детей с задержкой психического развития. Анализ занятия также помогает для построения общей и направленной на коррекцию (компенсацию) деятельности с особенными детьми, саморефлексии, формирования конспектов занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полный анализ занятия
в старшей группе ЗПР компенсирующей направленности.
Сюжетно-ролевая игра «Профессия – парикмахер»
Тема занятия: «Профессия - парикмахер»
Раздел программы: сюжетно-ролевая игра
Группа: старшая группа с задержкой психического развития (ЗПР)
Детский сад № компенсирующего вида района СПб
Дата проведения:
Воспитатель:
Анализ занятия проведен студенткой курса, факультета коррекционной педагогики
I. Организация занятия
Занятие в виде сюжетно-ролевой игры проводилось в старшей группе детей с задержкой психического развития, 2 – 3 года обучения, по теме: «Профессия - парикмахер». Оно длилось 15 минут и состояло из трех основных частей. Вводная часть началась со стихотворения и предложения воспитателя «попробовать себя в роли одной из профессий». Все дети сидели за столиком и им предложили загадку, с помощью которой они должны были определить, какую из профессий они сейчас будут рассматривать. После верной отгадки воспитатель задал вопрос: «А что делает парикмахер?» и дети перечисляли ответы. Далее шла дидактическая игра, где дети должны были отыскать среди предложенных картинок ту, на которой был изображен парикмахер, и самостоятельно выделить признаки, по которым они это определили (расческа, специальный халат и т. д.). После с помощью мешочка была проведена еще одна дидактическая игра, где надо было среди различных инструментов найти те, которые требуются для работы парикмахера и рассказать об их применении. Через физминутку «Поездка на машине» занятие переходит к основной части, собственно к самой сюжетно-ролевой игре. Самого парикмахера воспитатель выбирает с помощью считалочки, а затем отправляет выбранного ребенка готовить свое рабочее место, пока остальным детям выдаются порядковые номера (повторение цифр) для посещения парикмахерской. Так же воспитатель помогает подготовить рабочее место. Во время игры воспитатель активно подсказывает «парикмахеру» (выполняет косвенную роль), что можно сделать (прическу, помыть голову и т. п.), а также проводит индивидуальную работу с «ожидающим посетителем», показывая ему каталог с прическами для мальчиков и девочек. После воспитатель принимает непосредственное участие в игре становясь последним посетителем в парикмахерской. Во время этого этапа тренируются коммуникативные навыки: приветствие, прощание, благодарность за выполненную работу; проигрывается поведение в парикмахерской (парикмахер и клиент); формируется и закрепляется представления об использовании парикмахерских инструментов (расческа, шампунь, ножницы, передник и т. п.). Далее начинается заключительный этап, в котором парикмахерская закрывается и с помощью разминки «Поездка на машине» дети возвращаются за столик, где вместе с воспитателем подводят итоги занятия («Что понравилось в сегодняшнем занятии?»). Затем воспитатель объявил о том, что занятие окончено.
Структура занятия соответствовала заявленным целям. Выбранные методы работы – дидактические игры, подвижные игры, обобщающая беседа и сама сюжетно-ролевая игра были скомбинированы таким образом, чтобы на протяжении всего занятия осуществлялась смена видов деятельности.
Воспитатель был полностью готов к занятию, было подготовлено все нужное оборудование (мешочек, инструменты, иллюстрированные картинки, художественная литература), отсутствовали какие-либо заминки во время занятия. Тон воспитателя всегда был доброжелательный, речь выразительна.
Занятие было построено так, чтобы сначала все дети вспомнили основы профессии и инструменты, которые были для нее необходимы, то есть подготовились к сюжетно-ролевой игре, а только потом были введены в саму игру.
II. Дидактическая сторона занятия
Дидактические цели занятия были реализованы в полной мере. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились со всеми заданиями. Занятие было связано с предыдущими, так как дети уже начинали свое знакомство с профессией парикмахера ранее. Сложность материала и объем соответствовали возрасту детей и их индивидуальным особенностям.
Дидактический материал был подобран верно, он был подобран как для индивидуальной (например, каталог с прическами), так и для групповой работы (например, иллюстрированные картинки). Интерес детей не угасал на протяжении всего занятия. Дети старались отвечать на вопросы и никогда не оставались безучастными к любому заданию и самой игре. Речь педагога была построена правильно, была логично изложенной, все инструкции были четки и понятны, поэтому дети легко ориентировались в каждом задании в занятии. Комбинация словесных, наглядных и практических методов формирования программных знаний реализует смену видов деятельности, не давая детям уставать от однообразной работы. Педагог принимал участие в занятии как косвенно (подсказки), так и непосредственно в самой игре (в виде клиента), формируя и закрепляя тем самым умения и навыки по поведению в парикмахерской, знания об используемых в парикмахерской инструментов. Присутствовали как самостоятельная деятельность ребенка, так и действия по словесной инструкции и образцу. В занятии, помимо основной сюжетно-ролевой игры, присутствовали подвижные игры (физминутки), дидактические игры, беседа.
III. Воспитательная сторона занятия
Воспитательные задачи во время были реализованы. Дети закрепили знания о такой жизненно необходимой профессии, как парикмахер, и действиях, которые он осуществляет. Так же была рассмотрена роль клиента и знания о ней тоже были сформированы и закреплены. Была закреплено и сформировано представление об используемых инструментах. На протяжении всей игры дети были внимательны и сконцентрированы, не перебивали друг друга и помогали в ответах на вопросы. Также проявили уважение к труду взрослого и с интересом взаимодействовали не только между собой, но и с воспитателем. Все наглядные пособия детьми были приняты с энтузиазмом, было проявлено положительное отношение к тому к шутке. Все задания были выполнены полностью от начала и до конца. В каждом из них дети проявляли самостоятельность и соблюдали последовательность, ориентируясь на подсказки воспитателя. Наглядные пособия были доступные и яркие, что привлекало внимание детей. Они были предложены не только для создания положительного эмоционально-развлекательного фона, но и они стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устные высказывания детей и были направлены на решение определенной дидактической задачи.
IV. Коррекционно-развивающая сторона занятия
Постановка и реализация коррекционно-развивающих задач выполнена успешно. Происходило активное и пассивное развитие словаря детей; было продолжение формирования постановки в речи согласовывания глагола с существительным; были закреплены обобщающие понятия, такие как профессия и инструменты. Присутствовало повторение цифр и навыков счета (от 1 до 3). Были сформированы навыки ролевого поведения, умение моделировать ситуацию на заданную тему. Развивалось слуховое (вопросы, подсказки) и зрительное (цифры, показ действий) внимание и восприятие.
Для формирования полных и точных представлений были предоставлены инструменты для парикмахерской: ножницы, передник и т. д.
Речь детей была нарушена, у некоторых детей слова произносились очень невнятно, присутствовала односложная речь. Речевая активность детей, благодаря постоянному диалогу воспитателя с ними, была высокой. Дети общались во время игры между собой. Приветствовали, благодарили за прически, прощались, выражали свои пожелания по поводу парикмахерских процедур.
V. Выводы
Цели и задачи были постановлены четко, методы и приемы обучения были выбраны в соответствии с возрастом и учетом индивидуальных особенностей детей, структура перехода занятия «от простого к сложному», где было уделено достаточно времени подготовительному этапу – все это помогло закончить занятие с положительным результатом. Со всеми заданиями дети справились, отторжение или непонимание предоставленного материала не присутствовало. Недостатков в занятии не было замечено, оно прошло довольно интересно и быстро, с включением дидактических игр и физминутки.
Для совершенствования занятия можно предложить включение каких-либо новых предметов и других дидактических игр по теме парикмахерской (например, сбор разрезных картинок).
В целом занятие было продуктивным, захватывающим и интересным на протяжении всего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по подготовке к организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека"
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по подготовке к организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека"...
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим с использованием ИКТ "Профессия – строитель"
Цель: Расширение представления о профессии строителя.Задачи:Ø Продолжение знакомства с различными строительными материалами;Ø Побуждать к оказанию помощи нуждающимся в этом;Ø Обогаще...
Конспект открытого занятия в средней группе по ПДД с элементами сюжетно-ролевой игры «Путешествие в автобусе».
Это занятие я проводила, как заключительный этап по своей работе: ПДД для детей средней группы детского сада....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы " Социиально-личностное воспитание посредством сюжетно-ролевых и дидактических игр."
Самые любимые игры. Использую их в своей работе практически ежедневно. Картотека - удобный инструмент в работе. Надеюсь и вам, уважаемые коллеги, будет отличный помощник. ...
«Особенности коррекционной работы в Старшей группе №3 «Сказочники» компенсирующей направленности"
Группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыта с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и инт...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам мониторинга в старшей группе № 4 «Звёздочки» компенсирующей направленности для детей 2020/2021 уч.г. Воспитатель: Сидалинова Г.Р.
Аналитическая справка...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада компенсирующей направленности.
Познакомить с некоторыми органами чувств и их назначением (уши – слышать и узнавать звуки, нос – узнавать запах, язык – определять вкус, пальцы - определять форму и...