Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по подготовке к организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по подготовке к организации сюжетно-ролевой игры "Библиотека"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по подготовке к организации сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
Цель: Сформировать устойчивый навык бережного отношения к книгам. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Дать знания о роли библиотеки, о работниках этого учреждения. Формировать у детей интерес к книге через творческую и познавательную деятельность. Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность. Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь словами: абонемент, читальный зал, формуляр, читатели.
Предшествующая работа: обустройство книжного уголка; изготовление детьми совместно с родителями книг с произведениями (сказками, рассказами, стихами) собственного сочинения, подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Строитель»; исследование свойств глины, бумаги, камня, воска; посещение городской библиотеки семейного чтения; заучивание правил поведения в библиотеке в стихах; ремонт книг.
Материалы и оборудование: предметы книжного уголка: книги, журналы, картотека, формуляры, портреты поэтов и писателей, набор для ремонта книг; сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Магазин», «Больница» «Дочки-матери», «Строитель». Заготовки для формуляров, кисти, подставка для кисти, клей, клеёнки, салфетки, контейнер для обрезков, бумажные полоски размером 3см х 6см для вырезывания геометрических фигур, заготовка для наклеивания кармашка на формуляр (на каждого ребёнка).
Методические приёмы:
1. Организационный момент;
2. Беседа;
3. Просмотр презентации об истории создания книги и появлении библиотек;
4. Вопросы и ответы;
5. Изготовление формуляров для сюжетно-ролевой игры «Библиотека»;
6. Напоминание приемов вырезывания и наклеивания;
7. Самостоятельная работа детей;
8. Повторение правил обращения с книгами, поведения в библиотеке;
9. Распределение ролей;
10. Объединение сюжетов.
Содержание.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и послушайте стихотворение:
«Мир весенний, голубой, И приводит за собой
Март спешит к апрелю, Книжкину неделю!»
Каждый год в апреле проходит «Книжкина неделя». Она посвящена книгам.
Хотите узнать, как появились книги?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда проходите в видеозал, занимайте свои места, внимательно слушайте и смотрите на экран. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
«Самой первой книгой на земле был сам человек. Он охотился, приручал животных, обрабатывал землю и при этом все свои мысли и знания носил в себе – хранил в своей памяти. Но человеческая память не может сохранить все мысли и знания навсегда. Ребята, что можно сделать, чтобы мысли и знания человека никогда не забывались?
Дети: Чтобы мысли не забывались можно рассказать о них другому человеку.
Воспитатель: Правильно, ребята. Человек делился своими знаниями и мыслями с другими людьми. Но однажды люди заметили, что на земле остаются следы их рук, ног, различных предметов и поняли, что мысли можно хранить в рисунках на земле. Но после дождя все рисунки стирались. И люди стали зарисовывать свои мысли на стенах своего жилища - в пещере. Чаще всего они рисовали животных (зубров, мамонтов, лосей, кабанов). Вскоре места для рисунков на стенах пещеры не осталось. И человек начал рисовать на огромных камнях, которые росли прямо из земли на берегах рек. Теперь люди изображали не только животных, но и различные знаки, похожие на буквы. Камни с различными записями и рисунками учёные называют каменными книгами. Ребята, удобно ли было читать каменные книги?
Дети: Нет, неудобно, потому что они были очень тяжёлыми.
Воспитатель: Правильно, ребята. Тогда люди стали думать, как облегчить книгу. И научились делать узелковые книги . На верёвке завязывали узелки. Каждый узелок обозначал букву или знак. Одна верёвка с узелками вмещала одну страницу, а несколько веревок, связанных между собой считались книгой. Как вы думаете, ребята, удобно ли было хранить узелковые книги?
Дети: Узелковые книги было неудобно хранить, потому что могли развязаться узелки и переплестись верёвки. И люди не смогли бы прочитать такие книги.
Воспитатель: Да, правильно. Тогда люди научились работать с глиной. Из влажной глины они делали таблички, разглаживали их руками на поверхности камня и писали на влажной глине острой деревянной палочкой. Затем сушили таблички на солнце. Они твердели, превращались в страницы глиняной книги, которые складывали друг на друга и хранили в сухом тёмном месте. Однажды учёные нашли под землёй большие мешки, наполненные глиняными табличками. Так люди узнали, что когда-то давно были глиняные книги. А мешки с табличками – это первые в мире библиотеки. Ребята, удобно ли было пользоваться глиняными книгами? Дети: Глиняные книги были тяжёлыми, и если падали, то могли разбиться.
Воспитатель: Правильно, ребята. А вот в Древнем Египте люди писали на папирусе. Папирус – это болотное растение, похожее на камыш. Высота его могла быть с двухэтажный дом. Стебли его гладкие, и египтяне научились выделывать их так, что получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. А вот в городе Пергаме научились выделывать шкуры животных так, что на них тоже можно было писать. В Древней Руси писали на бересте – белой берёзовой коре. Эти материалы были очень хрупкими, поэтому их сворачивали в свитки и хранили в специальных футлярах.
Также были книги, сделанные из воска. В деревянные рамки заливали горячий воск. После того как воск становился холодным и застывал, на нём писали острой деревянной палочкой. Ребята, почему нельзя писать на горячем воске?
Дети: На горячем воске нельзя писать, потому что можно обжечься. Воспитатель: Правильно. К тому же горячий воск жидкий, как вода. Значит, все рисунки и надписи растекутся по его поверхности.
Из всех этих материалов очень трудно было сделать книгу. И вот, наконец, в Китае придумали, как делать бумагу. Способ изготовления бумаги китайцы очень долго держали в секрете. Но однажды арабы разбили китайское войско. У пленных китайцев арабы выпытали, как делать бумагу. Вскоре во всём мире люди научились делать бумагу. И тогда появились первые бумажные книги. Сначала книги из бумаги люди писали вручную. Этим занимались монахи в монастырях. Их называли писцы. Они трудились днём и ночью, не покладая рук. Ребята, что обозначает выражение «не покладая рук»?
Дети: Не покладая рук, обозначает, что писцы трудились без отдыха, чтобы быстрее написать книгу.
Воспитатель: Правильно ребята. Писать книги вручную было сложно и очень долго. Поэтому писцы собирались вместе и помогали друг другу писать книги. Так появлялись рукописные мастерские. Писцам помогали художники. Они украшали книги рисунками, чтобы людям было интересней читать. Со временем в монастырях накопилось очень много книг. Ребята, где хранят книги?
Дети: Книги хранят на полках в библиотеке.
Воспитатель: Да, правильно. Книги хранили на полках в специальных комнатах. Так появились первые библиотеки в монастырях. Люди брали в библиотеке книги домой, читали их, и снова возвращали в библиотеку, чтобы другие люди могли их прочитать. Потом в монастырях стали появляться первые школы. Детей отправляли на «учение книжное в библиотеку» и учили их читать, писать, правильно себя вести.
Вскоре книги стали появляться быстрее, потому, что в Германии придумали печатный станок. Его изобрёл Иоганн Гутенберг. Для печати на станке применяли металлические буквы – литеры. На них наносилась краска, прижимался лист бумаги, и отпечатывались буквы. Люди стали печатать книги не на одном станке, а сразу на нескольких станках. Так появились книгопечатные мастерские. С каждым днём появлялось всё больше и больше книг. Их отправляли на хранение в городские библиотеки.
Самыми известными библиотекарями были Иван Андреевич Крылов, Самуил Яковлевич Маршак. Они сами писали книги, а также собирали по всему миру. Так появились у них свои библиотеки. В которые записывались читатели.
Сейчас нас окружают современные яркие, красочные книги. Но самым последним изобретением человека является электронная книга. В электронных книгах хранится информация из разных других книг. Появились даже электронные библиотеки – медиатеки. В них можно записаться и брать книги через интернет. Ребята, а вам какие книги больше нравятся бумажные или электронные?
Дети: Игорь: - Электронные.
Воспитатель: - Почему?
- Потому что они самые новые.
Лера: - А мне больше нравятся бумажные книги, потому что их приятно брать в руки, листать страницы.
Юра: А мне нравится, как пахнут бумажные книги.
Воспитатель: - Может ли электронная книга принести человеку вред?
Дети: - Если будешь читать электронные книги, то будут плохо видеть глаза.
Воспитатель: - Правильно ребята. Может ухудшиться зрение.
- Ребята, как нужно обращаться с книгами, чтобы они всегда были чистыми и красивыми?
Дети: - Нельзя брать книгу грязными руками.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя в книгах писать и рисовать.
Воспитатель: - А можно ли с книгой садиться за стол обедать?
Дети: - Нельзя читать книги во время еды, потому что можно случайно облить книгу супом.
- А ещё нельзя оставлять книгу на улице. Её может намочить дождь.
Воспитатель: Ребята, а если у книги разорван лист, помятые и грязные страницы, что нужно сделать?
Дети: - Нужно заклеить рваные листы скотчем.
- Мятую страницу разгладить утюгом.
- Грязные следы нужно стереть ластиком.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А помните мы с вами недавно ходили на экскурсию в библиотеку? Познакомились с библиотекарями. Узнали, какие отделы есть в библиотеке. Кто из вас помнит, как называется отдел, в котором можно записаться и брать книги домой?
Дети: - Абонемент.
Воспитатель: А другой отдел, как называется?
Дети: - Читальный зал.
- Из читального зала нельзя брать книги домой. Их читают только в библиотеке.
Библиотекари показали нам формуляры. Что такое формуляр?
Дети: - Формуляр – это маленькая книжечка, в которую записывают читателей и книги, которые они берут домой или читают в библиотеке.
Воспитатель: - В нашей группе тоже есть библиотека. В ней также есть абонемент и читальный зал. И мы сегодня обязательно запишемся в нашу библиотеку и поиграем. Но у нас нет формуляров для абонемента. Мы с вами уже изготовили формуляры для читального зала, осталось изготовить для абонемента. Проходите в мастерскую, занимайте свои места. Чтобы библиотекарь в читальном зале мог отличать формуляры читателей друг от друга, мы с вами вырезывали из цветной бумаги различные геометрические фигуры и наклеивали на правый верхний угол формуляра. У каждого из вас формуляр с определённой фигурой, которую нужно запомнить. Приходя в библиотеку, вам нужно будет называть своё имя и фамилию, а также форму и цвет фигуры на формуляре. Для абонемента нам нужно сделать формуляры с такими же фигурами. А также внутри формуляра на правой стороне снизу нужно наклеить кармашек из заготовки белого цвета, также как на формулярах для читального зала. (Воспитатель уточняет место расположения геометрических фигур, кармашков на формулярах. Дети начинают работать под звуки аудиозаписи. Воспитатель следит за ходом работы. По окончании работы дети наводят порядок на рабочих местах. Убирают формуляры на стол, где разложены атрибуты для сюжетно ролевой игры «Библиотека».)
Воспитатель: - Ну, вот теперь у нас всё готово для игры. Но, прежде чем, мы начнём играть, давайте вспомним правила поведения в библиотеке.
Дети: - Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
- И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
-Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо спасибо ты скажи.
- Возвращай поученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Дети распределяют роли, играют. Постепенно происходит объединение сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с сюжетами других игр: «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Строитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»
Занятие на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Превращения воды»
Образовательные задачи:Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).Формировать пред...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы. Тема: «КОЛОБОК».
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1ой младшей группы по направлениям «Социально-личностное», «Познавательно-речевое», «Художественно-эстетическое» и «Физи...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы. Досуг «Как на масленой неделе…»
Воспитание любви к русским традициям....
План совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе
План совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе на неделю. Тема "В гостях у гнома Астранома"....
Методическая разработка по теме «Проектирование совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по теме «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»
Тема недели: «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»Итоговое мероприятие: «Викторина: овощи, фрукты»Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе с использованием проблемно-игровой технологии математического развития «Удивительная математика»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествияЗадачи: 1. закрепление умения правильно пользоваться знаками <, >, = ;2. ...