консультация для педагогов "Коррекция стереотипии"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Маркина Алена Владимировна

Предтавлены способы коррекции стереотипии у детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_stereotipiy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

                Коррекция стереотипии у детей дошкольного возраста

Стереотипии в той или иной форме отмечаются у всех детей с расстройствами аутистического спектра.

Стереотипии — это повторяющиеся, нефункциональные формы поведения и /или деятельности.

Таким образом, для того, чтобы отнести то или иное поведение к стереотипиям, оно должно быть:

  1. повторяющимся (неоднократным);
  2. не направлено на выполнение социально значимой функции — например, на общение с другими людьми.

В то же время, стереотипии выполняют определенные функции для самого ребенка. Стереотипии препятствуют развитию, общению, обучению и социальной адаптации.

Иногда говорят, что ребенок «погружается» в стереотипии, часто не обращая внимания на людей, события и т.п.

В то время, когда у ребенка отмечаются стереотипии, с ним не удается вступить в контакт, иногда тяжело выносить постоянно совершаемые стереотипные движения, повторяющиеся вскрики.

Стереотипии очень многообразны, поэтому мы рассмотрим такие виды поведения, которые наиболее часто встречаются у детей с аутизмом.

Стереотипные и повторяющиеся движения и действия:

Двигательные стереотипии — прыжки, раскачивания, пробежки, хлопки, взмахивания, потряхивания руками, перебирание пальцами, вращение руками, хождение на носочках и т.д. Оральные стереотипии: повторяющиеся движения губами, языком.

Сенсорно-двигательные стереотипии — дети перебирают пальчиками у глаз; смотрят на руки; кружатся вокруг своей оси; надавливают пальцами на глаза; прищуривают глаза (когда смотрят на свет); стучат по различным поверхностям; издают ритмичные звуки; ощупывают поверхности.

Действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала — раскручивание колес; пересыпание песка; переливание воды; открывание— закрывание глаз у кукол.

Речевые стереотипии — повторяющиеся вокализации, слова, фразы.

Явно выраженные специфические нефункциональные ритуалы и привычки — ребенок стремится, чтобы двери всегда оставались закрытыми или открытыми; обязательно следование одними и теми же маршрутами; ношение одной и той же одежды; одна и та же еда; ритуалы отношений.

Наличие стереотипии в поведении ребенка ведет к появлению целого ряда проблем:

  • стереотипия ограничивает возможности адаптации к меняющимся условиям;
  • стереотипии препятствуют развитию, затрудняют обучение;
  • возникает порочный круг: аутизация ведет к появлению стереотипии, а их наличие к еще большей аутизации; контакты ребенка со средой резко ограничиваются;
  • невозможность или ограничения в осуществлении, стереотипия вызывает другие проблемы поведения;
  • возникает социальная дезадаптация;

Для коррекции стереотипии могут использоваться следующие приемы.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую, знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (отличающуюся от самой стереотипии).

Например, ребенок стереотипно раскачивается, его мягко останавливают и уводят играть с машинками.

Когда ребенок перебирает пальцами или размахивает руками во время учебного занятия, его просят положить руки на  колени (на стол) или помогают это сделать (если не выполняет инструкцию).                                                                    

Если у ребенка отмечаются речевые стереотипии, то вместо  стереотипных высказываний, не относящихся к ситуации,  ему предлагают ответить на вопросы, повторить звуки и т.п. 

 

Замещение. Основной принцип: замена стереотипии другими, близкими по характеру действиями и/или деятельностью, более адекватными социально и не такими ригидными. Данный  способ эффективен, в основном, в русле структурированной деятельности — например, учебного занятия, прогулки и т.д.

Раскачивание трансформируют в качание на качелях — выглядит более адекватно.

Стереотипные прыжки можно заменить на прыжки на батуте

Сенсорные стереотипии могут быть заменены на игру с юлой, прослушивание музыки и т.п.

Используя замещение, мы вместо одной стереотипии предлагаем ребенку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется.

Трансформация — это замещение, но при этом мы меняем смысл действия и модифицируем его.

Выполнение любых заданий, не связанных с использованием речи — например, сортировки и собирания пазлов. Основываясь на наблюдении за спонтанной деятельностью ребенка, мы подбираем такие задания, которые соответствуют уровню его развития и его стереотипиям.

Например, ребенок дома выстраивает непонятные конструкции из разных предметов — вместо этого, мы учим его собирать из конструктора.

Склонность ребенка к тому, чтобы все предметы были на своих местах используется для наработки различных навыков — накрывать на стол, убирать в комнате и т.д.

Прерывание — этот прием используется в том случае, если ни один из вышеописанных способов не был эффективен. Создаются такие условия, в которых реализация данной стереотипии становится недоступной.

Стереотипные привычки, ритуалы, например, одни и те же маршруты — ребенка ведут другой дорогой, несмотря на протест с его стороны; постепенно он привыкает к новым маршрутам.

Если ребенок требует, чтобы все время был включен телевизор, можно вытащить предохранитель, чтобы телевизор нельзя было включить.

Наработка гибкости — вводятся новые виды стереотипов, которые затем постепенно изменяются, а также взаимодействуют со старыми стереотипиями — таким образом, поведение становится более гибким и адаптивным.

Стереотипные привычки в еде — постепенно в рацион питания ребенка вводят новые виды пищи, по одному, потом каждый день дают ему разную еду.

Когда стереотип становится разветвленным и гибким, он утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды поведения.

Важный момент, о котором должны помнить родители и специалисты — стереотипии никогда не исчезают самиПуть к их уменьшению и исчезновению — это путь длительной работы, медленное, но постоянное движение, направленное к тому, чтобы ребенок развивался, чтобы его поведение позволяло ему адаптироваться к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в формировании полоролевых стереотипов у дошкольников.

Закреплять представления детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним. Внедрить систему воспитания полоролевых стереотипов у дошкольников через путешес...

Стереотипы воспитания ребёнка и психосоматика.

Стереотипы и пояснения к ним, к чему это может привести....

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в п...

Консультация для педагогов "Создание у детей стереотипа правильного питания"

На состояние здоровья детей влияет целый ряд социально-экономических факторов. Постоянно растёт число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сегодня педагог нед...

Консультация для родителей "Стереотипы воспитания и психосоматика"

Интересная психологическая заметка о том, почему болеют дети. Что такое психосоматика. Как десткий организм реагирует на запреты взрослого...

Консультация родителям "Стереотипы воспитания детей и психосоматика"

Влияние мер воспитания на ребёнка и его эмоциональное и физическое состояние....

Консультация "Мальчики и девочки: о стереотипах и эмоциональном воспитании"

Мы все живем в обществе и сталкиваемся с различными ожиданиями и стереотипами. Порой мы даже не осознаем, насколько рано они начинают формироваться: девочкам покупают плюшевые игрушки, мальчикам &mda...