Презентация по альтернативной коммуникации: «Система Мокатон»
презентация по коррекционной педагогике
Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая
речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может
применяться как системный мультимодальный подход к обучению
коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для
людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними
взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям
с физическими и интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_ovz1.pptx | 1013.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАКАТОН – языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. МАКАТОН использует одновременно жесты, графические символы и речь. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.
История возникновения МаКаТон Макатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ века логопедом и дефектологом МА ргарет Уокер и ее коллегами КА рен Джонстон и ТОН и Комфорс . Собственно говоря, МаКаТон – это аббревиатура, первые слоги имени «MA» – Маргарет, «КА» – Карен и «ТО» — Тони. Изначально в МаКаТон были только жесты (использовались речь+жест ). Позже появились символы – для людей, которым жесты не подходят или не могут быть единственными из-за моторных трудностей (ДЦП) или низкой подражательности (РАС)
Потенциальные пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, при нарушении слуха, при двигательных нарушениях, при умственной отсталости, аутизме, при специфических органических проблемах артикуляционных органов при болезни Дауна, при прогрессирующих заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей. и т. д.), а также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений. МАКАТОН может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).
Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира. В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты. Датой создания Макатона считают 1972 год. На сегодняшний день в России Макатон распространён нешироко , хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи
С 2008 года распространением Макатона в России занимается команда Центра лечебной педагогики «Особое детство». Во всех странах эта языковая программа основана на национальных жестовых языках. Символы — международные .
Оорганизации , которые активно используют и продвигают Макатон , — «Пространство общения» в Москве, «Дорогою добра» в Кирове, один из старейших партнеров ЦЛП, Диаконический центр «Прикосновение» в Оренбурге, Свято-Софийский cоциальный дом. В последние три года одним из главных сподвижников альтернативной дополнительной коммуникации в России стала «Социальная школа Каритас ». Из государственных учреждений — ЦССВ «Кунцевский» (Москва).
Главное отличие МАКАТОНа от других программ AAC ( Augmentative and Alternative Communication (Усиливающих и альтернативных способов общения)) – это использование двойных знаков (жест + символ) и, как следствие – комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации). Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан .
Основной словарь Принципы создания: - ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью. - организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности. - персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека. - одновременное использование речи, жестов и символов.
Пример слов 1 уровня словаря: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, Печенье, еда, вода. Туалет, кровать, кран, стол, стул. Дом, машина, автобус. Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья. Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др. Ещё, хорошо, да, нет. Пример слов 4 уровня словаря: Учитель, мастер, друг. Школа, работа, музыка. Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др. Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др. В, на, под, верх, низ. Наглядно видно, как усложняется материал, в зависимости от используемого уровня.
Жестам в макатоне всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный. При этом жесты используются на трех уровнях: 1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия . 2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы действия . 3) Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.
Сопровождение ребёнка с ОВЗ осуществляется по этапам. На подготовительном этапе проводится обследование ребёнка, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребёнка. На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи. На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы осуществляется диагностика навыков и коммуникативных способностей.
Наглядно-демонстрационный материал. На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи
Как начинать обучение Макатону Формирование индивидуального словаря для каждого ученика (отбор наиболее значимых понятий) Поэтапное структурированное обучение (объединяем слова в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться)) Применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях (соотнесение опыта, постоянной поддержки информации) Спонтанное использование жестов и символов в естественной среде , функциональное использование (обучение окружающих)
Наиболее важно в процессе обучения Расширять словарный запас – не стоять на месте (ограниченном словаре), вводить новые слова Обучать глаголам Соединять слова друг с другом для построения фраз – иди кушать, садись на стул, где мама, дай сок, не хочу мыться Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов Обучать грамматическим единицам, двигаться в сторону связной речи – и, в, на, под, т.е использовать предлоги Работать над развитием социальных навыков и поощрять функциональное использование жестов и символов.
Вывод Система альтернативной коммуникации помогает в перспективе « неговорящим » детям перейти на речевое общение. Использование жестов (знаков), карточек-символов, помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания вербальной (звуковой) речи, повышает уровень социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"
Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....
Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.
Для детей, имеющих нарушения речи, карточки PECS (альтернативная система коммуникации и развития речи) дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
Использование карточек Пекс в работе с детьми...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
Карточки PECS и- система альтернативной коммуникации для не говорящего ребенка
Pecs – это мировой лидер альтернативной коммуникации.Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению...
«ИДЕЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ МАКАТОН В КОРРЕКЦИИ РАС»
Проект на тему:«Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС»...