Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скитченко Алла Никоаевна

Цель проекта:коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование  образовательной LEGO-технологии.

Задачи проекта:

- коррекция речи детей с ТНР;

- развивать речевую деятельность детей; 

- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lego_logopedy.1docx.docx149.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» г. НАДЫМА»

Педагогический проект

«Использование образовательной LEGO-технологии

 в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет

с тяжелыми нарушениями речи»

По типу деятельности: познавательный, творческий

По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019г. – апрель 2020г.)

Участники проекта: воспитанники старшей группы, учителя-логопеды

Авторы проекта: Пономарева С.В., учитель-логопед

Шуть О.С., учитель-логопед

Скитченко А.Н., учитель-логопед

Редактор: Жигалова А.Л., методист

Надым

2019

Достоинство речи — быть ясной.

Аристотель

Введение

В настоящее время в нашей стране неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи (далее по тексту - ТНР).

У детейданной категории отмечается позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная вербальная память, на фоне относительно сохранных логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев, без целенаправленного педагогического воздействия, не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Наряду с общей соматической ослабленностью, у детей с ТНР отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, недостаточной скоординированности, снижении скорости и ловкости движений.

Актуальность проекта.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции  недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина и др.) показывают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику.  Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, Г.В.Гуровец,  А.Ф.Чернопольская).

Коррекция тяжелых нарушений речи должна осуществляться педагогами в процессе многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.

Основой обучения и воспитания детей с ТНРявляется создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.

Конструирование относится к одному из ведущих и предпочитаемых детьми видов детской  деятельности, оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики.Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.

Для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНРнами выбрана образовательная  технология LEGO-конструирования как вид творческо-продуктивной деятельности, обеспечивающей развитие психических процессов и мелкой моторики рук, а также способствующей речевому развитию дошкольников. Применение LEGO-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности детей с ТНР -  формированию ориентировки, планированию, реализации речевого плана, контролюза качеством  речи.

В основу применения LEGO-технологии при работе с детьми с ТНР положен деятельностный принцип. Он заключается в том, что обучение детей с ТНР направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-технической ее сторон.Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

Использование LEGO-технологии в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной.В процессе конструирования совместно с ребёнком, педагогможет эффективно отрабатывать с ребёнком грамматические конструкции, например, согласование числительных с существительными («сколько в твоём домике окошек?»).

Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения или сказки.

На начало реализации проекта (сентябрь 2019 г.) диагностика речевых нарушенийвыявила:у 100% воспитанников с ТНР наблюдаются нарушения звукопроизношения,выраженные  нарушения координации, снижение скорости и ловкости движений, недостаточная скоординированность движений пальцев и кистей рук.

С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа 100% дети либо не справились, либо делали ошибки.Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствует возрастной норме.

Цель проекта:коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование  образовательной LEGO-технологии.

Задачи проекта:

- коррекция речи детей с ТНР;

- развивать речевую деятельность детей;  

- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

        Срок реализации проекта:сентябрь 2019 г. -  май 2020 г.

        Участники проекта: воспитанники, учителя-логопеды, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты:

- совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;

- развитие мелкой моторики рук;

- соответствие речевого развития детей  возрастной норме;

- повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития при использовании конструктора LEGO.

Продукт проекта:Сборник развивающих игр по развитию речи для детей с ТНРс использованием конструктора LEGO.

Календарно-тематический план

по реализации мероприятий проекта

I этап – подготовительный этап (сентябрь 2019)

        Организационная функция:

  • изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта;
  • оснащение групп и логопедических кабинетов различными наборами конструкторов линейки LEGO;
  • подбор методического и дидактического материала по теме проекта.

Диагностическая функция:

  • диагностика речевых нарушений.

Проектировочная функция:

  • формулировка целей, задач проекта;
  • определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.

        

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Подбор научно-методической литературы, статей, интернет - ресурсов по темеLEGO-конструирования

Сентябрь 2019 г.

Учителя-логопеды,  воспитатели

2.

Изучение образовательной LEGO-технологии

Сентябрь 2019г.

Учителя-логопеды,  воспитатели

3.

Составление плана реализации мероприятий проекта

Сентябрь 2019 г.

Учителя-логопеды,  воспитатели

4.

Создание картотеки по лексическим темам с краткой аннотацией.

Сентябрь 2019 г.

Учителя-логопеды,  воспитатели

5.

Проведение диагностики речевых нарушений.

Сентябрь 2019г

Учителя-логопеды

II этап - основной (октябрь 2019 – апрель 2020).

Исполнительская функция:

– LEGO-конструирование в совместной деятельности педагогов с детьми.

Перспективно-календарное планирование  основного этапа

реализации мероприятий проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Диагностика речевых нарушений.

Сентябрь 2019 г.

Учителя-логопеды

2

Выступление на групповых  родительских собраниях по теме «Цели и задачи реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-ис тяжелыми нарушениями речи лет в 2019 – 2020 уч.г.».

Сентябрь 2019 г.

Учителя-логопеды

3.

Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»)

1-2 недели октября 2019

Учителя-логопеды

4.

Конструирование и обыгрывание буквы А.

3 неделя октября 2019

Учителя-логопеды

5.

Дидактическое упражнение «Таинственный мешочек» -  учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

4 неделя октября 2019

Учителя-логопеды

6.

Практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики дома».

4 неделя октября 2019

Учителя-логопеды

7.

Оформление альбома схем моделей из LEGO.

Ноябрь 2019г. – апрель 2020г.

Учителя-логопеды

8.

Конструирование модели «Дерево».

Обучение моделированию звуков (гласный – согласный) с помощью конструктора LEGO

1-2 недели

ноября 2019

Учителя-логопеды

9.

Обучение дифференциации звуков по твердости-мягкости с использованием конструктора LEGO

Конструирование и обыгрывание буквы У.

3-4 недели

ноября 2019

Учителя-логопеды

10.

Практикумдля родителей «Развиваем фонематический слух».

4 неделя

ноября 2019

Учителя-логопеды

11.

Конструирование моделей домашних животных (лошадь, баран, собака)из LEGO.  

Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с  использованием LEGO.

1-2 недели

декабря 2019

Учителя-логопеды

12.

Автоматизация звуков с опорой на LEGO. Конструирование и обыгрывание буквы О.

3-4 недели

декабря 2019

Учителя-логопеды

13.

Практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков»

4 неделя

декабря 2019

Учителя-логопеды

14.

Обучение чистоговоркам с использованием LEGO.

Работа над слоговой структурой слова с использованием LEGO.

Конструирование и обыгрывание буквы М.

3-4 недели

января 2020

Учителя-логопеды

15.

Практикум для родителей«Автоматизация поставленных звуков»

4 неделя

января 2020

Учителя-логопеды

16.

Проведение речевых игр «Что изменилось», «Отгадай» по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO.

Обучение составлению рассказов по  постройке.

1-2 недели

февраля 2020

Учителя-логопеды

17.

Выступление на групповом родительском собрании «Итоги первого полугодияреализации  проекта: Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5, 5 – 6, 6-7 лет в 2019 – 2020 уч.г».

1 неделя

февраля 2020

Учителя-логопеды

18.

Конструирование моделей домов.

Конструирование и обыгрывание буквы К.

3-4 недели

февраля 2020

Учителя-логопеды

19.

Консультация для родителей «Речевые игры».

4 неделя

февраля 2020

Учителя-логопеды

20.

Конструирование моделей мебели (кресло, стол)  с использованием LEGO.

1-2 недели

марта 2020

Учителя-логопеды

21.

Консультация для родителей «Игры для пальчиков».

1 неделя

марта 2020

Учителя-логопеды

22.

Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с  использованием LEGO.

Конструирование и обыгрывание буквы С.

3-4 недели

марта 2020

Учителя-логопеды

23.

Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы.

4 неделя

марта 2020

Учителя-логопеды

24.

Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с  использованием LEGO.

1-2 недели

апреля 2020

Учителя-логопеды

25.

Конструирование и обыгрывание буквы Н.

3-4 недели

апреля 2020

Учителя-логопеды

26.

Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы.

4 неделя

апреля 2020

Учителя-логопеды

27.

Проведение речевой игры«Расскажи что получилось»по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO.

Составление рассказа о   выполненной постройке.

1-2 недели

мая 2020

Учителя-логопеды

28.

Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с  использованиемLEGO.

Повторение: конструирование и обыгрывание изученных букв.

3-4 недели

мая 2020

Учителя-логопеды

29.

Выступление на групповом родительском собрании«Итоги  реализации  проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х-7-и  лет в 2019 – 2020 уч.г».  

4 неделя

мая 2020

Учителя-логопеды

III этап – заключительный (май 2020)

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Педагогическая диагностика качества усвоения проекта

Май 2020 г.

Учителя-логопеды

2.

Анализ реализации педагогического проекта.

апрель 2020г.

Учителя-логопеды

3.

Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании.

апрель 2020г.

Учителя-логопеды

4.

Творческий отчет по  результативности реализации проекта на заседании педагогического совета.

май 2020г.

Учителя-логопеды

Диагностический инструментарий по выявлению

уровня развития мелкой моторики рук

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа учителем-логопедом. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
  3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
  5. Нанизывание пуговиц средней величины.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
  2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

Упражнения на координацию движений

  1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
  2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
  3. Катание шарика.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
  2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
  3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
  4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.

Работа с бумагой

  1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
  2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей  6-7 лет

Упражнения на координацию движений

  1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
  2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
  3. Катание шарика.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
  2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
  3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
  4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони

Работа с бумагой

  1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
  2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Упражнения на дорисовывание

  1. Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

  1. Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=0.jpg

  1. Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=7tog-79ja1zir6h6okp5hjofnp41fop9sfwnjutr7vtgswvcttrnk85xkzd4pa6pt4tzwjj7z3ka86extu59aiik88p1z6fufde136zm&name=1a42.jpg

Диагностический инструментарий  по выявлению

уровня развития лексико-грамматических категорий

Особенности проведения: материал направлен на изучение сформированности грамматического строя речи: умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словоизменения.

К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата. Для оценки уровня речевого развития разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать от 0 до 3. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – не выполнение помощь не использует - уровень развития не сформирован.

1 балл – задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляет после уточняющих вопросов – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла –  по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – лексико-грамматические категории значительно ниже возрастной нормы. Ребенку требуется значительная активизация, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Затрудняется сформировать ответ.

Средний уровень (средний балл равен 1) – ребенок умеет отвечать на вопросы, но ответы недостаточно развернуты, испытывает затруднения при формулировании фразы.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – ребенок отвечает на вопросы развернуто, свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется.

Задания для выявления развития

лексико-грамматического строя речи детей 4 – 6 лет

Словообразование

(преобразование единственного числа во множественное)

4 года

5 лет

6 лет

Стол – столы

Шапка –

Кольцо –

Жук –

Дом – дома

Крот –

Окно –

Лист –

Дятел –

Лампа – лампы

Олень –

Пень –

Воробей –

Колесо –

Согласование с числительным

4 года

5 лет

6 лет

Один дом, два дома, пять домов

Одна утка…..

Один конь, два коня, пять коней

Одна коза….

Одна змея, две змеи, пять змей

Один воробей….

Словообразование

(образование уменьшительно-ласкательных форм)

4 года

5 лет

6 лет

Стол – столик

Дом –

Кукла –

Книга –

Мяч –

Шкаф – шкафчик

Кольцо –

Ковёр –

Одеяло –

Сапог –

Стул – стульчик

Кружка –

Платье –

Гнездо –

Дерево –

Лексический запас (уровень классификаций)

Назови одним словом

4 года

5 лет

6 лет

Голубь, ворона, воробей – это…

Назови животных:

Назови игрушки:

Свитер, юбка, брюки – это…

Груша, яблоко, лимон – это…

Назови птиц:

Назови посуду:

Сапоги, туфли, кеды – это…

Молоко, хлеб, колбаса – это…

Назови фрукты:

Назови мебель:

Номинативный словарь (назови детёнышей)

4 года

5 лет

6 лет

У кошки________________

У утки__________________

У лисы__________________

У козы ___________________

У волка __________________

У собаки _________________

У курицы ________________

У коровы ________________

У свиньи _________________

У овцы ___________________

У лошади _________________

Антонимы (скажи наоборот)

4 года

5 лет

6 лет

Хороший  -

Большой –

Худой –

Широкий –

Далеко –

Свет –

Высоко –

 Умный –

Подниматься –

Весёлый –

Доброта –

Здороваться –

Чисто –

Сухо –

 Терять –

Глагольный словарь (кто что делает?)

4 года

5 лет

6 лет

Птица –

Рыба –

Змея –

Заяц –

Лошадь –

Врач –

Учитель –

Повар –

Художник –

Форма протокола фиксирования результатов педагогической диагностики

Критерии оценки

Сформированность

лексических представлений

Уровень развития моторной функции рук

Начало реализации

Конец реализации

Начало

реализации

Конец

реализации

Уровень развития не сформирован

Уровень развития сформирован в недостаточной мере

Уровень развития сформирован в достаточной мере

Список использованной литературы:

  1. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  3. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
  4. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001. — С 68-71.
  5. Лусс Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев. -М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318.
  6. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.
  7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.
  8. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.
  9. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996
  10. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.

Отчёт по реализации педагогического проекта

«Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-и лет

с тяжелыми нарушениями речи» в 2019-2020 учебный году»

Учителя-логопеды  Пономарева С.В.,

Шуть О.С., Скитченко А.Н.

Педагогический проект «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» был реализован с 01.09.2019г. по 31.05.2020г. с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи 4-х – 7-и лет. Проект был направлен на коррекцию речевых нарушений, развитие речевой деятельности детей, развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Была изучена методическая и научно-практическая литература по теме проекта, был подобран методический и дидактический материал по теме проекта.

В течение реализации проекта был разработан сборник развивающих игр по развитию речи для детей с ТНР с использованием конструктора LEGO.

Для отслеживания результативности проекта проводился педагогический мониторинг уровня развития моторной функции рук и развития лексико-грамматических категорий.

На начало реализации проекта:

- параметр «сформированность лексических представлений»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 4 чел./27%, не сформирован – 11 детей/73%.

- сформированность моторной функции рук: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 5 чел./33%, не сформирован – 10 детей/67%.

У 73% детей мелкая моторика значительно отставала от возрастной нормы. Движения были скованные, не наблюдалось содружество и ловкость пальцев. Координация движений рук была нарушена. Дети затруднялись выполнить работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умели держать правильно карандаш, линии при рисовании были прерывистые, ломаные. Была нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали их элементы. У 67% детей лексико-грамматические категории были значительно ниже возрастной нормы. Дети отвечали на вопросы односложно или вообще игнорировали вопросы. Затруднялись сформировать ответ.

На конец реализации проекта:

- параметр «сформированность лексических представлений» составил: сформирован в достаточной мере – 4 чел./73%, сформирован в недостаточной мере – 11/27%, не сформирован – не выявлено.

- параметр «сформированность моторной функции рук» составил: сформирован в достаточной мере - 5 чел./33%, сформирован в недостаточной мере – 10/67%, не сформирован – не выявлено.

У 33% детей хорошо сформировалась мелкая моторика рук. Дети научились правильно держать карандаш, линии при рисовании стали более прямыми и непрерывистыми. Научились правильно пользоваться и работать с ножницами. Научились правильно и точно повторять фигуры из пальцев, выполнять движения руками по образцу, движения стали ловкими, точными и скоординированными. Темп движений увеличился, появилась синхронность и плавность движений. У 27% детей сформировался лексико-грамматический строй речи. Дети научились правильно преобразовывать существительные во множественном числе, согласовывать их с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы. Дети стали отвечать на вопросы развернуто, свободно пользуясь лексическими средствами языка.

Мониторинг показал, что сформированность лексических представлений воспитанников в конце реализации проекта по сравнению с началом выросла на 34%. Сформированность моторной функции рук воспитанников в конце реализации проекта по сравнению с началом выросла на 36%.

Запланированные проектом задачи считаем выполненными.

Протокол результатов педагогической диагностики по реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х – 7-и лет» в 2019-2020 учебный году»

Критерии оценки

Сформированность

лексических представлений

Уровень развития моторной функции рук

Начало реализации

Конец реализации

Начало

реализации

Конец

реализации

Уровень развития не сформирован

11/73%

-

10/ 67%

-

Уровень развития сформирован в недостаточной мере

4/27%

11/73%

5/33%

10/ 67%

Уровень развития сформирован в достаточной мере

-

4/27%

-

5/33%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »

Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего - конструктору, и не зря! С Лего дети учатся играя. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в раб...

«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается  память, внимание, мышление. Во...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...