«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Кургушова Елена Александровна

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается  память, внимание, мышление. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Использование приёмов  Lego – технологии

в обучении элементам грамоты с детьми ТНР »

Кургушова Е.А.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 28»

Слайд 1  

        Lego - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Lego, то в это время у него развивается  память, внимание, мышление. Во время игры с Lego - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. 
         Эта технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра.   Включая в образовательную деятельность элементы игры с конструктором Lego, можно придумывать сюжеты рассказов, сказок, обыгрывать истории самими детьми, помогать им в запоминании простых текстов и пересказе их близко по содержанию, моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании навыков звукового анализа и синтеза, развивать воображение и мелкую моторику.

Слайд 2

         Работу по включению кубиков Lego в образовательную деятельность с детьми начинаю с введения термина «звук».

 С этой целью используются лего – человечки в разноцветных костюмчиках.

         Человечки красного цвета изображают гласные звуки.

Человечки в синих и зелёных костюмах  обозначают согласные звуки. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Цветовая гамма помогает усвоить их твёрдость и мягкость. Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках соответственно живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей.

Слайд 3

На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове.

 Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка).

 Слайд 4

Далее перед собой ставлю задачу – научить ребят выделять звуки в речи. Для этого использую игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик».  При работе с гласным звуком применяем детали конструктора красного и жёлтого цвета. Красный кубик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Например, играя со звуком А, детям необходимо построить башню, гусеницу, пирамиду

и т. д.  

 Ставлю перед ними задачу: «Если услышите звук А – возьмите красный кубик, если любой другой звук – жёлтый». Сначала сооружение собираем вместе, далее ребята выполняют работу самостоятельно.

 Как только ребёнок научился различать гласные звуки, мы переходим  к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам  понадобятся синие кубики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков.

 Объясняю ребёнку, что у твёрдого звука М есть мягкая пара – Мь. Звук М мы обозначим синим кубиком, а звук МЬ – зелёным. После этого даю ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук М – возьмёшь синий кубик, если звук Мь – зелёный. Когда возьмёшь синий кубик? (Когда услышу звук М). Когда нужно взять зелёный кубик? (Когда услышу звук Мь). Первый раз помогаю ребёнку и мы собираем пирамиду вместе.
Высота пирамидки может быть разной.

Используя  такую игру,  я  учу ребёнка различать парные согласные по твёрдости и мягкости.

Когда ребёнок успешно справился с этой работой,  усложняю  задание.

Для этого  берём кубики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие.

Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кубик? (Красный)  Если  согласный твёрдый? (Синий) А когда прозвучит согласный мягкий, то возьмёшь какой кубик? (Зелёный) Здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строить  пирамиду или наоборот. Можете построить пирамиду, а потом «прочитать» пирамиду.

Слайд 5

«Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

 Вспоминаем с детьми, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у наших схем на плато. Предлагаю показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы.

Показываю детям картинки, в названиях которых звук [Х] в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

Слайд 6

         Игра с лего-человечками очень нравится детям, они включают их в различные  игровые ситуации. Например, знакомясь с каким-либо согласным парным звуком, мы создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему человечку дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук.

 Подобные игры позволяют научить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

Слайд 7

   Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кубиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета.

Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным.

Слайд 8

На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус. 

Также использую слоговую лесенку (собранная из лего лесенка, буквы)

Для закрепления умения чтения и развития фонематическиго звука, из конструктора Лего строим лесенку, клеим на кубик- ступеньку гласные буквы, на отдельные кубики клеим согласные буквы , на каждой ступеньке соединяем буквы и поем слоги.

Слайд 9

Такую же задачу можно решать через игровую ситуацию «В гости к другу», где лего-человечки, носящие названия заданных звуков ходят друг к

другу в гости.

Слайд 10

 Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:

В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова). 

Слайд 11

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.

Считаю, что работа с применением ЛЕГО делает процесс более результативным.

Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.

Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов LEGO- технологии в обучении элементам грамоты с детьми с ТНР в ДОУ Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №28» Кургушова Елена Александровна

Слайд 2

Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Человечек красного цвета изображают гласные звуки. Человечки в синих и зелёных костюмах обозначают согласные звуки.

Слайд 3

Моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза Гласный звук Твёрдый согласный Мягкий согласный

Слайд 4

игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик».

Слайд 5

«Где живет звук?» Используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове.

Слайд 6

Создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему человечку дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук.

Слайд 7

Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кубиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета.

Слайд 8

Пирамида Слоговая лесенка

Слайд 9

Игровая ситуация «В гости к другу »

Слайд 10

Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора

Слайд 11

«Построй букву» закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук .

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием зрительной символики для подготовки детей к обучению грамоте.

РАЗВИТИЕ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯу детей подготовительной группыСписок литературы:Т.А Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте"Н.М. Миронова "Развитие фонематическог...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте в детском саду являетс...

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"

Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе...

Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте

quot;Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"(мастер-класс для педагогов)...

Технология по подготовке детей к обучению грамоте (Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.)

Технология по подготовке детей к обучению грамоте (Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.)...

«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »

Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего - конструктору, и не зря! С Лего дети учатся играя. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в раб...