«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается память, внимание, мышление. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ispolzovanie_priyomov_lego_-_tehnologii_pri_podgotovke_detey_k_obucheniyu_gramote_.docx | 25.13 КБ |
lego-tehnologii_1.pptx | 420.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приёмов Lego – технологии
в обучении элементам грамоты с детьми ТНР »
Кургушова Е.А.
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 28»
Слайд 1
Lego - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Lego, то в это время у него развивается память, внимание, мышление. Во время игры с Lego - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи.
Эта технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра. Включая в образовательную деятельность элементы игры с конструктором Lego, можно придумывать сюжеты рассказов, сказок, обыгрывать истории самими детьми, помогать им в запоминании простых текстов и пересказе их близко по содержанию, моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании навыков звукового анализа и синтеза, развивать воображение и мелкую моторику.
Слайд 2
Работу по включению кубиков Lego в образовательную деятельность с детьми начинаю с введения термина «звук».
С этой целью используются лего – человечки в разноцветных костюмчиках.
Человечки красного цвета изображают гласные звуки.
Человечки в синих и зелёных костюмах обозначают согласные звуки. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Цветовая гамма помогает усвоить их твёрдость и мягкость. Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках соответственно живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей.
Слайд 3
На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове.
Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка).
Слайд 4
Далее перед собой ставлю задачу – научить ребят выделять звуки в речи. Для этого использую игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик». При работе с гласным звуком применяем детали конструктора красного и жёлтого цвета. Красный кубик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Например, играя со звуком А, детям необходимо построить башню, гусеницу, пирамиду
и т. д.
Ставлю перед ними задачу: «Если услышите звук А – возьмите красный кубик, если любой другой звук – жёлтый». Сначала сооружение собираем вместе, далее ребята выполняют работу самостоятельно.
Как только ребёнок научился различать гласные звуки, мы переходим к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам понадобятся синие кубики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков.
Объясняю ребёнку, что у твёрдого звука М есть мягкая пара – Мь. Звук М мы обозначим синим кубиком, а звук МЬ – зелёным. После этого даю ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук М – возьмёшь синий кубик, если звук Мь – зелёный. Когда возьмёшь синий кубик? (Когда услышу звук М). Когда нужно взять зелёный кубик? (Когда услышу звук Мь). Первый раз помогаю ребёнку и мы собираем пирамиду вместе.
Высота пирамидки может быть разной.
Используя такую игру, я учу ребёнка различать парные согласные по твёрдости и мягкости.
Когда ребёнок успешно справился с этой работой, усложняю задание.
Для этого берём кубики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие.
Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кубик? (Красный) Если согласный твёрдый? (Синий) А когда прозвучит согласный мягкий, то возьмёшь какой кубик? (Зелёный) Здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строить пирамиду или наоборот. Можете построить пирамиду, а потом «прочитать» пирамиду.
Слайд 5
«Где находится звук?»
Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.
Вспоминаем с детьми, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у наших схем на плато. Предлагаю показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы.
Показываю детям картинки, в названиях которых звук [Х] в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.
Слайд 6
Игра с лего-человечками очень нравится детям, они включают их в различные игровые ситуации. Например, знакомясь с каким-либо согласным парным звуком, мы создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему человечку дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук.
Подобные игры позволяют научить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
Слайд 7
Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кубиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета.
Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным.
Слайд 8
На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус.
Также использую слоговую лесенку (собранная из лего лесенка, буквы)
Для закрепления умения чтения и развития фонематическиго звука, из конструктора Лего строим лесенку, клеим на кубик- ступеньку гласные буквы, на отдельные кубики клеим согласные буквы , на каждой ступеньке соединяем буквы и поем слоги.
Слайд 9
Такую же задачу можно решать через игровую ситуацию «В гости к другу», где лего-человечки, носящие названия заданных звуков ходят друг к
другу в гости.
Слайд 10
Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:
В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова).
Слайд 11
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.
Считаю, что работа с применением ЛЕГО делает процесс более результативным.
Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.
Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Человечек красного цвета изображают гласные звуки. Человечки в синих и зелёных костюмах обозначают согласные звуки.
Моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза Гласный звук Твёрдый согласный Мягкий согласный
игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик».
«Где живет звук?» Используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове.
Создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему человечку дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук.
Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кубиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета.
Пирамида Слоговая лесенка
Игровая ситуация «В гости к другу »
Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора
«Построй букву» закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с использованием зрительной символики для подготовки детей к обучению грамоте.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯу детей подготовительной группыСписок литературы:Т.А Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте"Н.М. Миронова "Развитие фонематическог...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте в детском саду являетс...
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"
Материал рассчитан на оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте через игровую деятельность....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе...
Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте
quot;Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"(мастер-класс для педагогов)...
Технология по подготовке детей к обучению грамоте (Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.)
Технология по подготовке детей к обучению грамоте (Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.)...
«Использование приёмов Lego – технологии при подготовке детей к обучению грамоте »
Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего - конструктору, и не зря! С Лего дети учатся играя. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в раб...