Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
методическая разработка по логопедии
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи.
Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент.
Послоговой метод обучения чтению эффективно работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС),
Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный метод разработан и представлен авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.
Обобщив данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А.Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981).
Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.
Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце
XIX в. К.Г. Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.
Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный
метод разработан и представлен авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.
Обобщив данные, представленные в разработках учёных, а также учитывая свой собственный опыт применения данной методики, мы посчитали возможным представить систему работы с использованием слоговых таблиц, разделив её на этапы в зависимости от введения слогов различной структуры. Рассмотрим последовательность работы на примере первого этапа.
- Этап. Таблицы, состоящие из слогов – слияний
Вводится таблица, состоящая из минимального количества клеточек (6, 9).
КА ПУ ЛА
ТА СО МЭ
НЫ СЭ РУ
Даём установку: « Не читай. Будем играть. Я читаю, а ты узнаёшь»
Варианты заданий:
- «Узнай слог»
- «Расположи фишку там, где находится слог СО»
КА ПУ ЛА
ТА СО МЭ
НЫ СЭ РУ
- «Проведи линию так, как я прочитала слоги.»
КА ПУ ЛА
ТА СО МЭ
НЫ СЭ РУ
- «Найди и обведи слог ЛА в словах»
Мила, лапа, пила, лама…
Табличку нужно выучить наизусть.
Через две недели предлагаем табличку из 16 клеточек. В ней должны быть выученные слоги и новые. Важно: слоги должны быть расположены в другом порядке, чтобы ребёнок запоминал не таблицу, а именно слоги.
ВЫ СЭ ТА НУ
БА РУ МО НЫ
ПУ СО МЭ ЛА
КА ДЫ ГО ФА
Варианты заданий:
- «Найди (обведи, раскрась) новые слоги.»
- «Составь слова из слогов»
- «Найди в предложении (тексте) слоги из таблицы»
Собака тявкала на рыбака.
После выучивания постепенно вводятся таблицы, состоящие из 25 и 36 клеток. Время для отработки материала из каждой таблицы определяется индивидуально. Из практики: запоминание с каждым разом происходит быстрее.
Важно: дома таблицы должны быть повсюду, значительно
повышается эффективность запоминания.
- этап. Таблицы, состоящие из обратных слогов.
ОС АП УМ
АЛ ОР АК
УР ОП УН
- этап. Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги.
ПО РЫ УТ
ОТ МУ КА
ОШ ПУ ЗА
4 этап. Таблицы, содержащие прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными.
ЕР ТЯ СО
ЮЛ ВЕ НЮ
РА ОК ДЁ
Важно: на данном и последующих этапах после выученных таблиц обязательно используется работа с текстом.
5 этап. Таблицы, содержащие слоги – стечения.
ТНО КЛА СПИ
ПРУ ГРО МНЫ
СПА ТЛО СТУ
6 этап. Таблицы, содержащие закрытые слоги.
КОМ ЛОС РУН
СУП КИМ ЛЕП
ЛЕС КОТ НАЛ
Вся работа может занять от 3 до 6 месяцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающ...
Презентация " Знаток II поколения: в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
Знакомство педагогов с функционалом современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада – говорящая ручка ЗНАТОК - II поколения ...
Возможности светового стола в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она находит все большее применение в работе психологов и педагогов....