ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мероприятий, которые включают в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды, способствующей формированию культурной идентичности обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4_orlova.docx24.63 КБ
Файл statya_4_orlova.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор статьи Орлова Е.В., ГБОУ «Школа № 842»

         Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мероприятий, которые включают в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды, способствующей формированию культурной идентичности обучающегося.

        Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Речь человека – это, прежде всего показатель его культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую активность.

        Речь человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль образовательного учреждения – создание оптимальных условий для всестороннего развития речевого потенциала ребенка через культуру, и в частности через культуру его   народа.

         Эта задача очень полно отражена в новом ФГОС  дошкольного и начального школьного образования. Там указано, что развитие яркой, образной, правильной        речи ребенка  является одной из приоритетных областей развития.  И это не случайно, ведь грамотная речь – залог будущего успешного обучения в школе, успешности во взрослой жизни и формирования культурной идентичности, чувства сопричастности с богатой культурой своего народа [3].

        Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком (Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова).

        В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляритов» (К.И. Чуковский), которые «мертвят живую речь». Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. «Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью», – говорится в книге С. В. Князева и С.К. Пожарицкой «Современный русский язык» [4, с. 18].

        В школьной практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

        Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

        Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

        И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи [4].

        Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В. Гавриш «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку». Сама проблема решалась в нескольких направлениях: как работа над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений, и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания [1].

        Дошкольный возраст – период быстрого развития речи детей, а особенно их словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов у дошкольников одного и того же возраста сильно рознятся. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных [2].

        Проведенное нами исследование показало, что дети 6-7 лет характеризуют предмет, в основном, по 1-2 стандартным признакам. Детям были предложены два имени существительных: кошка и облако. Нужно было охарактеризовать эти предметы, практически все дети сказали, что кошка серая и маленькая, а облако белое и большое. В чем же причина такой бедности словаря имен прилагательных у детей? Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые признались, что мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, в семьях практически ушла культура совместного чтения взрослых и детей, а ведь именно сказки, потешки, пословицы и поговорки являются неиссякаемым источником яркой, образной, насыщенной прилагательными речи, в-третьих, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной формой речи [1].

        Исследования Ю.С. Ляховской показали, что наиболее употребительны в речи детей существительные, в основном обозначающие конкретные предметы. Дети владеют общими названиями предметов одежды, умывальных принадлежностей, продуктов питания, посуды. Знают и детали (воротник, карманы, рукава и т.д.). Но названиями некоторых деталей не пользуются и даже не всегда их знают (хлястик, бретелька, изнанка и т.д.). Часто дети заменяют незнакомые существительные глаголами: «На чем вешают – вешалка…» [5]. Как правило, указанные лексические ошибки в речи детей вызываются бедностью и неотчетливостью представлений детей о предметах и их характерных признаках. Не случайно Е.И. Тихеева отмечала, что туманные представления никогда не найдут ясного и толкового словесного выражения [1].

        Основная форма глаголов, употребляемых детьми, это слова, обозначающие движение (пойти, принести), конкретные действия, чаще всего трудовые (завязывать, надевать, складывать и др.), глаголы, показывающие физическое и душевное состояние (проголодаться, проснуться и др.), деятельность органов чувств, мышления (смотреть, придумать, блестеть и др.). В речи детей старшего дошкольного возраста встречается повелительное наклонение, но его употребление носит ситуативный характер, в отличии от младшего возраста. Например: «Убирай за собой игрушки» – младшему брату после совместной игры. При создании определенных условий дети пользуются и сослагательным наклонением [1].

        Подробнее мы остановимся на особенностях усвоения детьми имен прилагательных. Не смотря на то, что отдельные прилагательные встречаются в речи детей довольно рано (обычно во второй половине второго года), дети пользуются ими в небольшом количестве. Употребляют они в своей речи качественные имена прилагательные, имена прилагательные, обозначающие цвет, некоторые пространственные понятия (большой, маленький), внешние физические или телесные качества людей (толстый, худой, лысый и др.), качества (сладкий, горячий).

        Встречаются и относительные прилагательные, выражающие отношение к лицу (детские забавы), к действию (моечный кран), ко времени (обеденный час), к числу (двойное одеяло). Редки притяжательные прилагательные. За время, проводимого нами исследования практически не встречались нам краткие формы прилагательных. Изредка встречаются степени сравнения качественных прилагательных и прилагательные, выполняющие роль эпитетов (веселый, красивый, хороший). И это не случайно, ведь прилагательные со значением общей оценки – одна из древнейших групп слов с абстрактным значением, уходящие корнями к истокам старославянского языка и дохристианской культуры.         Обшеоценочные лексемы выражают основные мировоззренческие категорий, положительное и отрицательное отношение к явлениям действительности – добро и зло, хорошее и плохое. Не удивительно, что слова с семантикой общей оценки, в первую очередь привлекают внимание детей, и именно они в большом количестве содержатся в песенках, потешках, сказках, то с чем в первую очередь знакомится ребенок, окунаясь в мир родной культуры.

        Работая с детьми над произведениями устного народного творчества, мы не только обогащаем словарь детей, но и знакомим детей с традициями не только его народа, но культурой народов мира. Работа над усвоением прилагательных позволяет нам в интересной для ребенка форме развивать речь ребенка и формировать его культурную идентичность.

        Таким образом, проведенный анализ употребляемых детьми имен прилагательных показал, что дети мало разбираются в существенных признаках предметов. В активном словаре почти не используются слова, обозначающие размер (длинное, короткое, узкое, широкое), на смотря на то, что эти слова достаточно часто употребляются в процессе НОД и режиме дня ДОУ, состояние предмета (влажное, пыльное, новое, потёртое). Редки случаи правильного обозначения материала (шерстяной, меховой), в основном дети пользуются существительными (из шерсти, из меха). Не пользуются словами, обозначающими сезонность (летняя, зимняя, осенняя и т.д.). Иногда прилагательные заменяются глаголами: «Мыльница … состоит из железок» [1].

        Зная особенности развития словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста и классифицируя основные речевые ошибки детей данного возраста, можно наиболее эффективно построить работу по формированию словаря, подобрать наиболее подходящие для детей данного возраста методы и приемы работы.

        Опираясь на проведенные исследования можно сделать следующие выводы: работа по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста должна вестись в следующих направлениях:

•        увеличение запаса слов детей

•        уточнение значений слов

•        закрепление их в памяти ребенка и приучение его шире пользоваться своим словарем

        В каком же объеме расширять запас слов детей, и какими словами обогащать словарь? Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения (семья, детский сад, школа, улица и др.) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то с чем они сталкиваются в своей деятельности. Сюда входит бытовой словарь: название профессий и трудовых действий, орудий труда; отвлеченные понятия: обозначение времени, пространства, количества; обозначение моральных качеств, отношений. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус). Но при этом надо предостеречь педагогов от введения в речь детей педагогических терминов, как, например «зрительный диктант», «декоративное рисование», «дидактическая игра» и др. [2].

        Так же нельзя забывать, что работа над расширением и уточнением словаря прилагательных тесно связана с расширением их деятельности и кругозора путем игр, наблюдений, прогулок, бесед, ухода за растениями, рассказов воспитателя, чтения художественной литературы и произведений устного народного творчества.

        В начальной школе работа по формированию словаря прилагательных так же должна продолжаться по выделенным нами ранее трем направлениям, так как одной из составляющих методики  обучения русскому языку является методика развития речи, которая опирается на лексику,  работу с текстом, морфологию.

        Большие возможности для развития речи учащегося начальной школы дает изучение имени прилагательного на уроках русского языка. По данной проблеме есть немало исследований. В частности,  Н.К. Никитина предлагает в 1 классе практиковать составление предложений и небольших текстов по предметным картинкам, так как дети легче усваивают имена прилагательные вместе с существительными и глаголами. Это облегчает запоминание и понимание смыслового значения слова. Во 2 классе – распространение связного текста путем вписывания в него пропущенных прилагательных. так как пассивный словарь прилагательных у школьников уже достаточно большой и перед нами стоит задача его активизации:

•          подбор к словам, обозначающим предмет, слов, обозначающих признак, работу над загадками, включающими прилагательное, показывающее признаки предмета, служащего отгадкой;

•         образование прилагательных от существительных и запись словосочетаний с этими прилагательными: "Как называют ребят, которые дружат? – дружные ребята; как называется шкаф для книг? – книжный шкаф" и др.).

        В 3-4 классах предпочтение отдается самостоятельным наблюдениям над ролью имени прилагательного в художественном тексте и составлении собственных примеров употребления словосочетаний.

        Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден.

        Считается, что расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова.

        Изучение имени прилагательного в начальной школе является очень интересным и благодатным в  не только в плане развития речи обучающихся, но и формирования культурной идентичности. М.Р. Львов установил, что "достижение пика интенсивности" имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до "пика интенсивности"  в 1 классе, особенно во 2 классе. Такое обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е. изобразительной [5].

        В начальной школе очень важно продолжать работу над произведениями устного народного творчества, можно отметить, что сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа, особенностях его языка, народных традициях, чувствует свою сопричастность с его историей.

        В смысле уточнения и обогащения активного словаря детей значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов справедливо отмечает, что "чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности, как данного языка в целом, так и каждого его носителя". Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова [3].

        Отечественными психологами доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст.  Исходя из этого работу по фомированию словаря прилагательных, через работу над синонимами. антонимами, многозначными словами  следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах [4]. Во-первых, следует постепенно накапливать количество слов-синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений.

        Благодатным материалом для развития речи учащихся является использование связного текста, насыщенного прилагательным.

        Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: "Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями" [5].

        Итак, одним из приоритетных направлений развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста  является развитие развитие речи, так как развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

        Наиболее актуальна работа по развитию речи в дошкольном возрасте и  не менее актуальна в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, обучающиеся усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими [1].

        И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

        Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

        Задача как педагога ДОУ, так и учителя начальных классов – в доступной для ребенка форме раскрыть основные функции речи, как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

        В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть не только развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления, но и формирование культурной идентичности воспитанника ДОУ или ученика начальных классов.  Работа над формированием словаря прилагательных  представляет для этого неограниченные возможности.

         Так, в качестве одной из основных задач реализации содержания предметной области «Филология» в начальной школе [4, с. 19] выступает формирование «первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания».  При этом, следует подчеркнуть, что категория «нация» подразумевает "двойное использование" И, если основу национальной (общегражданской, общероссийской) идентичности составляют "базовые национальные ценности" (ценности гражданского общества) "и общая историческая судьба", представленные  в "Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения для начальной школы, то весьма актуальный вопрос о национальных (этнокультурных) ценностях, реализуемых через обще образовательные дисциплины, русский (родной) язык в частности, остается открытым.

        Важным фактором освоения национальных ценностных отношений, отношений к миру, помимо познавательного аспекта - осмысления содержания понятия и форм проявления (обогащение словаря прилагательных), - должен стать эмоционально-смысловой – непосредственное проживание младшими школьниками этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью (активизация словаря прилагательных на уроках и в повседневной жизни).

        В парадигме личностно развивающего образования полноценное усвоение обучающимися ценностей национальной культуры крайне сложно обеспечить без базовых понятий методики обучения русскому (родному) языку - фонетика, лексика, морфология, грамматика. Содержательные оттенки номинативных единиц, стремящихся отразить этническую специфику представления языковых знаний, заключаются в различном восприятии окружающей действительности. Так, если концепсемантика слова связана, прежде всего, со знанием (со-знанием, познанием) – значением, логикой, разумом (сознательным восприятием), то   это знание, базирующееся на «душе» (духе) - чувствах, ощущениях, переживаниях, духовной деятельности. А как мы уже указывали выше, большинство прилагательных,  которые усваивают дети в первую очередь, относятся именно к словам с сознательным (духовным восприятием).

        Работа по формированию словаря прилагательных в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует практической реализации осознания  дошкольниками младшими школьниками национальных (этнокультурных) ценностей при  работе по развитию речи в парадигме личностно - ориентированного образования, может и должна обогащать учащихся содержанием национальной культуры, народных традиций ( работа над произведениями устного народного творчества), нравственных устоев (знакоство с праздниками и традициями своего народа), содействовать раскрытию целостной национальной языковой картины мира ( работа над словарем прилагательных, как качественной характеристики языка), способствовать духовно-нравственному развитию дошкольников и младших школьников, их национальной идентичности (осознанию своей этнической принадлежности) и на этой основе обеспечивать интеграцию в национальную (общероссийскую) и мировую культуру.

        Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И, Яшина. – М. : Академия, 2009 г.

2.  Лаврентьева, А.И Основы онтолингвистики: теория и практика: учебное пособие для студентов пед. университетов / А.И. Лаврентьева – М.: Изд-во «Экоинформ», 2015. – 125 с.

3. Канакина, В.П. Работа с трудными словами в начальной школе / В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.

4. Князев, С.В.,  Пожарицкая, С.К.  Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография — М.: Изд-во МГУ, 2014 г.

5. Саркисян, Т. А. Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3561–3565. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54976.htm.



Предварительный просмотр:

ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор статьи Орлова Е.В., ГБОУ «Школа № 842»

         Аннотация. В статье рассматривается понимание и употребление детьми дошкольного и младшего школьного возраста имен прилагательных. Формирование словаря прилагательных - это ряд систематезированных мероприятий, которые включают в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды, способствующей формированию культурной идентичности обучающегося.

        Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Речь человека – это, прежде всего показатель его культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую активность.

        Речь человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль образовательного учреждения – создание оптимальных условий для всестороннего развития речевого потенциала ребенка через культуру, и в частности через культуру его   народа.

         Эта задача очень полно отражена в новом ФГОС  дошкольного и начального школьного образования. Там указано, что развитие яркой, образной, правильной        речи ребенка  является одной из приоритетных областей развития.  И это не случайно, ведь грамотная речь – залог будущего успешного обучения в школе, успешности во взрослой жизни и формирования культурной идентичности, чувства сопричастности с богатой культурой своего народа [3].

        Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком (Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова).

        В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляритов» (К.И. Чуковский), которые «мертвят живую речь». Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. «Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью», – говорится в книге С. В. Князева и С.К. Пожарицкой «Современный русский язык» [4, с. 18].

        В школьной практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

        Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

        Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

        И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи [4].

        Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В. Гавриш «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку». Сама проблема решалась в нескольких направлениях: как работа над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений, и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания [1].

        Дошкольный возраст – период быстрого развития речи детей, а особенно их словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни ребенка, его воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов у дошкольников одного и того же возраста сильно рознятся. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных [2].

        Проведенное нами исследование показало, что дети 6-7 лет характеризуют предмет, в основном, по 1-2 стандартным признакам. Детям были предложены два имени существительных: кошка и облако. Нужно было охарактеризовать эти предметы, практически все дети сказали, что кошка серая и маленькая, а облако белое и большое. В чем же причина такой бедности словаря имен прилагательных у детей? Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые признались, что мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, в семьях практически ушла культура совместного чтения взрослых и детей, а ведь именно сказки, потешки, пословицы и поговорки являются неиссякаемым источником яркой, образной, насыщенной прилагательными речи, в-третьих, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной формой речи [1].

        Исследования Ю.С. Ляховской показали, что наиболее употребительны в речи детей существительные, в основном обозначающие конкретные предметы. Дети владеют общими названиями предметов одежды, умывальных принадлежностей, продуктов питания, посуды. Знают и детали (воротник, карманы, рукава и т.д.). Но названиями некоторых деталей не пользуются и даже не всегда их знают (хлястик, бретелька, изнанка и т.д.). Часто дети заменяют незнакомые существительные глаголами: «На чем вешают – вешалка…» [5]. Как правило, указанные лексические ошибки в речи детей вызываются бедностью и неотчетливостью представлений детей о предметах и их характерных признаках. Не случайно Е.И. Тихеева отмечала, что туманные представления никогда не найдут ясного и толкового словесного выражения [1].

        Основная форма глаголов, употребляемых детьми, это слова, обозначающие движение (пойти, принести), конкретные действия, чаще всего трудовые (завязывать, надевать, складывать и др.), глаголы, показывающие физическое и душевное состояние (проголодаться, проснуться и др.), деятельность органов чувств, мышления (смотреть, придумать, блестеть и др.). В речи детей старшего дошкольного возраста встречается повелительное наклонение, но его употребление носит ситуативный характер, в отличии от младшего возраста. Например: «Убирай за собой игрушки» – младшему брату после совместной игры. При создании определенных условий дети пользуются и сослагательным наклонением [1].

        Подробнее мы остановимся на особенностях усвоения детьми имен прилагательных. Не смотря на то, что отдельные прилагательные встречаются в речи детей довольно рано (обычно во второй половине второго года), дети пользуются ими в небольшом количестве. Употребляют они в своей речи качественные имена прилагательные, имена прилагательные, обозначающие цвет, некоторые пространственные понятия (большой, маленький), внешние физические или телесные качества людей (толстый, худой, лысый и др.), качества (сладкий, горячий).

        Встречаются и относительные прилагательные, выражающие отношение к лицу (детские забавы), к действию (моечный кран), ко времени (обеденный час), к числу (двойное одеяло). Редки притяжательные прилагательные. За время, проводимого нами исследования практически не встречались нам краткие формы прилагательных. Изредка встречаются степени сравнения качественных прилагательных и прилагательные, выполняющие роль эпитетов (веселый, красивый, хороший). И это не случайно, ведь прилагательные со значением общей оценки – одна из древнейших групп слов с абстрактным значением, уходящие корнями к истокам старославянского языка и дохристианской культуры.         Обшеоценочные лексемы выражают основные мировоззренческие категорий, положительное и отрицательное отношение к явлениям действительности – добро и зло, хорошее и плохое. Не удивительно, что слова с семантикой общей оценки, в первую очередь привлекают внимание детей, и именно они в большом количестве содержатся в песенках, потешках, сказках, то с чем в первую очередь знакомится ребенок, окунаясь в мир родной культуры.

        Работая с детьми над произведениями устного народного творчества, мы не только обогащаем словарь детей, но и знакомим детей с традициями не только его народа, но культурой народов мира. Работа над усвоением прилагательных позволяет нам в интересной для ребенка форме развивать речь ребенка и формировать его культурную идентичность.

        Таким образом, проведенный анализ употребляемых детьми имен прилагательных показал, что дети мало разбираются в существенных признаках предметов. В активном словаре почти не используются слова, обозначающие размер (длинное, короткое, узкое, широкое), на смотря на то, что эти слова достаточно часто употребляются в процессе НОД и режиме дня ДОУ, состояние предмета (влажное, пыльное, новое, потёртое). Редки случаи правильного обозначения материала (шерстяной, меховой), в основном дети пользуются существительными (из шерсти, из меха). Не пользуются словами, обозначающими сезонность (летняя, зимняя, осенняя и т.д.). Иногда прилагательные заменяются глаголами: «Мыльница … состоит из железок» [1].

        Зная особенности развития словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста и классифицируя основные речевые ошибки детей данного возраста, можно наиболее эффективно построить работу по формированию словаря, подобрать наиболее подходящие для детей данного возраста методы и приемы работы.

        Опираясь на проведенные исследования можно сделать следующие выводы: работа по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста должна вестись в следующих направлениях:

•        увеличение запаса слов детей

•        уточнение значений слов

•        закрепление их в памяти ребенка и приучение его шире пользоваться своим словарем

        В каком же объеме расширять запас слов детей, и какими словами обогащать словарь? Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения (семья, детский сад, школа, улица и др.) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то с чем они сталкиваются в своей деятельности. Сюда входит бытовой словарь: название профессий и трудовых действий, орудий труда; отвлеченные понятия: обозначение времени, пространства, количества; обозначение моральных качеств, отношений. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус). Но при этом надо предостеречь педагогов от введения в речь детей педагогических терминов, как, например «зрительный диктант», «декоративное рисование», «дидактическая игра» и др. [2].

        Так же нельзя забывать, что работа над расширением и уточнением словаря прилагательных тесно связана с расширением их деятельности и кругозора путем игр, наблюдений, прогулок, бесед, ухода за растениями, рассказов воспитателя, чтения художественной литературы и произведений устного народного творчества.

        В начальной школе работа по формированию словаря прилагательных так же должна продолжаться по выделенным нами ранее трем направлениям, так как одной из составляющих методики  обучения русскому языку является методика развития речи, которая опирается на лексику,  работу с текстом, морфологию.

        Большие возможности для развития речи учащегося начальной школы дает изучение имени прилагательного на уроках русского языка. По данной проблеме есть немало исследований. В частности,  Н.К. Никитина предлагает в 1 классе практиковать составление предложений и небольших текстов по предметным картинкам, так как дети легче усваивают имена прилагательные вместе с существительными и глаголами. Это облегчает запоминание и понимание смыслового значения слова. Во 2 классе – распространение связного текста путем вписывания в него пропущенных прилагательных. так как пассивный словарь прилагательных у школьников уже достаточно большой и перед нами стоит задача его активизации:

•          подбор к словам, обозначающим предмет, слов, обозначающих признак, работу над загадками, включающими прилагательное, показывающее признаки предмета, служащего отгадкой;

•         образование прилагательных от существительных и запись словосочетаний с этими прилагательными: "Как называют ребят, которые дружат? – дружные ребята; как называется шкаф для книг? – книжный шкаф" и др.).

        В 3-4 классах предпочтение отдается самостоятельным наблюдениям над ролью имени прилагательного в художественном тексте и составлении собственных примеров употребления словосочетаний.

        Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден.

        Считается, что расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова.

        Изучение имени прилагательного в начальной школе является очень интересным и благодатным в  не только в плане развития речи обучающихся, но и формирования культурной идентичности. М.Р. Львов установил, что "достижение пика интенсивности" имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до "пика интенсивности"  в 1 классе, особенно во 2 классе. Такое обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е. изобразительной [5].

        В начальной школе очень важно продолжать работу над произведениями устного народного творчества, можно отметить, что сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа, особенностях его языка, народных традициях, чувствует свою сопричастность с его историей.

        В смысле уточнения и обогащения активного словаря детей значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов справедливо отмечает, что "чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности, как данного языка в целом, так и каждого его носителя". Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова [3].

        Отечественными психологами доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст.  Исходя из этого работу по фомированию словаря прилагательных, через работу над синонимами. антонимами, многозначными словами  следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах [4]. Во-первых, следует постепенно накапливать количество слов-синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений.

        Благодатным материалом для развития речи учащихся является использование связного текста, насыщенного прилагательным.

        Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: "Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями" [5].

        Итак, одним из приоритетных направлений развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста  является развитие развитие речи, так как развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

        Наиболее актуальна работа по развитию речи в дошкольном возрасте и  не менее актуальна в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, обучающиеся усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими [1].

        И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

        Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

        Задача как педагога ДОУ, так и учителя начальных классов – в доступной для ребенка форме раскрыть основные функции речи, как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

        В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть не только развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления, но и формирование культурной идентичности воспитанника ДОУ или ученика начальных классов.  Работа над формированием словаря прилагательных  представляет для этого неограниченные возможности.

         Так, в качестве одной из основных задач реализации содержания предметной области «Филология» в начальной школе [4, с. 19] выступает формирование «первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания».  При этом, следует подчеркнуть, что категория «нация» подразумевает "двойное использование" И, если основу национальной (общегражданской, общероссийской) идентичности составляют "базовые национальные ценности" (ценности гражданского общества) "и общая историческая судьба", представленные  в "Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения для начальной школы, то весьма актуальный вопрос о национальных (этнокультурных) ценностях, реализуемых через обще образовательные дисциплины, русский (родной) язык в частности, остается открытым.

        Важным фактором освоения национальных ценностных отношений, отношений к миру, помимо познавательного аспекта - осмысления содержания понятия и форм проявления (обогащение словаря прилагательных), - должен стать эмоционально-смысловой – непосредственное проживание младшими школьниками этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью (активизация словаря прилагательных на уроках и в повседневной жизни).

        В парадигме личностно развивающего образования полноценное усвоение обучающимися ценностей национальной культуры крайне сложно обеспечить без базовых понятий методики обучения русскому (родному) языку - фонетика, лексика, морфология, грамматика. Содержательные оттенки номинативных единиц, стремящихся отразить этническую специфику представления языковых знаний, заключаются в различном восприятии окружающей действительности. Так, если концепсемантика слова связана, прежде всего, со знанием (со-знанием, познанием) – значением, логикой, разумом (сознательным восприятием), то   это знание, базирующееся на «душе» (духе) - чувствах, ощущениях, переживаниях, духовной деятельности. А как мы уже указывали выше, большинство прилагательных,  которые усваивают дети в первую очередь, относятся именно к словам с сознательным (духовным восприятием).

        Работа по формированию словаря прилагательных в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует практической реализации осознания  дошкольниками младшими школьниками национальных (этнокультурных) ценностей при  работе по развитию речи в парадигме личностно - ориентированного образования, может и должна обогащать учащихся содержанием национальной культуры, народных традиций ( работа над произведениями устного народного творчества), нравственных устоев (знакоство с праздниками и традициями своего народа), содействовать раскрытию целостной национальной языковой картины мира ( работа над словарем прилагательных, как качественной характеристики языка), способствовать духовно-нравственному развитию дошкольников и младших школьников, их национальной идентичности (осознанию своей этнической принадлежности) и на этой основе обеспечивать интеграцию в национальную (общероссийскую) и мировую культуру.

        Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И, Яшина. – М. : Академия, 2009 г.

2.  Лаврентьева, А.И Основы онтолингвистики: теория и практика: учебное пособие для студентов пед. университетов / А.И. Лаврентьева – М.: Изд-во «Экоинформ», 2015. – 125 с.

3. Канакина, В.П. Работа с трудными словами в начальной школе / В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.

4. Князев, С.В.,  Пожарицкая, С.К.  Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография — М.: Изд-во МГУ, 2014 г.

5. Саркисян, Т. А. Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3561–3565. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54976.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

Цель программы: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов....

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных кор­рекционно-развивающ...

Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Лексика, используемая детьми, отвечает всем основным требовани­ям обычной взрослой лексики, с учетом детской картины мира и спе­цифики детских понятий. Она от­ражает предметный мир, в кото...