Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений (компьютерная презентация)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)
Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Мы определяем ум как знания и хорошую память, способность применять знания в уникальных ситуациях и для решения задач и делать это быстро и точно, а также творчество. Все без исключения родители хотят видеть своих детей умными и развитыми. Но мы наблюдаем сейчас множество проблем в развитии и обучении своих детей. С одной стороны, они предприимчивы, раскрепощены в суждениях и поступках, с другой – гиперактивны, невнимательны, имеют слабое физическое здоровье, нарушения эмоционально-волевой сферы, психо-физического развития, мышления, памяти и речи. К тому же, большинство современных дошкольников страдают так называемой «экранной зависимостью».
Мы, воспитатели ДОУ, видим, какие дети к нам приходят: они ни к чему не стремятся, слабо запоминают материал, испытывают трудности в общении. Вечный вопрос «Что делать?» волнует нас. Возникает необходимость в поиске методов и приёмов, способствующих развитию интеллекта детей.
Целью данной работы является развитие интеллектуальных способностей детей 3-5 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты данной темы;
- провести диагностику уровня развития мышления, памяти, внимания воспитанников средней группы ДОУ;
- составить программу коррекционной работы;
- создать копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Исследования показали, что дети, посещающие детский сад, обладают недостаточным уровнем развития мышления и низким интеллектуальным потенциалом
Цель: Задачи: развитие интеллектуальных способностей детей 3 -5 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений. - изучить теоретические аспекты данной темы; - провести диагностику уровня развития мышления воспитанников средней группы ДОУ; - составить программу коррекционной работы; - создать копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений
Принципы работы: - системность - научность - непрерывность - доступность материала для детей - личностная ориентированность Новизна работы состоит в том, что такого рода исследования ранее для данного контингента детей не проводились Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и опыт работы могут послужить основой для работы других педагогов.
Планируемые результаты Первый уровень результатов- развитие интереса к развивающим играм Второй уровень результатов – развитие умений выполнения коррекционных заданий Третий уровень результатов – повышение уровня развития интеллекта детей Привитие интереса к выполнению коррекционных заданий – необходимое условие успеха
Теоретическая основа Интеллект (по Ожегову) – это мыслительная способность, умственное начало человека Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Интеллектуальный талант Способность анализировать Способность комбинировать и преобразовывать Способность рассуждать и делать выводы Способность планировать
Основные интеллектуальные способности ребёнка (по С.Камарата ): 1.Рассуждение 2.Визуальное пространственное мышление 3.Обработка звуковой информации Решение задач 4.Извлечение информации из долгосрочной Памяти 5.Понимание слов (распознавание языка, в том числе его словарного состава 6.Чтение и письмо 7.Математические навыки Способность обращаться к информации, хранящейся в памяти 8 . Краткосрочная память 9. Скорость обработки информации Когнитивная эффективность
Интеллектуально благоприятная среда - среда , которая позволяет овладевать всеми девятью широкими способностями в функциональном, повседневном контексте. Основа интеллектуальных способностей – высшие психические функции, наиболее важной из которых является мышление Высшие психические функции: мышление , память, внимание, восприятие, речь Интеллектуальные способности
Направления работы : Практическая часть 1.Диагностика уровня развития мышления с целью выявления проблемы 2.Использование коррекционных игр и упражнений на всех занятиях 3.Развитие высших психических функций на занятиях кружка «Умка» 4.Работа с родителями (выступление на родительских собраниях и семинарах, оформление папок-передвижек). Программа кружка по коррекции «Умка» Методическая копилка коррекционных игр и упражнений
1.Диагностика уровня развития мышления с целью выявления проблемы 1.Методика «Складывание разрезных картинок » (для детей первой группы ) 2.Методика «Последовательность событий»( Бернштейн А.Н., для детей второй группы , ) Для выявления проблемы проводилось обследование детей по двум возрастным группам. Первая возрастная группа – дети 3 лет, вторая возрастная группа – дети 4 лет. Сроки проведения – октябрь (входящая диагностика), февраль – (промежуточная диагностика, май (итоговая диагностика). Применяемые методики:
Результаты исследования Диаграмма изучения уровня развития мышления (методика «Складывание разрезных картинок - первая группа)
Результаты изучения уровня развития мышления (методика «Последовательность событий» - вторая группа)
2.Использование коррекционных игр и упражнений на всех занятиях Игра «Ритм» на занятиях по математике Развитие мелкой моторики с использованием прикладной кинезиологии
3.Развитие высших психических функций на занятиях кружка «Умка» Групповая работа Выполнение индивидуальных заданий
4.Работа с родителями Папки-передвижки для родителей Материалы для родительских собраний
Предварительные выводы согласно результатам выбранных диагностических методик наблюдается положительная динамика развития мышления детей, что является благоприятным условием для развития их интеллектуальных способностей; применение коррекционных игр и упражнений способствует развитию мотивации и интереса детей к занятиям; необходимо продолжить работу по коррекции высших психических функций воспитанников, посещающих группу; данную работу следует считать незаконченной, поэтому в дальнейшем она будет продолжена .
Задачи на 2020-2021 учебный год - изучить теоретические аспекты данной темы; провести диагностику уровня развития мышления воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ (октябрь 2020 года); пополнять копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений; и спользовать коррекционно-развивающие игры и упражнения на занятиях; п роводить занятия кружка «Умка».
Использованные источники 1. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 283 с. 2. Выготский , Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте . М.: Просвещение, 2010. – 320 с. 3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий// Хрестоматия по общей психологии : Психология мышления . —М., 1991. – 450 с. 4. Гамезо , М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо . - М.: Педагогическое общество России. 2009. – 440 с. 5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320с. 6. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. – М.: АСТ, 2007. – 550 с. 7. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос . 2009. - 688с. 8. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2015. – 432с. 9. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников . – М., 2013. - 450 https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"
Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...
Педагогический совет: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»
Представлены материалы проведения, подготовки к педагогическому совету...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий....
"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки".
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки. Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффекти...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.
Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...
Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования
Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...