Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.
консультация по математике (старшая группа) на тему
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.74 КБ |
![]() | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Родничок»
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.
Воспитатель: Усик Олеся Викторовна
Константиновка
2018
(Слайд 1) Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, когда математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Основная форма работы с дошкольниками- игра. (слайд 2)
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность. Огромную роль в развитии интеллекта играют математические игры и упражнения.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для дошкольников,
снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к
приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих
игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную
деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Слайд 3
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приѐмов и способов умственной деятельности.
Поэтому цель моей работы заключается не только в подготовке детей к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннему развитию.
Основными задачами по развитию интеллекта являются:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников: анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие и познавательные способности, развитая доказательная речь.
2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
В соответствии с поставленными целями и задачами я использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие. Я считаю, что для развития интеллектуальных способностей очень важно применение игр и игровых упражнений, поэтому обучение детей организую в форме игры. В ходе игр осуществляется взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.
слайд 4. В своей работе я использую :
• Математические, развивающие, логические игры;
• Игры-развлечения;
• Дидактические игры, упражнения.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Например:
- счетные палочки - с их помощью я знакомлю детей с геометрическими формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по заданию.
- игры «Что лишнее»,
«Найти фигуру», «Символы», «Таблицы», «Логические таблицы» -
схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. (слайд 5)
- игры-головоломки: Блоки Дьенеша», «Танграм» (слайд 6)
3.В своей работе я использую загадки математического содержания (слайд 7)
Квочка Квочка решила Цыплят посчитать. Три петушка, Да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. (8 цыплят) | Котлеты Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас? (8 котлет) | Карандаши Я беру Карандаши. Ты считай, Но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, Черный, Желтый, Синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? (4 карандаша) |
и задачи-шутки: (слайд 8)
1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).
2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).
3) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
При совместной деятельности с детьми использую задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, задачи на сообразительность. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
7.Детям нравиться играть с палочками Кюизенера. Они осваивают умения соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Например, предлагаю детям построить числовую лесенку от 1 до 5, и наоборот от 5 до1, или построить «Волшебную дорожку» (по схеме). (слайд 9-10)
Для развития у детей сообразительности, логического мышления в своей работе я использую разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм ).
В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Работу по данной теме я буду продолжать и усовершенствовать.
Список литературы (слайд 11)
1. Гурьянова Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:
Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.
4. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
5. Соловьева Е. В. Учимся считать: в мире чисел: для ст. дошк. возраста.
Благодарю за внимание. (слайд 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная форма работа с дошкольниками - игра
Развитие интеллекта дошкольников через математическую деятельность Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приѐмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Основными задачами по развитию интеллекта являются: 1. Формирование приемов умственных операций дошкольников: анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие и познавательные способности, развитая доказательная речь. 2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
В своей работе я использую: -математические ,развивающие и логические игры; -игры развлечения; -дидактические игры; -упражнения.
Игры: «Что лишнее» «Найди фигуру»
Игры-головоломки: «Блоки Дьенеша » « Танграмм »
Загадки математического содержания: Карандаши Я беру Карандаши. Ты считай, Но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, Черный, Желтый, Синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? Квочка Квочка решила Цыплят посчитать. Три петушка, Да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. Котлеты Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас?
Задачи-шутки: 1 ) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое ). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). 3 ) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
Палочки Кюизерена :
Список литературы: 1 . Гурьянова Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов. 2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3 . Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. 4. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 5 . Соловьева Е. В. Учимся считать : в мире чисел : для ст. дошк . возраста.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559118-1420453498.jpg)
Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"
Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-816276-1586435078.jpg)
Педагогический совет: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»
Представлены материалы проведения, подготовки к педагогическому совету...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885679-1485711108.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.
Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1006327-1517579316.jpg)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Презентация итогов работы по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1249064-1589481859.jpg)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В. позволяет полностью построить п...