Карта обследования ребенка учителем-дефектологом
методическая разработка по коррекционной педагогике

Орешникова Людмила Алексеевна

Карта обследования ребенка дошкольника учителем-дефектологом. Диагностическая карта помогает проанализировать результаты обследования, спланировать работу специалиста и увидеть динамику развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_obsledovaniya_rebenka_uchitelem.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования ребенка учителем-дефектологом

Ф.И. ребенка________________________________________дата рождения____________

Название раздела, параметры изучения

Год обучения

_________

_________

_________

_________

1.

Общее представления ребенка

1.1

Сведения о себе и о семье

- Как тебя зовут (имя, фамилия)?

- Сколько тебе лет?

- Где ты живешь?

- Как зовут твою маму?

- Как зовут твоего папу?

- Кем работает мама?

- Кем работает папа?

Любимые сказки, стихи

1.2

Сведения об окружающем мире

Игрушки

Домашние животные

Дикие животные

Домашние птицы

Дикие птицы

Насекомые

Овощи

Фрукты

Ягоды

Деревья

Цветы

Продукты

Посуда

Мебель

Бытовые приборы

Транспорт

Профессии

Одежда

Обувь

Головные уборы

Назначение предметов

2.

Сенсорное развитие

2.1

Зрительное восприятие и внимание

Восприятие  изображений

Подбор предмета к изображению

Контуры фигур

Неполный рисунок

Перечеркнутые фигуры

Наложенные изображения

Восприятие цвета

Подбор картинок к цветовому фону (дает такой же, называет цвет):

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Белый

Черный

Коричневый

Розовый

Голубой

Оранжевый

Восприятие формы

Подбор картинок, предметов  к предложенной форме (дает такой же, называет форму):

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Ромб

Овал

Шар

Куб

Брус

Конус

Цилиндр

Треугольная призма

Восприятие величины

Подбор картинок, предметов  к предложенной величине (дает такой же, называет форму):

Большой

Маленький

Высокий

Низкий

Толстый

Тонкий

Длинный

Короткий

Широкий

Узкий

2.2

Слуховое восприятие и внимание

Определение направления звука: «где позвонили?»

Дифференциация звучащих игрушек

Определение силы звука

Динамический праксис (восприятие и воспроизведение ритмических структур)

2.3

Тактильное восприятие

Узнавание и называние реальных предметов

Узнавание и называние реальных моделей (игрушек)

Узнавание геометрических форм

Дифференциация величины предметов

Узнавание и называние предметов по поверхности (гладкий, скользкий, твердый, мягкий, колючий, шероховатый)

3.

Пространственно-временные представления

3.1

Восприятие пространственных отношений

Ориентировка в схеме собственного тела

Правая, левая руки, уши, глаза, нос, правая левая ноги, др. части тела

Слева и справа от ребенка

Ориентировка в схеме тела стоящего напротив

Правая, левая руки, уши, глаза, нос, правая левая ноги, др. части тела

Понимание речевых инструкций

Встать слева, справа от педагога

Кто стоит справа, слева, между, сзади, по середине, впереди

Ориентировка на листе бумаги

3.2

Восприятие времени

Времена года

Название и последовательность

Признаки

Показывает на картинках

Занятия людей

Дни недели:

Название и последовательность

Части суток:

Название и последовательность

4.

Психические процессы

4.1

Память

Запоминание и воспроизведение  слов

Запоминание и воспроизведение предметов, геометрических фигур

Запоминание картинок

4.2

Внимание

Способность к концентрации внимания на занятиях

Переключение (переход с одного объекта деятельности на другой)

Устойчивость (длительность удерживания внимания на одном объекте)

Распределение (одновременное выполнение 2-х и более дел)

«Найди различия»

«Чего не хватает на рисунках?»

4.3

Мышление

Невербальное

«Почтовый ящик» (N с 6 лет)

«Матрица Равенна»

Складывание пирамиды:

Из 3 частей

Из 5-12 частей

Доска Сегена (N с 6 лет):

Круг, квадрат, треугольник

Сложные фигуры

Разрезные картинки (2-12 частей)

Кубики (4-12 частей)

Складывание из палочек:

По образцу (из 2-4 частей)

По памяти (из 4-6 частей)

Вербальное

«4 лишний»

Последовательные картинки

Понимание пословиц и поговорок

Нелепицы

Классификация предметов

Понимание текста со скрытым смыслом

5

Развитие  функциональных возможностей кистей и пальцев рук

5.1

Умение удерживать предметы

Умение брать и держать предмет большим и указательным пальцами

Сжать пальцы в кулак - выпрямить

Сгибание пальцев в кулак по очереди

Противопоставить большому пальцу все остальные по очереди

Постучать по столу расслабленной рукой

Постучать каждым пальцем по столу по очереди под счет

Умение разгладить лист бумаги

Умение прокатывать карандаш между пальцами

Перекладывает предметы из  руки в руку

Складывает предметы в коробку

Снимает и надевает кольца пирамидки

Ставит кубик на кубик

Катает шарик в определенном направлении

Вкладывание предметов в соответствующую форму

Бросает предметы в корзину

Умение закручивать крышку

Умение застегивать, расстегивать пуговицы

Умение застегивать, расстегивать молнию

Владение карандашом, фломастером, кистью

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

1 – Знания, умения и навыки не проявляются, не сформированы

2 – Знания, умения и навыки спонтанные, ситуативные, продиктованные конкретной ситуацией

3 – Знания, умения и навыки проявляются при умеренной поддержке педагога

4 – Знания, умения и навыки проявляются достаточно самостоятельно, но активность быстро угасает

5 – Знания, умения и навыки проявляются устойчиво, самостоятельно, проявляет инициативную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования ребенка 6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР по  программе Нищевой (авторская)...

Речевая карта обследования ребенка

Речевая карта компактна, включает основные показатели обследования  речи ребенка. К ней в приложение анамнестические данные и раннее речевое  развитие ребенка....

Журнал первичного обследования детей учителем-дефектологом

Журнал первичного обследования детей учителем-дефектологом....

Диагностическая карта обследования ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения зрения.

С целью выявления имеющихся отклонений в  познавательной деятельности ребенка, имеющего нарушения зрения,  для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями провожу два р...

Речевая карта обследования ребенка с РДА

Данная карта будет актуальна для обследования детей старшего дошкольного возраста...

Карта обследования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Диагностическая карта учителя-дефектолога ориентирована на базовые разделы программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание», рекомендованной Ми...