Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении
материал по коррекционной педагогике
Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdp_v_vospitanii.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно–деятельностный подход в обучении и воспитании».
Попытаюсь как можно доходчиво и наглядно рассказать, что же такое системно-деятельный подход в нашей воспитательной работе. На самом деле, изучая тему доклада, я поняла, что нового ничего здесь нет, и нам всё это знакомо и используется в нашей повседневной практике. Итак:
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и главное. на мой взгляд просто заинтересовать его в учебе, заставить учится так, чтоб он сам не понял, что его хотят заставить учиться.
Для начала несколько интересных фактов. Наше образование считается, ну или считалось одним из лучших в мире. Школа давала ученику огромный багаж знаний, который в последующем, выпускник, выйдя из школы или института не знал как применить на практике. А студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание». Такие факты обозначают проблемы не столько выпускников школ, сколько всей структуры и содержания общего образования.
Это и не удивительно. Книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается. Ей на смену приходит приобретение информации на аудиовизуальных, преимущественно на электронных носителях. В нашу жизнь, хотим мы того или нет, уже на 100% внедрился компьютер. Это приводит к тому, что знания становятся фрагментарными, несистематизированными. Из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера. Сказывается переход к тестовой форме итоговой аттестации. В Интернете ученикам предлагают шпаргалки и рефераты, убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию. Учебники перестают играть роль главного носителя учебной информации.
Таким образом, стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. (1 слайд)
Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление педагогом познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке, на самоподготовке, в коллективе, во внеурочной деятельности – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль педагога: педагог – организатор деятельности детей.
(2 слайд)
Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания педагога: переход к обучению по новым стандартам потребует от педагога освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
(3 слайд)
В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
(4 слайд), (5 слайд) (6 слайд)
По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, она снижается еще до 30%.
Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
А теперь, что касается конкретно нашей с Вами воспитательной работы. Как, каким образом и где можно внедрить в нашу повседневную работу системно-деятельностный подход. Вот некоторые виды деятельности учащихся совместно с педагогом: проектная деятельность, деловые игры, КТД (коллективно-творческие дела)
(7 слайд) (8 слайд)
Рассмотрим первый пункт – проектная деятельность.
(9 слайд) плюсы проектной деятельности
Как это выглядит на практике. У проектной деятельности есть принцип
«5 П» (10 слайд)
Приведу простой пример:
Заходит к нам в класс, к примеру, завуч и говорит: « Пришла бумага, к 10 числу нужно сдать работы на городской конкурс на «Энную тему».
- У нас есть проблема
Далее мы вместе с детьми или с группой детей или с одним из учеников (в зависимости от задачи) думаем, что бы нам такое сотворить. То есть, мы уже составляем план, иначе говоря - проект. Итак, у нас есть второй пункт
- Проект
Далее мы продумывает, как будет выглядеть конечный результат и как его достичь, что для этого нужно сделать. У нас есть третий пункт
- Поиск решения проблемы
Решили, сделали – работа готова. Вот вам четвертый пункт
- Продукт.
Не надо объяснять как важно детям оценка их труда. А для этого Что? – нужна выставка, презентация. И это пятый пункт:
- Презентация.
(11 слайд)
- То есть проект – это по сути дела просто специальное задание, план, замысел,
путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
- Главное условие – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте и этапов проекта.
Виды проектной деятельности (12, 13, 14, 15 слайд)
Вот мы и проанализировали один из видов деятельностного подхода – проектную деятельность.
Следующий вид деятельности – деловая игра (слайд 16, 17, 18, 19, 20)
Игра для ребенка - это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал.
Следующий вид деятельности Коллективно-творческие дела.
(слайд 21, 22, 23)
Мы в своей работе используем такой вид КТД – как кружковая деятельность. (слайд 24)
Заключение:
Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется тогда, когда учитель сам является творческим человеком. Учитель должен быть ни «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет свих воспитанников на сочинение музыки. Он дирижер ребячьей самодеятельности, но никто не должен видеть взмахов его палочки.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Итак, системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
(Слайд 25,26,27.28,29)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском сад...
Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...
Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
Как организовать развивающюю среду в ДОУ...
Контрольная работа по теме :Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей в условиях детского сада"
Для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход....
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.
Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...
«Дифференцированный подход к воспитанию и обучению в I младшей группе»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...