Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении
материал по коррекционной педагогике

Романова Елена Александровна

Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdp_v_vospitanii.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Системно–деятельностный подход в обучении и воспитании».

Попытаюсь как можно доходчиво и наглядно рассказать, что же такое системно-деятельный подход в нашей воспитательной работе. На самом деле, изучая тему доклада, я поняла, что нового ничего здесь нет, и нам всё это знакомо и используется в нашей повседневной практике. Итак:

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и главное. на мой взгляд просто заинтересовать его в учебе, заставить учится так, чтоб он сам не понял, что его хотят заставить учиться.

Для начала несколько интересных фактов. Наше образование считается, ну или считалось одним из лучших в мире. Школа давала ученику огромный багаж знаний, который в последующем, выпускник, выйдя из школы или института не знал как применить на практике. А студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание». Такие факты обозначают проблемы не столько выпускников  школ, сколько всей структуры и содержания общего образования.

Это и не удивительно. Книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается. Ей на смену приходит приобретение информации на аудиовизуальных, преимущественно на электронных носителях. В нашу жизнь, хотим мы того или нет, уже на 100%  внедрился компьютер. Это приводит к тому, что знания становятся фрагментарными, несистематизированными. Из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера. Сказывается переход к тестовой форме итоговой аттестации. В Интернете ученикам предлагают шпаргалки и рефераты, убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию. Учебники перестают играть роль главного носителя учебной информации.

Таким образом, стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить  цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.   (1 слайд)
Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление педагогом познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке, на самоподготовке, в коллективе, во внеурочной деятельности  – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль педагога: педагог – организатор деятельности детей.

 (2 слайд)

Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Но самое трудное, на наш взгляд, это перестройка сознания педагога: переход к обучению по новым стандартам потребует от педагога освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.

(3 слайд)

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
(4 слайд), (5 слайд) (6 слайд)

По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, она снижается еще до 30%.
Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

А теперь, что касается конкретно нашей с Вами воспитательной работы. Как, каким образом и где можно внедрить в нашу повседневную работу системно-деятельностный подход.  Вот некоторые виды деятельности учащихся совместно с педагогом: проектная деятельность, деловые игры, КТД (коллективно-творческие дела)

(7 слайд)  (8 слайд)

Рассмотрим первый пункт – проектная деятельность.

 (9 слайд) плюсы проектной деятельности

Как это выглядит на практике. У проектной деятельности есть принцип

 «5 П»  (10 слайд)

Приведу простой пример:

 Заходит к нам в класс, к примеру, завуч и говорит: « Пришла бумага, к 10 числу нужно сдать работы на городской конкурс на «Энную тему».

  1. У нас есть проблема

Далее мы вместе с детьми или с группой детей или с одним из учеников (в зависимости от задачи) думаем, что бы нам такое сотворить. То есть,  мы уже составляем план, иначе говоря -  проект. Итак, у нас есть второй пункт

  1. Проект

Далее мы продумывает, как будет выглядеть конечный результат и как его достичь, что для этого нужно сделать. У нас есть третий пункт

  1. Поиск решения проблемы

Решили, сделали – работа готова. Вот вам четвертый пункт

  1. Продукт.

Не надо объяснять как важно детям оценка их труда. А для этого Что? – нужна выставка, презентация. И это пятый пункт:

  1. Презентация.

(11 слайд)

  • То есть  проект – это по сути дела просто специальное задание, план, замысел,

   путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

  •     Главное условие – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте и этапов проекта.

Виды проектной деятельности (12, 13, 14, 15 слайд)

Вот мы и проанализировали один из видов деятельностного подхода – проектную деятельность.

Следующий вид деятельности – деловая игра (слайд 16, 17, 18, 19, 20)

Игра для ребенка - это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал.

Следующий вид деятельности    Коллективно-творческие дела.

 (слайд 21, 22, 23)

 Мы в своей работе используем такой вид КТД – как кружковая деятельность. (слайд 24)

Заключение:

Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется  тогда, когда учитель сам является творческим человеком.  Учитель должен быть ни  «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет свих воспитанников на сочинение музыки. Он дирижер ребячьей самодеятельности, но никто не должен видеть взмахов его палочки.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Итак,  системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


(Слайд 25,26,27.28,29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

«Дифференцированный подход к воспитанию и обучению в I младшей группе»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...