Перспективное планирование по межполушарному взаимодействию в развитии детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Таран Ирина Витальевна

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_perspekt._samoobrazovanie.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального образования

Новокубанский район

        

Перспективное планирование

по межполушарному взаимодействию

в развитии детей с ОВЗ

учителя-логопеда МДОБУ №2

Таран Ирины Витальевны

на 2020 – 2021 учебный год

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

 Задачи:

• Развивать межполушарное взаимодействие мозга;

• Синхронизировать работу полушарий мозга;

• Развивать мелкую моторику;

• Развивать память, внимание, мышление;

• Развивать все психические процессы.

Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.

С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 10-15 минут.

Упражнения проводятся согласно перспективного плана. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом.

Кинезиологические упражнения использую как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Перспективный план по межполушарному взаимодействию.

месяц

Телесные упражнения

Комплексы упражнения для формирования правильного речевого дыхания. Бурлакина О.В.

Зеркальное рисование

Самомассаж

сентябрь

«перекрестное марширование»; «колечки»

Упражнения в положении лежа 1-2

«помоги парашютистам приземлиться»

«Осень»

октябрь

«мельница»; «паровозик»; чередование «заяц-коза; заяц-коза- вилка».

Упражнение в положении лежа 3-6

«забрось мяч в кольцо», «прокати машинку по мостику», «проведи линию по пунктиру», «нарисуй аквариум для рыбки»

«Осень»

ноябрь

«колено-локоть» ; «блины»; «блины с начинкой»; « ухо-нос».

Упражнение в положении лежа 7-10

«нарисуй радугу», «прокати клубок», «помоги рыбке доплыть до дна», «обведи по пунктиру дорожки»

«Осень»

декабрь

«воздушная восьмерка»; «кулак-ребро-ладонь»; «лезгинка»;               «кошка-мышка».

Упражнение в положении лежа 10-14

«обведи по пунктиру кольца», «обведи по пунктиру ёлочки», «обведи по пунктиру двумя руками», «обведи по пунктиру яблоко»

«Зима»

январь

«мельница»;             «кольцо наоборот»; «блинчики с начинкой»; «ухо-нос».

Упражнение в положении стоя 1-3

«укрась коврик», «проведи непрерывную линию», «два дятла»

«Зима»

февраль

«воздушная восьмерка»; «лезгинка»,           «лезгинка с языком».

Упражнение в положении стоя 4-8

«рыбки-подружки», «черепашки», «ночь», «кошки-мышки»

«Зима»

март

«менять правую и левую руку»;                             «заяц-коза-вилка»; «блинчики с начинкой».

Упражнение в положении стоя 8-12

«мышкин сыр», «паутинка», «пес и кошки»

«Весна»

апрель

«мельница»;         «хороший полицейский»; «ухо-нос».

Упражнения сидя на стуле 1-5

«медвежата и пчелки», «козочки», «бабочки и котята», «морская история»

«Весна»

май

«колено-локоть»;   «хороший полицейский»; «пальчики шагают».

Упражнения сидя на стуле 5-10

«тигры футболисты», «крокодилы», «охота на уток», «курочки»

«Весна»

Приложение.

 Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. “Яйцо”

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет. (Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться).

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Игровые упражнения

для развития межполушарного взаимодействия

  1. «Лиса и заяц».
  2. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  3. «Кольцо наоборот». Хлопок, мизинец с большим пальцем, а на другой руке указательный с большим.
  4. «Яблочко и червячок». Кулак / кулак с большим пальцем.
  5. «Колечки». Соединять попеременно пальцы в колечки, затем одна рука с мизинца, а другая с указательного.
  6. «Блинчики», «Блинчики с начинкой». Сначала печем, затем заворачиваем начинку (например, на третий блин).
  7. «Менять правую и левую руку». На столе перед собой согнутая рука и меняем, затем усложняем - одна рука ладонь, другая кулак.
  8.  «Ладонь, кулак, ребро».
  9.  «Хороший полицейский». Одна рука отдаёт честь, другая показывает «класс».
  10.  «Пальчики шагают». Руки лежат на столе, ладонями вниз. На правой руке поднять мизинец, а на левой большой палец и т.д.
  11.  «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 
  12.  «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
  13.  «Лезгинка с языком». Кулак/ладонь, в какую сторону ладонь туда язык.
  14.  «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  15. "Кулак - ребро – ладонь"— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  16.  «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.
  17.  «Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2-3 раза под счет до 10.
  18.  «Вилка» - вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

Расслабляющий  мимический самомассаж.

Комплекс упражнений  «Времена  года»

«Осень»

Осень в гости к нам пришла.

 Сильный ветер принесла.

 Листья пестрые летят...

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла.

 Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла.

 Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла.

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

 Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

           

«Зима»

В гости к нам зима пришла.

Холода нам принесла.

 Снежинки легкие летят…

Зима  любит снегопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зима  в гости к нам пришла.

 Мороз с собою принесла.

Щиплет он и нос и щеки.

Разлетелись все сороки.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

К нам зима опять пришла.

Бураны, вьюги принесла.

Крутят снег, несут,  метут.

 А  сугробы все растут

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

В гости к нам  зима пришла.

Нас  на горку позвала.

Не ленись, да поспевай.

 Поскорее вниз съезжай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

«Весна»

В  гости к нам весна пришла.

С  собою радость  принесла.

 Греет солнышко, тепло.

И на улице светло.

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

В гости к нам весна пришла.

Теплый дождик  принесла.

 Мелкий дождик моросит,

А у травки бравый вид!

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

В гости к нам  весна пришла.

С юга птичек  привела:

Они летают,  гнезда вьют,

Скоро птенчики пойдут.

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

 В гости к нам  весна пришла

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

 Землю глубже копай!

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возпраста

Перспективное планирование по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Перспективное планирование социально-личностного развития детей старшей группы

Перспективное планирование социально -личностного развития детей старшей группы....

Перспективный план по познавательному развитию детей через наглядное моделирование.

Модельные  представления  позволяют  ребёнку  выделять  в  образном  плане  те  свойства  действительности,  которые  существенны  для...

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной  к школе группе в таблице...