Открытое логопедическое занятие по нравственно – патриотическому воспитанию « Я и моё имя» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с историей русских имён.
Задачи:
- познакомить детей со значением имени для человека;
- обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени;
- вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена;
- научить вежливо обращаться друг к другу, представляться другим людям, знакомиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moyo_imya.doc | 515.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г. Колпашево
ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая разработка
Открытое логопедическое занятие по нравственно – патриотическому воспитанию
« Я и моё имя»
(подготовительная группа)
Автор: Костырева Вероника Васильевна,
учитель-логопед
Цель: познакомить детей с историей русских имён.
Задачи:
- познакомить детей со значением имени для человека;
- обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени;
- вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена;
- научить вежливо обращаться друг к другу, представляться другим людям, знакомиться.
Оборудование: ребусы, мяч, фотографии с изображением святых, рассказ О.Кириллова «Книга ласковых имён».
Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Как настроение? Готовы заниматься?
Присаживайтесь перед зеркалом, выпрямляем спинку.
2. Упражнения с массажным мячиком.
Ходит ёжик без дорожек (мячик)
По лесу, по лесу
И колючками своими
Колется, колется.
А я ёжику – ежу,
Ту тропинку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки.
Бигуди в руках катаю (бигуди)
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Ёжик выбился из сил- (мячик)
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
3. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.
- Сейчас мы выполним упражнения для горла, челюсти, щёчек, и гимнастику для языка и губ.
Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.
Упражнение на развитие дыхания.
Вертушки для развития дыхания - 3 раза.
Для горла
А – а – а - 3 раза
Э – Э –Э - 3 раза
Аэ –Аэ –Аэ – 3 раза
Для щёк
Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую – 3 раза.
Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.
Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.
Для нижней челюсти
Жевательные движения - 3 раза
Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза
Для губ
« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»
Для языка
«качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «барабанщик».
4. Сообщение темы занятия
- Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик. А поможем нам в этом наш друг тигрёнок.
Характеристика артикуляции звука [ Р ] вспоминаем.
- Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)
А теперь произносим тр – тр – тр – 3 раза
Затем др – др –др – 3 раза
- Загадка.
- Ребята, а сейчас я хочу загадать вам русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?».
Несмотря на то, что у нас много общего, всё – таки у нас есть что – то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает от других. Что это?
Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека есть своё имя. Для чего оно даётся?
Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.
Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир(любящий мир), Людмила(милая людям),
Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.
- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.
2. Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?
Света
Аня
3. «Шифровальщики».
Каждый ребёнок расшифровывает имя.
А А С Ш Д Е А Н Й Р
2 4 1 3 3 5 1 2 6 4
В Я И Т
1 4 2 3
Это неполные имена. А ещё человека можно назвать полным именем.
4. Игра «Назови полное имя».
«Сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван».
Сейчас я Саша, вырасту, буду Александра
Сейчас я Витя, вырасту, буду Виктор
Сейчас я Андрюша, вырасту, буду Андрей
5. «Назови своё отчество»
Если меня зовут Вероника Васильевна, то как зовут моего папу?
А как твоё отчество? Как зовут твоего папу?
Папа Саши – Андрей, значит Александра Андреевна
Папа Вити – Леша, значит Виктор Алексеевич
Папа Андрея – Миша, значит Андрей Михайлович
6. Знакомство с ласковыми именами.
Каждого человека можно назвать по имени ласково. Сейчас я вам прочту рассказ
О.Кириллова «Книга ласковых имён».
КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
- Ты чего горюешь? – спросил я.
- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка - пипетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.
- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
- А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.
- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:
- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.
- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.
- Как звали девочек? Какие ласковые слова их расколдовали? Назовите своего друга ласковым именами «расколдуйте его».
7. Значение имени.
А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение?
Например: Александр – мужественный, сильный, смелый.
Алексей – защитник.
Ирина – мирная, добрая, ласковая.
Может быть, кто-нибудь, знает, как переводятся ваши имена?
- Я вам сейчас расскажу.
Александра - защитница человечества, лидер.
Виктор – сильный, решительный
Андрей - мужественный, трудолюбивый
8. Многие люди носят одинаковые имена.
У вас в группе есть дети с одинаковыми именами?
Как называют таких людей? (Тёзки).
Человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.
У каждого имени есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, который оберегает человека, который назван этим именем. Этот святой изображён на именной иконе.
У каждого из вас есть именная икона. Хотите увидеть?
9. Рассматривание икон детей
Показать икона Александра, Виктор, Андрей.
10. Игра-загадка «Раздаём имена».
Кому какое имя-характеристика подойдёт: «Веселушка», «Грустиночка», «Сластёна», «Отважный», «Непоседа».
11. Итог.
О чём мы сегодня говорили?
Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли? (ласково)
О каком звуке мы с вами сегодня говорили?
Давайте произнесём слова имена , в которых этот звук стоит в начале, середине, и конце.
Роман – Сергей - Виктор
Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались. Спасибо.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Достопримечательности Советского района» в подготовительной группе.
Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях Советского района, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками...
Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».
Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из солено...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами музыки в подготовительной к школе группе «Наша Армия»
Занятие, приуроченное ко Дню защитников Отечества, будет интересно музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Конспект логопедического занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша родина - Россия"
Целью занятия является расширение и активизация словаря по теме "Наша родина", развитие навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения дифференцированно употреблять звуки С и ...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию «День российского флага» в подготовительной группе.
Цель: познакомить детей с понятием Родина, Отечество; воспитывать патриотические чувства. Создание праздничной обстановки для понимания дошкольниками значения даты «22 августа»....